Найти в Дзене

Александра Мейсурова: о женском пути в науку, предубеждениях и призвании. К Международному дню женщин и девочек в науке

11 февраля по инициативе ООН отмечается Международный день женщин и девочек в науке. Мировое профессиональное сообщество обеспокоено тем, что среди исследователей всего 30% женщин, и старается привлечь внимание к этой проблеме.

О женском пути в науку мы побеседовали с единственным в Тверской области дипломированным специалистом, имеющим степень доктора биологических наук по специальности «Экология», деканом биологического факультета ТвГУ Александрой Федоровной Мейсуровой.

Эта инициатива подчеркивает важность и значимость исследований, которые проводятся женщинами, особенно в тех странах, где традиционно роль женщины была иной.

— Александра Федоровна, примите наши поздравления по случаю праздника женщин в науке. Знали ли вы о его существовании и как к нему относитесь?

— Благодарю за поздравление. Как человек, который вырос в семье, где занимались научной деятельностью, и как человек, который впоследствии выбрал свой путь профессиональной деятельности, связанный с наукой, не могу не знать о профессиональных праздниках: Всемирном дне науки за мир и развитие (10 ноября), Дне Российской науки (8 февраля). Инициатива ООН учредить в 2015 году Международный день женщин и девочек в науке (11 февраля) сделало тройным празднование любимого дела. Это не может не радовать. Эта инициатива подчеркивает важность и значимость исследований, которые проводятся женщинами, особенно в тех странах, где традиционно роль женщины была иной.

— На момент защиты своей диссертации Вам было чуть больше 30 лет, и Вы стали одним из самых молодых докторов наук в Тверском государственном университете. Что помогло вам в этом? Расскажите о том, как складывался ваш научный путь.

— Мне было 34 года, когда состоялась защита моей докторской диссертации, впрочем, и кандидатом наук я стала довольно рано, досрочно защитив диссертацию в 24 года. Ни в одном из случаев не было цели защититься к определенному сроку. Это было не главным. Была интересная исследовательская задача, мысль, которая захватывает тебя все 24 часа, искреннее желание найти ответы, проверить гипотезы, провести эксперименты, и конечно, профессиональные наставники, которые, являясь проводниками в мир науки, способствовали развитию моего интереса, грамотно направляя и поддерживая.

Не скрою, одного энтузиазма для решения научных задач, особенно тех, что пришлось решать мне при работе с докторской, недостаточно. Была поддержка со стороны администрации вуза. В бытность, когда Л.Н. Скаковская была проректором по науке в университете, молодым ученым выплачивался даже двойной оклад. Деньги небольшие, как и период, в течение которого осуществлялись выплаты, но в переломный момент помогли принять единственно правильное решение для себя – не уходить, остаться и продолжить научные исследования, несмотря на все объективные и субъективные трудности.

Серьезной поддержкой стал грант Президента для молодых ученых, заявка на который в 2010 году была поддержана, и я получила необходимые финансовые средства. Для меня это была огромная ответственность. Всю работу, которую я планировала выполнить за 10 лет, благодаря финансированию гранта Президента мне пришлось выполнять за 2 года. Как выдержала? Сама удивляюсь. Наверное, помогли максимализм, присущий молодости, энтузиазм, желание выполнить качественно свою работу. Когда есть цель и понимание того, как это выполнить, единственное что может остановить – это недостаток финансовых ресурсов, а тут их предоставили. Работа над исследованиями осуществлялась в очень жестких рамках. Никто не снимал с меня нагрузку по основной работе и другие дополнительные обязанности. Я не уходила в докторантуру, вся работа была без отрыва от производства, ежедневно в вечернее и ночное время, а также в мои выходные. Да и семейные обязанности с меня никто не снимал, однако поддержка семьи была со мной всегда.

Когда научные исследования были выполнены полностью, результаты неоднократно апробированы на конференциях и опубликованы в журналах, что в общем-то являлось условиями получения гранта, оставалось оформить все это в докторскую диссертацию. На это ушло примерно год с небольшим, в 2014 году я защитила докторскую диссертацию в диссертационном совете Национально-исследовательского Белгородского государственного университета.

— Как ощущаете себя в этом качестве?

— Довольна, что смогла справиться, преодолеть сложности, выполнить поставленные задачи. Это как в спорте, когда ты долго тренируешься, многого лишен, однако это стоит того. Результат оправдывает вложенные ресурсы.

Видимо, я оказалась в правильном научном сообществе, где наука и гендерное равенство являются неотъемлемыми элементами.

— Сталкивались ли вы на этом пути с предубеждениями относительно женщин и их роли в науке?

— На своем пути я никогда не сталкивалась с гендерным неравенством. Среди коллег, с которыми я проводила совместные исследования в начале пути и с кем продолжаю делать научную работу сейчас, много мужчин, впрочем, как и женщин. Этот вопрос никогда не поднимался, особенно когда есть совместное дело и понятна целесообразность участия каждого. Вопрос пола участника — это последнее, что может прийти в голову. Видимо, я оказалась в правильном научном сообществе, где наука и гендерное равенство являются неотъемлемыми элементами, что определило успех в целом. Я благодарна всем, как мужчинам, так и женщинам, с которыми я работала. Я надеюсь, мы продолжим работать также продуктивно.

А вот с чем реально мне пришлось столкнуться, так это скорее с «возрастным» неравенством, но, к счастью, это не стало каким-то серьёзным препятствием в деле или ограничением в работе. Мне приходилось сталкиваться с многочисленными комментариями по поводу несоответствия моего возраста тем или иным назначениям. Например, при защите кандидатской мне говорили «молодая», при защите докторской – «слишком молода для доктора наук» и т.д. Путь моего профессионального становления и продвижения по карьерной лестнице всегда сопровождался комментариями в отношении не совсем подходящего возраста. Но время бежит, и с возрастом такие формулировки я стала воспринимать уже как комплимент.

— Является ли наука для вас призванием?

— Сложный вопрос. Если честно, я никогда не смотрела на свою работу, связанную с научной деятельностью, как на призвание. Можно уверенно сказать, целенаправленно я не искала призвания. Было много факторов, которые способствовали моему становлению именно в науке: сама среда, интересная учеба на факультете, профессиональные преподаватели, преданные своему делу. Все это увлекало и не оставляло места мыслям о поиске иного пути. Не скрою, наука – это то, что заставляет меня постоянно развиваться, учиться новому, непрерывно совершенствоваться, преодолевать противоречия, не ограничивает мою деятельность. Это моя интеллектуальная жизнь. И я рада, что это стало моей профессией.

— Как много времени занимает научная деятельность в вашей жизни?

— Почти все время. Правда, она сильно трансформировалась под влиянием многих факторов. Например, со временем задачи, которые ставишь перед собой, становятся более масштабными, и их выполнение возможно не только собственными усилиями, но и с помощью команды. В этой связи понимаешь, как важно вырастить из молодого поколения достойную смену, преодолеть все противоречия на пути к этому. Через работу с ними трансформируются твои научные взгляды, работа в смежных областях расширяет кругозор, все это насыщает тебя и делает исследования другими.

— Остается ли время для других занятий и увлечений?

— Не так много, как хотелось бы. Но иногда мне удается заниматься живописью и прикладным творчеством. Спорт стал неотъемлемой частью жизни, очень мотивирует.

Александра Федоровна со своими студентками.
Александра Федоровна со своими студентками.

— Для чего, по Вашему мнению, студенткам и студентам нужно идти в науку? Как понять, что это твой путь?

— На мой взгляд преимуществом науки перед всеми другими сферами (пожалуй, не считая творчества) является отсутствие границ, неких пределов. Во многих профессиях этот предел присутствует. Несомненно, он разный у каждого в силу многих причин. Достигнув его, человек в этих случаях нередко начинает осваивать новые специальности. И это хорошо, на самом деле.

Преимуществом науки перед всеми другими сферами (пожалуй, не считая творчества) является отсутствие границ.

Однако есть люди (студенты или студентки), которые испытывают потребность в познании совершенного иного уровня, более высокого, которое не может быть ограничено рамками должности с прописанным функционалом обязанностей. Эти люди имеют желание двигаться в заданном векторе, глубоко разбираться в каком-то вопросе и не быть ограниченными. Им, несомненно, следует идти в науку. Только она сможет удовлетворить этот «научный голод», развить способности. Никакие ограничения, в том числе и отсутствие финансирования, не должны стать препятствием на пути к профессиональному успеху. Наоборот, чем сильнее и искреннее желание познать новое, воплотить и реализовать задуманное, тем больше вероятность оказанной поддержки в отношении молодых ученых. Для них сейчас создаются отличные условия для реализации себя в науке, которых не было лет 20 назад. Научное сообщество — это единственная среда, в которой такой человек сможет реализоваться и принести пользу как себе, так и делу, которому он посвятит всю свою жизнь.

Пресс-служба ТвГУ благодарит Александру Федоровну за интервью, поздравляет всех женщин и девочек, занимающихся наукой, с праздником и желает успехов и вдохновения!