Найти тему
РИА Новости

Проклятая маска: за что Тихонов ненавидел Штирлица

Оглавление
   Актер Вячеслав Тихонов в роли Штирлица в фильме "Семнадцать мгновений весны"© РИА Новости / Я. Гольдин
Актер Вячеслав Тихонов в роли Штирлица в фильме "Семнадцать мгновений весны"© РИА Новости / Я. Гольдин

Аристократичный, красивый, с удивительной харизмой — в него были влюблены все женщины Советского Союза. А после выхода телесериала "Семнадцать мгновений весны" мальчишки не давали ему прохода, где бы он ни появился. Но это его не очень радовало. О судьбе и кинокарьере Вячеслава Тихонова, которому сегодня 95, — в материале РИА Новости.

С татуировкой и везением

В юности он набил себе на руке татуировку "Слава". Потом пришлось замазывать гримом. В детстве каждый свободный вечер бегал в кинотеатр — "Чапаева" и "Александра Невского" посмотрел десятки раз. Его кумирами были Петр Алейников, Николай Черкасов, Борис Бабочкин.

Первую роль сыграл в кино еще во время учебы во ВГИКе — Володю Осьмухина в легендарной "Молодой гвардии".

   Тихонов в фильме "Оптимистическая трагедия"© РИА Новости
Тихонов в фильме "Оптимистическая трагедия"© РИА Новости

Потом — Медведя в "Обыкновенном чуде". Сказку поставили в Театре киноактера Эраст Гарин и его жена Хеся Локшина. На Тихонова ходила смотреть вся театральная Москва. Кстати, сам Евгений Шварц был от него в восторге.

Станислав Ростоцкий доверил молодому артисту роль весьма неоднозначного характерного персонажа Матвея в фильме "Дело было в Пенькове". А Сергей Бондарчук в "Войне и мире" мастерски использовал умение Тихонова идеально молчать в кадре и проживать в этот момент внутренний монолог героя.

Благородный и мудрый учитель Мельников, сыгранный Тихоновым в картине "Доживем до понедельника", стал идеалом педагога, который не только передает детям опыт, но и помогает сформировать жизненную позицию.

Тот самый Штирлиц

Когда Татьяна Лиознова предложила ему роль Штирлица, он колебался: работа предстояла долгая, множество текстов, длинные планы, столь любимые режиссером… Вообще-то, сниматься должен был Арчил Гомиашвили, знакомый многим по роли Остапа Бендера. Но у того что-то не заладилось с графиком, да и худсовет засомневался.

Вячеслав Васильевич справился с задачей блестяще. И маска разведчика к нему приклеилась. Сам Тихонов не любил эту роль: он куда выше оценивал свою работу в картине Ростоцкого "Белый Бим Черное ухо". Ну а когда на улице очередной подросток подбегал за автографом с криком "Штирлиц!", артист или отшучивался ("Иногда меня так называют"), или говорил: "Вы ошиблись".

И когда его пригласили сыграть профессора Владимирова, отца Штирлица, в сериале "Исаев", он отказался, сославшись на усталость. Роль досталась Юрию Соломину.

До последнего дня он сохранил привычку советских киноактеров: носил с собой несколько открыток с портретом — если вдруг понадобится дать автограф. И часто перед журналистами, пришедшими брать у него интервью, надписывал не старые кадры в образе Штирлица, а более поздние. Объяснял: "Просто вы брали интервью вот у этого человека (показывая на себя), а не этого (кивая в сторону кадра со Штирлицем)".

Его последняя роль в кино — Бог в фильме Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви". В титрах этот персонаж обозначен просто как "Человек с нимбом". Режиссер представлял Всевышнего именно таким — с молчаливым взглядом, полным теплоты и участия, который может сказать куда больше, чем сотни слов.