Найти тему
Моя Россия.ru

"Великий мирный договор" - или бесконечная война превосходства технологий

Виктор Гюго называл всемирные выставки «великим мирным договором».

Первая Всемирная промышленная выставка состоялась в 1851 году, в Лондоне, в Гайд-парке. Для экспонатов выставки специально был построен "Хрустальный дворец".

Первая Всемирная парижская выставка прошла в 1855 году.

Она была посвящена достижениям промышленности, сельского хозяйства, а также изящным искусствам.

Для проведения этого мероприятия был возведен Дворец индустрии – по образцу лондонского Хрустального дворца, выстроенного к предыдущей всемирной выставке.

На парижской выставке 1855 года, были представлены: газонокосилка, швейная машина Зингера, говорящая кукла.

Алюминиевые слитки, или как их тогда называли "серебро из глины", так же впервые демонстрировались во Дворце индустрии.

Следующую Всемирную французскую выставку 1867 года, Эмиль Золя назвал "всемирной гостиницей".

Её посетили царствующих особы – короли и принцы, султан, эмир, сёгун, а еще – русский император Александр II (кстати, именно тогда, во время визита на ипподром Лоншан на него было совершено второе покушение).

Французские литераторы – Виктор Гюго, Александр Дюма-сын, Теофиль Готье – принимали участие в создании путеводителя для выставки Paris-Guide, ведь на ней впору было заблудиться.

На выставке были построены: восточный минарет, китайский театр, тирольская деревня, английский колледж, русская изба. Из технических аппаратов публику привлекали: телеграфный аппарат, пушка Круппа, шарикоподшипники, гидравлический лифт.

Всемирная французская выставка 1878 года открыла миру: телефонный аппарат Александра Белла, самолет дю Тампля, свечу Яблочкова, а также впервые показала всему свету голову Статуи Свободы и ее руку, держащую факел – туловище к тому времени еще не было закончено. Листайте карусель - 2 фото.

Гигантской входной аркой на территорию экспозиции Всемирной парижской выставки 1889 года была Эйфелева башня.

Сам Гюстав Эйфель, чье инженерное бюро занималось разработкой проекта сооружения, называл свое детище «трехсотметровой башней»

Все предыдущие выставки затмила своей роскошью и грандиозным размахом Всемирная выставка 1900 года.

Франция, как сторона-организатор, представила интереснейшие произведения архитектуры: Лионский вокзал и вокзал Орсэ (ставший потом музеем), мост Александра III, Большой и Малый дворцы.

Мост Александра III

Чтобы не перекрывать вид на Елисейские поля, мост был поднят на высоту 6 м, что было по тем временам, смелым новаторством.

Длина моста 107,5 м, его ширина 33,5 м..

Проект сооружения разрабатывало то же бюро, что и Эйфелеву башню.

Все элементы делали в заводских цехах Ле Крезо. Работу над проектом возглавили инженеры Альби и Резаль. Листайте карусель: 16 фото

Россия представила на выставке несколько своих грандиозных произведений, среди них:

Каслинское чудо — ажурный чугунный павильон

Каслинский павильон  послужил выставочной витриной для «кабинетных вещей». Его длина составляла 10 м, а высота с ажурной решеткой — 5,8 м, занимаемая площадь — 91 м.

Европейская общественность была поражена изяществом барельефов, красотой экспонатов, расположенных внутри павильона, скульптурой «Россия», стоявшей на входе. Композиция «Россия» выполнена в виде девушки-воительницы, держащей в руках щит и меч, по модели известного скульптора Н. Лаверецкого.

На ней надет старорусский воинский наряд, а рядом расположены атрибуты царской власти.

Проект павильона был разработан петербургским архитектором Баумгартеном.

Панно

На выставке было представлено панно, состоящее из 28 картин. Его авторами были Константин Коровин  и Александр Головин. Листайте карусель: 8 фото.

Балалайки Врубеля

Как Михаил Александрович Врубель расписывал балалайки, записала М. К. Тенишева в своей книге "Воспоминания моей жизни". Листайте карусель: 8 фото

Матрешка Василия Звездочкина

Мастер Василий Звездочкин по эскизам Сергея Малютина  выточил и привез в Париж куклу, которую потом будут называть исконно русской – матрешку.
Мастер Василий Звездочкин по эскизам Сергея Малютина выточил и привез в Париж куклу, которую потом будут называть исконно русской – матрешку.

Всемирные выставки стали способом продемонстрировать миру достижения каждой страны и улучшить взаимоотношения между государствами и их гражданами, или же, напротив, это были попытки доказать собственное превосходство в глазах всего мира?

А вы что думаете по этому поводу, уважаемые читатели?