Дюнкеркская операция вошла в историю как пример чуда. Триста тысяч военных были загнаны в ловушку немецким противником и практически лишены шанса выжить, за их спиной осталось море. Но им удалось справиться с натиском врага.
С военно-историческими лентами всегда нужно быть осторожными: велик соблазн приврать ради художественности, а где-то банально не понять замысел операции, мысли и чувства героев той эпохи, неверно изобразить настоящие события, обидев и ранив реальных личностей, их родственников, участвовавших там вживую. Отзывов на «Дюнкерк» фильм 2017 предостаточно – Нолановское кино вызывает большой ажиотаж. Неудивительно, ведь концептуальный режиссер создает оригинальные и наполненные занимательным смыслом киношедевры. В этом он постарался изобразить важность отдельного момента на войне, причем не героического.
Персонажи Нолана страшатся смерти, опираясь на инстинкты и порой совершая поступки исключительно ради безопасности, а не логики и разума, сочувствия и стремления спасти другого, а не себя. Юноши хотят выжить, а не идти под пули, и это естественное их желание. Будучи загнанными и не имеющими шанса маневрировать, солдаты запаникуют, как люди любых профессий, рода занятий. Большая удача станет их спасением, но они этого не знают.
При этом у них нет характеров, прописанных предысторий, его герои – общая попавшая в беду толпа. Отчасти управляемая, так как военная, но в данной предсмертной ситуации у них больше свободы от приказов. Редкое для подобного жанра свойство – не выставлять в центре фигуру – героическую или подчеркнуто отрицательную.
В отзывах на «Дюнкерк» фильм все равно пишут о сопереживании героям, несмотря на отсутствие индивидуальности – парадоксальное чувство. Но именно оно наиболее правильно для людей, объединенных армейским Уставом, клятвой Родине. Они действуют единым механизмом. И потеря каждого приносит сбои, хотя и неполную поломку.
Отсутствуют лишние и растянутые монологи в кинофильме. Актеры первой величины помещены в одинаковые условия с менее узнаваемыми, и их игра равноценна. Акцент в материале сделан на визуальную составляющую, великолепные сцены боев, подбор декораций и выстраивание кадра – режиссер создает максимальный эффект присутствия. Он играет с тремя стихиями: воды, воздуха, земли. Последняя практически «не участвует»: под ногами солдат песок, вызывающий ассоциации с коктейлями, плаванием, смехом и веселыми играми. Дикий контраст – видеть на пляже не деток, а облаченных в камуфляжную тяжелую форму военных, слышать взрывы. Перемешивая их, Нолан создает удивительный эффект. Море – горящее, в кабине пилота небо перевернуто, а волны – над головой.
Автор выставляет главным действующим лицом не конкретных людей, а саму войну. Ее моменты, что запоминаются и передаются потом потомкам в рассказах. Непрекращающаяся атака, ощущение опасности, не исчезающее ни на секунду, энергия всепоглощающего ужаса со всех сторон – таков саспенс киноленты. Создатель дает понять: у зла нет определенного лица, имени. Оно всеобще и неотвратимо.