Покерист рассказал, чем отличается онлайн- и офлайн-покер, как бесплатно поехать на турнир и почему нельзя зацикливаться на проигрышах.
В прошлый раз Александр рассказал о начале своей карьеры и особенностях покера как игры. Теперь — подробнее о турнирах, победах и проигрышах, а также об ошибках любителей.
Александр рассказал:
- как бесплатно участвовать в турнирах с крупным стартовым взносом;
- зачем он спит по полчаса перед играми;
- какое поражение он долго не мог пережить;
- об основных ошибках любителей;
- почему любому индивидуалу необходима команда.
— Твой ник — AlexZАЗ. Что он означает?
— Каждый покерист придумывает себе никнейм: по нему тебя узнают на форуме GipsyTeam, с ним ты играешь в румах. По изначальной задумке, я назвал себя AlexZA3, но почему-то все читали это прозвище как «Алексзаз», а не «Алекз А-три». Со временем я привык: если тысяча человек запомнили тебя как Алексзаза, зачем их переубеждать?
«Живая игра — это больше про эмоции, чем про заработок»
— Какой формат игры тебе ближе: онлайн или офлайн?
— Я играю и там и там, но чётко разделяю их для себя. Офлайн — это прежде всего отдых и развлечение. Ты встречаешься с друзьями и коллегами, заряжаешься эмоциями, кайфуешь от живых реакций и разговоров, бросаешь на стол реальные фишки… даже кубок настоящий можешь выиграть! Но офлайн-формат — совсем не для заработка.
Читайте также:
Андрей Котельников: «Я заработал в покере более 1,5 млн долларов и перестал ходить на работу»
— Почему?
— Во-первых, из-за скорости. В онлайн-покере я играю 50–60 турниров в день. Чтобы набить такое же число турниров в офлайне, мне придётся колесить по миру полгода-год. Вот и сравните: день против года. И это несмотря на то, что в офлайн-покере для большей продуктивности проводятся серии — это когда сразу несколько турниров проходят в одном казино в сжатый срок.
Раньше я постоянно ездил в офлайны и не показывал никакого результата. Всё из-за того, что не мог набрать дистанцию, наигрыш, который бы победил дисперсию.
Во-вторых, проживание в гостинице, питание, перелёт — всё это стоит денег. И не факт, что ты сможешь возместить все эти расходы. Офлайн — очень затратный формат.
— Неужели спортсменов-покеристов никто не спонсирует?
— Нет, это не распространено. Есть только два возможных варианта. Первый: ты заключаешь контракт с крупным сайтом или покер-румом, и тогда они оплачивают все твои поездки в течение, например, года. Организовать такое сотрудничество тяжело: людей с подобным контрактом в России можно пересчитать по пальцам.
Второй вариант финансирования: выиграть сателлит — это отборочный онлайн-турнир. Заходишь в него с маленьким стартовым взносом и при победе получаешь билет на международный турнир, где стартовый взнос крупный (сам взнос, перелёт, расходы — всё это тоже оплачивают). Площадки вроде PokerStars часто устраивают подобные мероприятия.
— Ты когда-нибудь выигрывал такой сателлит?
— Много раз! В 2015 году я отобрался на турнир и выиграл путёвку на Багамы. Зашёл в сателлит за 33 доллара и выиграл пакет стоимостью 17 000 долларов: он включал в себя перелёт, проживание в дорогом отеле, а также участие в турнире со взносом в 10 000 долларов и компенсацию личных расходов.
Покер подарил мне мечту: я полетел на почти необитаемый остров в Атлантике, где сделал предложение девушке, с которой живу и счастлив по сей день.
Недавно аналогичным способом я выиграл три пакета в Сочи. Конечно, цифры были чуть меньше, но всё равно приятно: зашёл за 200 долларов, выиграл 4000 — оплата гостиницы Marriott, транспортных расходов, стартового взноса на турнир в 2000 долларов.
— Как ты настраиваешься на турниры?
— Полчаса или час перед турниром я обязательно отдыхаю. Сижу, ничего не делаю, если получится — засыпаю. Опыт показал, что даже за 30 минут мозг успевает перезагрузиться и я чувствую себя бодрым на ближайшие 10 часов игры. Не клюю носом, не устаю, а, наоборот, лучше концентрируюсь.
В своём Telegram-канале я подробно описал 11 пунктов, которые в комплексе помогут покеристу быстрее расти и добиваться результатов.
Важно поддерживать себя в хорошей физической форме. Но в Сочи следовать здоровому режиму не особо получается: ты встречаешься с друзьями, с которыми давно не виделся, вы сидите до 5–6 утра или идёте в бар, и полноценно отдохнуть выходит не всегда.
— Если я не ошибаюсь, именно в Сочи ты одержал свою самую крупную офлайн-победу…
— Да, в марте 2021 года я выиграл турнир DeepStack на European Poker Tour: 186 участников, 1100 долларов взноса и 40 тысяч долларов чистого выигрыша! Эта победа стала самым ярким моментом моей карьеры. Я тогда чуть в обморок не упал. Тот драйв, адреналин, эмоции — они незабываемы, как напоминание на всю жизнь, зачем я вообще играю в покер.
До этого у меня долго не складывалось: никогда не проходил далеко в турнирах, максимум занимал седьмые-восьмые места и не мог пробиться дальше. Да, иногда получал большие призовые, но хотелось побед! Выигрыш в Сочи поставил точку после всех предыдущих неудач, я почувствовал себя увереннее. Разогнался: поехал на следующую серию, тоже забрал кубок и пошёл дальше «разваливать» всё подряд. 2021 год — самый успешный в моей карьере.
«Оно крутилось у меня в голове около года»: про самое обидное поражение
— О победах говорить приятнее, чем о поражениях, но всё же. Был ли в твоей карьере проигрыш, к которому ты постоянно мысленно возвращался и не мог его отпустить?
— О да! В 2014 году я играл на одном онлайн-турнире, где за первое место давали 380 тысяч долларов — сумасшедшие деньги! Вход стоил 215 долларов. Весь путь я держался хорошо, нас осталось всего 15 человек.
И вот я очень обидно проигрываю огромную раздачу. На доске — король, два, три. У меня туз и король, у оппонента — король, дама. Он ставит все свои фишки, я уравниваю. На тёрне выпадает семёрка, а ривером — дама.
Двигаемся дальше: остаётся 12 человек, у меня в запасе ещё немного фишек. С картами туз и девять проигрываю паре восьмёрок. И вроде рабочая ситуация, но понимаю, что мог сыграть её иначе: если бы заранее прогуглил никнейм соперника, то узнал бы, что месяц назад он выиграл 800 тысяч в Вегасе, и не вылетел бы.
— Что же было дальше?
— А дальше самое обидное. После вылета я просто минут десять смотрел в монитор. В это время оставшиеся игроки решили поделить призовой фонд. Тот, которому я проиграл в первый раз, забрал около 270 тысяч долларов, а тот, кто обыграл меня с восьмёрками, получил 240 тысяч. Все остальные заработали около 100 тысяч. Я тогда был новичком и долго не мог отпустить эту ситуацию, грыз себя, ломал, расстраивался. Эти деньги были просто огромными! Этот проигрыш как камень лежал на душе.
Прежде всего я корил себя за невнимательность, что не пробил информацию об оппонентах, махнул на это рукой. А ведь в покере, как и в жизни: кто владеет информацией, тот владеет миром. Эта ситуация стала важным уроком на будущее: я пообещал себе, что больше не допущу подобной ошибки.
— Что тебе помогло пережить её?
— Эти раздачи крутились у меня в голове около года. До тех пор, пока я не сходил к другу-психологу. Он предложил проработать этот болезненный вопрос, и я согласился. Поначалу вообще не верил, что психология мне поможет, думал: «Да что за фигня!»
Как же я ошибался! Иронично то, что я не только избавился от давления того проигрыша, но и буквально через полтора месяца после консультации выиграл свой первый кубок. А дальше — просто разогнался и пошёл разваливать всё подряд в пух и прах.
— А что с психологическим состоянием сейчас? Ты играешь по 8–10 часов в день. Не выгораешь?
— Бывает. Особенно легко выгореть, если игра никак не складывается. В таких ситуациях я просто беру выходные: занимаюсь теорией, провожу время с семьёй и с друзьями, перезаряжаюсь и меняю обстановку. Анализирую свою игру: я ошибся или мне просто не повезло? Всё это в совокупности помогает вернуться в покерное русло в хорошем настроении, встроиться в колею и побеждать дальше.
«Покер — индивидуальная игра, но расти с командой гораздо легче»: о своей школе и ошибках любителей
— Курс «Покер и логическое мышление», на котором ты выступаешь спикером, предназначен для любителей. Какие самые частые ошибки совершают люди на этом уровне?
— Выделю два основных момента.
Первая и основная ошибка игроков средних лимитов — неправильная постановка банкролл-менеджмента. Если с неверно поставленным банкроллом ты попадёшь в негативный сценарий (которые в покере случаются постоянно), потеряешь всё: скатишься вниз, и придётся начинать заново.
Пример непроработанного банкролла: у среднего игрока было 5000 долларов, он проиграл 2000 в турнирах, ещё 2000 он вывел на жизнь и личные расходы. С оставшейся тысячей он чувствовал себя некомфортно: постоянно думал о потерях и из-за этого сбил себе всю игру.
Я и сам много раз обжигался на банкролле, имея 10 тысяч долларов, сходил с ума: «Как же это много! Мне хватит на всю жизнь!» В итоге не очень играл на турнирах и терял всё.
Решение. Проведи полноценный анализ своих средств на игру. Распредели банкролл по пунктам и статьям расходов. Обязательно учитывай вероятность проиграть всё: в теории это никак не должно отразиться на твоей жизни.
Если сейчас тебе дорого играть турниры со взносом в 50 долларов — играй по 10. Дорого 10? Играй по 5. Набей дистанцию в этой категории, поднакопи 3000–5000 и поднимайся по лимитам. Если двигаться по лимитам резко, а не плавно — в конце концов обязательно полетишь вниз.
— А какая вторая ошибка?
— Вторая ошибка гораздо прозаичнее — это отсутствие дисциплины. Ты должен профессионально подойти к планированию своих турниров: изучить сетку, выбрать из неё хорошие турниры (со слабым составом), убрать плохие, составить чёткое расписание.
А то как часто делают любители: пофиг, какой турнир, какой состав — играем! Регистрируются наугад и в итоге разгоняют свою дисперсию, подрезают математические ожидания и чаще проигрывают.
— Выходит, покерный игрок сам выстраивает себе расписание? Я думала, это делают менеджеры…
— Мы сами себе директоры и начальники. Захотели — устроили выходной, захотели — работаем, захотели — улетели на Мальдивы на две недели, и ни у кого не нужно спрашивать разрешения — это огромный плюс.
В школе покера «КОТ-МТТ», где я преподаю, есть специальная программа — анализатор турниров. По своей системе она определяет, какие турниры хорошие, а какие — плохие. Например, выбираешь временной отрезок с десяти утра до пяти вечера и «расписатор» показывает, какие турниры в этот период подходят тебе больше всего. Ты просто заходишь в них и зарабатываешь максимальное количество денег.
— К слову, о школе покера: «КОТ-МТТ» вы открыли совсем недавно. Как появилась идея?
— Школу мы основали с известным российским покеристом, Андреем Kot_Spartac Котельниковым. Помимо финансовой заинтересованности, которая в проекте, безусловно, есть, мы хотели создать команду амбициозных и смелых единомышленников, дать им знания и ресурсы для достижения жизненных целей через покер.
— Зачем игроку вступать в команду? Всё-таки покер — скорее индивидуальная игра.
— Окружить себя единомышленниками — круто в любом случае. Когда ты один, тебе не с кем обсудить раздачу, поразмыслить над альтернативными ходами, а в команде ты всегда найдёшь с кем созвониться, пообщаться, посмотреть чужие турниры. Если Вася спит, то Петя уже проснулся.
Коллектив обязательно поддержит, обучит и расскажет. Мы приглашаем тренеров, подбираем для своих учеников лучший софт. Когда ты постоянно варишься в своей специфике — поддерживаешь мозг в покерном тонусе.
Те, кто пройдёт 90% курса и покажет плюсовой результат, получат возможность стажироваться в подготовительной группе команды «КОТ-МТТ» и, может быть, войти в основной её состав.
— Кто-нибудь скажет: «Зачем вам это нужно? Только конкурентов себе растите».
— Во-первых, я получаю нереальный кайф, когда благодаря моим постам и тренировкам ученик развивается, мотивируется и зарабатывает ещё больше денег. Вот был у человека ступор, он позанимался со мной и начал разрывать турниры — это ли не круто? Во-вторых, мы не пересекаемся с учениками в турнирах: я играю намного дороже.
И в-третьих, места хватит всем. Открывается много школ покера, игра становится популярнее и популярнее, но денег в ней не убавляется, даже наоборот. Если ученик играет в турнирах со взносом в 15–20 долларов, он уже зарабатывает больше среднего: ту же тысячу баксов в месяц (80 тысяч рублей) можно выиграть на самых дешёвых турнирах. Что уж говорить о доходе профессиональных покеристов.
Я не знаю, какую зарплату мне должны предложить, чтобы я бросил покер. Если предложат 500 тысяч рублей, я даже не буду рассматривать такой вариант. Скажу: «Сами работайте».
«Я поставил себе цель: миллион долларов»
— Как тренерство помогает в развитии твоей карьеры?
— Половина моих результатов в 2021 году — следствие тренерской деятельности и работы в школе «КОТ-МТТ». Сколько баз, раздач и историй турниров я разобрал со своими учениками! Истина зачастую рождается в дискуссии: мы обсуждаем с ребятами раздачи, пересчитываем их в софте, и благодаря этому я вижу новые для себя решения, что делает меня ещё сильнее.
— А чего в покере ты хочешь достичь? Есть какая-то большая цель или мечта?
— Сейчас моя главная цель: успешно завершить марафон на 1 000 000 долларов. Свой путь я подробно описываю в своём Telegram-канале: делюсь мыслями, победами и другим околопокерным контентом. Хочу таким образом показать медиапространству, что в профессиональном покере можно заработать большие деньги. Главное — быть трудолюбивым, дисциплинированным и любить игру.
— Доказать общественности — это хорошо. А чем тебе лично помогает ведение Telegram-канала?
— Я получаю удовольствие от постановки целей. Когда объявляешь их на большую публику, ощущаешь ответственность: я не могу соскочить и сказать всем: «Забейте», зная, что тысяча человек ждёт от меня действий и результатов.
Приятно, когда люди поддерживают, пишут комментарии и оставляют стикеры в чате. Сразу появляется мотивация и уверенность в своих силах, а также желание покорять новые покерные вершины.