Найти тему
Христианская Газета

Отче наш, сущий на небесах!

Вновь на наших страницах разбор молитвы «Отче наш» по проповеди пастора церкви «Вифания», отошедшего к Господу, ИСУПОВА Б. Г.

Каждая фраза в молитве Господней имеет глубокий смысл. Зная это, мы можем использовать ее, не буквально повторяя каждое слово, но в качестве схемы для наших молитв. В предыдущих номерах «Христианской газеты» мы говорили о том, что Бог - наш Отец, обитающий на всех небесах, и нет места во Вселенной, где бы Он не находился. Далее шла речь о важности прославления Бога в начале каждой молитвы, о том, что значит Царство Небесное для каждого из нас, и о том, как узнавать волю Божью для себя. Сегодня будут подняты не менее важные темы, касающиеся наших отношений с Богом.

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫй
дай нам на этот день

Ничто в Библии не указывает так ясно и конкретно на нашу зависимость от Бога, как эта просьба. Как малое дитя целиком зависит от своих родителей, так и чадо Божие зависит от своего Небесного Отца во всех своих нуждах.

“Хлеб наш насущный дай нам на сей день”. Без хлеба человек жить не может, и этот факт усмотрен в молитве Господней. Это молитва о настоятельной потребности человека. Но следует добавить, что прошение это нельзя ограничить только нашими физическими нуждами, в него включена и необходимость духовного хлеба, но об этом скажем немного позже.

Разве это не дивно, что Бог, Всемогущий Творец неба и земли, Тот, Который держит все словом силы Своей, Бог, у Которого “народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах”, что этот Бог так заинтересован твоей и моей жизнью! Так говорит Библия о нашем Боге. Он даже считает птиц небесных, и ни одна из них не упадет на землю без Его воли. Писание говорит, что Богом сочтен каждый волосок на голове нашей. О, если бы мы могли постигнуть эту дивную истину, что Бог Вселенной беспокоится о каждой нашей нужде во всех отраслях нашей физической и духовной жизни! Малейшая деталь моей незначительной жизни входит в сферу Его заботы. Слава и благодарение Ему!

Он говорит: “Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него”. “Хорошо, - скажете вы, - если Бог уже знает нашу нужду перед тем, как мы даже начнем молиться, то зачем вообще просить у Него? Зачем говорить Ему о том, что Он уже знает?”

Это как раз и приводит нас к самой сущности молитвы. Смысл молитвы не в том, что мы якобы информируем Бога о чем-то, Ему неизвестном. Нет, вся цель молитвы – привести нас в общение с Богом и постоянно напоминать нам, что мы зависимы от Него.

Притом заметьте, что молиться мы должны всегда, постоянно, ежедневно: “Хлеб наш насущный дай нам на сей день” - не на завтрашний день, но на сегодняшний. Это значит, что я должен ежедневно молиться о своих нуждах. Бог не дает нам все в одной общей сумме. Это было бы весьма опасно для нас. Что бы произошло в таком случае? Пользуясь дарами, мы со временем забыли бы Даятеля, Бога нашего. Самое удивительное, что Бог хочет иметь с человеком общение, Он желает, чтобы мы как дети Его приходили к Нему и излагали свои нужды перед Ним. Разве это не изумительно?

От начала до конца в Библии постоянно слышен Божий призыв к молитве.

“Он помилует тебя по голосу вопля твоего и, как только услышит его, ответит тебе”, - так говорит наш Бог устами пророка Исаии. Бог любит нас. Для Него драгоценен наш вопль, наша просьба о насущном хлебе.

Мы целиком в Его руках. Бог мог бы не дать солнца и дождя или Он мог бы уничтожить урожай, если бы Он захотел, и мы могли бы быть лишены хлеба. В Божией руке дыхание каждого из нас, и давайте никогда этого не забывать. Отдавайте Ему славу всегда.

Вне всякого сомнения, когда Господь учил нас молиться: “Хлеб наш насущный дай нам на сей день”, то Он имел в виду благосостояние человека как в физическом, так и в духовном понимании. «Ибо не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Это не значит, что человек должен жить без хлеба. Но есть хлеб и для нашего духовного человека – Слово Божие, всякое Слово, исходящее из уст Божиих. Человек состоит не только из плоти, но у него есть вечный дух, который нуждается в питании.

Иисус Христос сказал: “Я есмь хлеб жизни. Ядущий хлеб сей будет жить вовек!» Без Христа человек духовно мертв. Поэтому Бог отвечает на молитву как о физическом, так и о духовном хлебе, приходящем через слово проповеди, чтение Библии или через личное общение с Ним. И только тогда человек воистину жив будет, когда вкусит этот хлеб жизни.

Когда мы просим о хлебе насущном, мы всегда должны помнить о всех голодающих. Сколько страждущих людей в этом мире! Сколько братьев и сестер, тоже искупленных кровью Иисуса, которые не имеют того, что имеем мы. Чего стоит моя вера, если я скажу страждущему брату или сестре “иди с миром, грейся и питайся” и ничего им больше не сделаю? Слово Божие говорит: “Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находились в теле”. Местоимением “мы” и “наши” Христос напоминает нам, чтобы мы включали в объятия наших молитв всех голодающих, всех нуждающихся. Каким чудным примером в этом является наш дивный Господь! Помните, как, вися на Голгофском кресте, истекая кровью, в неописуемых муках и агонии Он молился за нас: “Прости им, ибо не знают, что делают”? В момент адских нападок и мучений Он молился за нас, грешников.

И ПРОСТИ НАМ ДОЛГИ НАШИ,
КАК И МЫ ПРОЩАЕМ ДОЛжникам НАШИм

Прощение грехов - это величайшее чудо из чудес. В конечном счете главным и основным фактом Евангелия является прощение грехов. Для чего пришел Христос на эту землю и почему умер Он на Голгофском кресте? Для того, чтобы сделать возможным твое и мое прощение. Без прощения наших грехов мы не имели бы доступа к Богу, мы не могли бы наследовать жизнь вечную. Другими словами, без прощения грехов мы были бы обречены на вечную гибель. Поэтому быть прощенным является величайшим благословением, которое человек может получить. Немудрено, что псалмопевец восклицает: “Блажен, кому отпущены беззакония, и Господь не вменит греха…” (Пс.31:1-2). Именно этим христианство отличается от всех других религий и учений: оно гарантирует полное и абсолютное прощение всех грехов. Слово Божие говорит: «Все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Иисуса Христа получит прощение грехов (Деян.10:43), а в другом месте Писания Петр говорит: “Да будет известно вам, мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов”.

В молитве “Отче наш” Господь не упустил эту коренную истину, но напоминает нам о необходимости прощения грехов: “Прости нам долги наши. Как и мы прощаем должникам нашим”.

Как ни странно, есть люди, которые говорят, что нет надобности просить о прощении, потому что мы так или иначе оправданы перед Богом верой в Иисуса Христа. Но что значит оправдание согласно учению Евангелия? Это значит, что Бог грешнику вменяет праведность Иисуса Христа, если он верой принял Его как своего Спасителя. Но, тем не менее, это не значит, что грешник делается праведным в том смысле, что он больше не в состоянии грешить. Будучи омыты кровью Иисуса Христа, мы все равно способны согрешать и нуждаемся в прощении наших постоянных согрешений. Об этом ясно пишет апостол Иоанн в своем послании, обращенном к детям Божиим. Вот что он говорит: “Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши (заметьте, что он имеет ввиду и самого себя), то Он (т.е. Бог), будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды”. И то, что он сказал до этого, еще раз повторяет, чтобы никто не сомневался: “Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас”.

Итак, Иоанн пишет верующим, чтобы они исповедовали грехи свои. Можно сказать, что чем ближе мы к Господу, тем огромнее и ужаснее покажется нам греховность нашего сердца. Человек, который не видит мерзости и осквернения своего сердца, на самом деле или не возрожден или, как говорит апостол Петр, он “слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих”.

В 18-й главе Евангелия от Матфея Христос привел одну изумительную притчу о прощении. Побудил Спасителя сказать эту притчу вопрос, заданный Ему Петром: “Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?”. Иисус ответил ему: “Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз”. Это значит 490 раз! И тут Христос рассказал об одном царе, который решил рассчитаться со своими рабами. Один из них должен был ему десять тысяч талантов, на наши деньги это приблизительно 20 миллионов рублей. Раб тот не имел таких денег и начал умолять царя, чтобы он отсрочил ему уплату долга. Государь же тот умилосердился над ним и простил ему весь долг его. И теперь посмотрите, как поступил этот прощенный раб. Один из его товарищей должен был ему сто динариев – это приблизительно 200 рублей. Найдя его, он взял его за горло и начал душить. И тот умолял: “Потерпи на мне, и все отдам тебе”, - но он не захотел ждать и посадил его в тюрьму, пока не отдаст ему последнюю копейку.

Что хотел Христос сказать этой притчей? Он указывает, какой большой долг был прощен каждому из нас по сравнению с тем долгом, который нам должен брат наш.

“Петр, - говорит Господь, - если тебе и придется простить брата твоего 490 раз, то это ничего по сравнению с тем долгом, который простил тебе Отец твой Небесный”. Поэтому, когда молимся: “Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”, то мы этим показываем, что мы прощены. Если мы знаем, что наши грехи прощены Богом, а сами отказываем в прощении согрешений людям, это значит, что сами не пережили Божьего прощения. Тот, кто знает, что прощен и омыт кровью Иисуса Христа, должен прощать других. Он иначе не может поступить.

Заметьте, какое значение Господь придает необходимости прощения с нашей стороны. Сразу же после этой молитвы Христос добавляет слова: “Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. Если ты не готов простить, то ты не имеешь права просить о прощении о собственных согрешений! Прощение кого-либо является условием для меня, чада Божьего, просить прощения у Бога.

Нет ничего более драгоценного для Бога и ненавидимого диаволом, как наша готовность прощать. Отчего дело Божие иногда терпит поражение? Не оттого ли, что в сердцах детей Его таится горечь, злоба, месть и недружелюбие? Это величайшее преступление, совершающееся в среде верующих. Есть верующие, которые приходят к престолу Господню, но которые годами не разговаривают друг с другом. Исповедуем же сегодня этот грех Господу, чтобы молитвы наши имели доступ к трону благодати: “Отче наш. Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”. Прости от сердца обидчика своего, чтобы не дать повода врагу и не нанести ущерба делу Божьему. Помни, когда ты прощаешь другого, ты даешь Богу возможность обильно излить благословения на тебя.

Да, Он пришел взыскать, спасти погибшее и восстановить общение грешника с Богом. О, неизреченная любовь Христова, кто может ее постигнуть?! Какой чудный повод тебе, мой друг, верить, что Бог тебя любит, что Он ищет твоего общения. Но оно возможно только, тогда когда ты с покаянием и верой в Иисуса Христа примешь Его прощение. Тогда ты можешь присоединиться к молитве Господней и вместе с сотнями, тысячами и миллионами искупленных душ сказать: “Отче наш!”

Если Он еще не твой Отец, то почему не сродниться с Ним вечными узами любви верой в Сына Его, Господа Иисуса Христа? “Приходящего ко Мне не изгоню вон”, - говорит Христос.