Найти тему

История освобождения через танец

Оглавление

В истории культуры ХХ века наблюдалось три всплеска интереса к танцевальной импровизации. Зачем общество обращается к ней в XXI веке?

Импровизация как инструмент реформ

Марта Грэм, основоположник танца модерн
Марта Грэм, основоположник танца модерн

В самом начале ХХ века свободная импровизация появилась как инструмент работы основоположников танца модерн, которые искали «первоначальные» движения, освобождали танец от «оков балета» и прочих условностей. Они вдохновлялись образами природы, музыки, поэзии и двигались сообразно фантазии.

Импровизация как инструмент исцеления

Анна Халприн, основоположник танцевально-двигательной терапии
Анна Халприн, основоположник танцевально-двигательной терапии

В середине ХХ века произошел второй всплеск интереса к импровизации. Анна Халприн исследовала целительные свойства танцевальной импровизации и стала основоположницей танцевально-двигательной терапии. Она излечилась от рака через танец, заметив, что только в танце способна выпустить всю боль, которая ее пожирала. В то время идея освобождения психики через тело начала набирать обороты и сегодня существует множество программ, которые помогают нормализовать психическое состояние через работу с телом. Благодаря целительному эффекту танцевальной импровизации Анна Халприн дожила до 100 лет.

Импровизация как инструмент политического высказывания

Артисты компании Джадсон Черч
Артисты компании Джадсон Черч

В 50-60 года ХХ века танцовщики и хореографы из Джадсон Черч работали через импровизацию с политическими вопросами участия, демократии, кооперации, ограничений и свобод каждого индивида внутри сообщества. На тот момент импровизация оказалась самым подходящим инструментом для того, чтобы проблематизировать и предложить собственное видение происходящих общественных процессов.

Импровизация как путь к свободе сегодня

Всплеск интереса к импровизации в начале XХI века продиктован двумя потребностями современного общества.

Во-первых, импровизация обладает потенциалом противодействия всепоглощающей культуре потребления, которая лишает человека подлинной свободы, навязывая шаблонные способы поведения. Импровизация, демонстрирующая способность человеческого существа в каждый момент времени делать выбор из множества вариантов, способна заставить иначе взглянуть на собственные возможности.

Во-вторых, импровизация учит человека быть креативным, спонтанно реагировать на обстоятельства, быстро генерировать нестандартные идеи, быть внимательным и при этом четко слышать интуицию, отказываясь от шаблонного мышления. Она учит формировать желаемую реальность вокруг себя, отказываться от жизненных программ, заложенных плохой наследственностью, обстоятельствами или ненасытными корпорациями.

Сто лет назад импровизация освобождала балет, сегодня она освобождает личность.

Вероника Шмелёва