Найти тему
Игорь Хомутов

Воспоминания о Флоренции

Немного воспоминаний о пребывании во Флоренции. В этом городе попадаешь в атмосферу легенд и истории и оказываешься в эпохе несколько веков назад. Тебя не покидает чувство радостных открытий и знакомства с прекрасным.

Мы приезжали во Флоренцию в разные времена года, поэтому здесь фотографии и летом, и осенью.

Карта старой части Флоренции
Карта старой части Флоренции

Флоренция, гордость Италии и один из красивейших городов мира, раскинулась в просторной долине, пересеченной рекой Арно. Город расположен на севере страны, являясь административным центром исторического региона Тоскана. Горы и зеленые холмы, окружающие город, великолепно оттеняют красоту горделивых флорентийских церквей и роскошных дворцов, составляя невероятной красоты пейзажи. Здесь писали свои бессмертные произведения Данте, Боккаччо и Макиавелли, оттачивали мастерство Рафаэль, Леонардо да Винчи и Боттичелли, вдыхали жизнь в мрамор Микеланджело, Челлини, Донателло, Брунеллески.

Датой основания Флоренции считается 59 год до н. э., когда в долине реки Арно было заложено селение для ветеранов-легионеров армии Юлия Цезаря. Согласно легенде, это произошло весной, в дни празднеств богини цветов Флоры, олицетворяющей весеннее пробуждение природы. Именно ей город и обязан своим названием.

Вид на город
Вид на город
Арка через улицу
Арка через улицу
Старая улица
Старая улица

Площадь Синьории – центр светской жизни Флоренции. Почти на сто метров над ней возвышается башня грандиозного Палаццо Веккьо, символа власти флорентийской республики. Этот дворец, построенный в начале XIV века по проекту Арнольфо ди Камбио, служил официальной резиденцией городских властей. Здесь и сегодня находится ратуша. Перед дворцом мы увидели копию скульптуры «Давид» работы Микеланджело (оригинал находится в галерее Академии). Компанию ему составляют «Геркулес» скульптора Бандинелли, конный монумент Козимо I, возведенный мастером Джамболонья, искрящийся фонтан «Нептун» работы Амманати. Справа на площади Синьории видна Лоджия деи Ланци. Она дала укрытие нескольким великолепным статуям и скульптурным композициям, среди которых «Персей» Бенвенуто Челлини, «Похищение сабинянок» скульптора Джамболонья.

Площадь Синьории
Площадь Синьории

При Козимо I бюрократическая структура Флоренции настолько разрослась, что пришлось возводить новые здания для размещения судей, нотариусов, представителей гильдий. Так вблизи Палаццо Веккьо выросло сооружение Уффици. Сегодня здесь находится известная во всем мире картинная галерея Уффици, но строилось это здание с более прозаической целью – само слово «Uffizi» означает «служебные помещения».

Палаццо Веккьо  (Старый Дворец)
Палаццо Веккьо (Старый Дворец)
Галерея Уффици
Галерея Уффици

Выходим на Соборную площадь – место, где зарождался Ренессанс. Грандиозное сооружение – кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Эффектный и приветливый, из многоцветного мрамора – почти изумрудного из Прато, белого из Каррары и красного из Мареммы, – он, как и большинство средневековых соборов, строился несколько веков. С ним связаны имена многих выдающихся зодчих, а первый камень был заложен архитектором Арнольфо ди Камбио в начале XIV века. Собор, который называют Мраморным цветком Флоренции, венчает колоссальный купол – творение зодчего Брунеллески. Вблизи собора возвышается колокольня Джотто, названная в честь ее создателя, хотя в строительстве принимали участие и другие известные зодчие. На вершину этой грандиозной башни ведут 285 ступеней. Отсюда вся Флоренция как на ладони, и наверху появляется странное ощущение чувства полета.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (летом)
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (летом)
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (осенью)
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (осенью)
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
Внутри Собора
Внутри Собора
Купол Собора
Купол Собора

На площади перед собором Санта-Мария-дель-Фьоре находится баптистерий – одно из старейших сооружений Флоренции (XII в.). Его интерьеры украшены византийской мозаикой, на потолке изображены сцены «Сотворение мира» и «Страшный суд». В баптистерий ведут три бронзовых двери.

Баптистерий
Баптистерий

Галерея Уффици представляет собой две параллельные постройки, образующие улицу и расположившиеся между рекой Арно и площадью Синьории. Восточное крыло галереи граничит с Палаццо Веккьо. Когда Вазари создавал проект здания, он включил в него длинный «воздушный» коридор для того, чтобы соединить дворец Веккьо с дворцом Питти, который находится на противоположном берегу реки. Коридор назвали именем Вазари, который, связывая оба сооружения, проходит поверху зданий, расположившихся на мосту Понте Веккьо. Герцоги Медичи ходили по этому длинному коридору из одного дворца в другой, не смешиваясь с толпой своих подданных, которая обыденно заполняла улицы и площади Флоренции.

Мост Понте Веккьо
Мост Понте Веккьо
Мост Понте Веккьо
Мост Понте Веккьо

Сначала на мосту располагались лавки мясников и дубильщиков кожи. Но в 1593 году указом герцога это производство, отравляющее вредоносными и гнилостными «ароматами» воздух Флоренции, было запрещено. А вот мастера-ювелиры, обосновавшиеся на Понте Веккьо чуть позже, до сих пор торгуют здесь своими изделиями.

Идём дальше по городу. К востоку от исторического центра Флоренции находится район Санта-Кроче, названный так по имени расположенного здесь собора – одной из самых известных достопримечательностей города. Собор Санта-Кроче знаменит не только изысканностью своих архитектурных форм, но и тем, что является пантеоном выдающихся флорентинцев. Под его сводами нашли вечный покой художник Микеланджело и проницательный политик Макиавелли, гениальный астроном Галилео Галилей, композитор Россини и много других выдающихся деятелей. Тут можно увидеть и надгробие Данте. Однако прах поэта похоронен в городе Равенне, где он умер в изгнании.

Собор Санта-Кроче
Собор Санта-Кроче
Собор Санта-Кроче внутри
Собор Санта-Кроче внутри

Музей «Дом Данте Алигьери» расположен рядом с площадью Синьория. Трехэтажное здание Museo Casa di Dante построено в 1911 г, но оно расположено на фундаменте родового дома семейства Алигьери. На улице Данте Алигьери находится дом Данте, где в 1265 году родился поэт. Рядом за углом стоит церковь аббатства Барджелло, где поэт издали любовался дорогой его сердцу девушкой Беатриче, приходящей к воскресной мессе.

Дом Данте Алигьери
Дом Данте Алигьери
Церковь аббатства Барджелло
Церковь аббатства Барджелло

После длительных прогулок и массы впечатлений необходим небольшой отдых. Наступает время обеда. Для всех итальянцев трапеза – праздник жизни, они сохранили отношение к ней как к театральному действу, и даже легкая закуска здесь сопровождается соответствующим оформлением. Эпоха Возрождения возвела кулинарию в ранг искусства, чему способствовали флорентийские купцы, основывая целые гастрономические школы.

Мы с Леночкой с удовольствием заходили в ресторанчики Флоренции. Знакомство с местной кухней начинали с кростини – поджаренных белых хлебцев с нежнейшим печеночным паштетом, грибами или помидорами. Вторые блюда, как правило, мясные, многие из них готовят из дичи – зайца, дикого кабана, фазана. Мы считали не лишним заказать во время обеда и бокал приятного на вкус вина кьянти, которое производят к югу от Флоренции. К завершению застолья заказывали десертное тосканское вино санто, чтобы макать в него сухое миндальное печенье кантуччини. И, конечно, не забывали отведать джелато – флорентийское мороженое, которое многие считают самым вкусным в мире.

Обед во Флоренции
Обед во Флоренции

Есть во Флоренции и русский след. Памятьзафиксирована прежде всего в монументальном виде — здания, памятники, предметы старины, таблички, которые помещены на домах и напоминают о том, что вот здесь были Чайковский, Брюллов, Айвазовский, Толстой, Достоевский, Блок, Розанов, Зайцев, Муратов и так далее. В период между двумя мировыми войнами большинство русских уехали.

Коренные москвичи Бутурлины, потеряв свою огромную библиотеку после пожара 1812 года стали первыми русскими эмигрантами в Италии (1818 год) и, осев во Флоренции, начали собирать новую коллекцию книг в роскошном ренессансном особняке Палаццо Монтаути-Никколини (сегодня просто Palazzo Niccolini) в самом центре города. На карте Флоренции до недавнего времени этот особняк обозначался не иначе как Palazzo Buturlin, а на фасаде остался герб графа Дмитрия Петровича Бутурлина. Сегодня в этом особняке расположилась дорогая гостиница, где сохранились все интерьеры XIX века. Если попросить разрешения, то вас впустят посмотреть не только дворик особняка, но и внутреннее его убранство.

Особенно большой след в городе оставили Демидовы. Павел Павлович Демидов князь Сан-Донато (1839-1885) продолжал меценатские традиции своего семейства, одно из его благодеяний увековечено на фасаде кафедрального собора Флоренции. Глядя на нарядную громаду Санта Мария дель Фьоре, трудно представить, что еще не так давно ее фасад был из рваного, необработанного камня: в Средневековье у горожан не хватило средств на достройку собора. В середине XIX века отцы города призвали всех состоятельных флорентийцев к пожертвованиям на новый, мраморный фасад. Больше всех выделил Демидов, за что и увидел потом свой родовой герб на самом почетном месте - справа от главного входа. Княжеский герб вместе с титулом итальянские Демидовы получили из рук местных правителей - великих герцогов Тосканских. В гербе соединились уральское кайло и геральдическая лилия Флоренции.

На окраине города находится флорентийская усадьба Демидовых в Пратолино — это бывшая вилла Медичи. Демидовы купили ее у Савойской династии в 1872 году. Затем этот дом был полностью отреставрирован, но потом поделен на небольшие квартиры. Фасад сохранился прежний, а внутри — обычные квартиры. Сейчас это — государственная собственность.

Левое крыло бывшей усадьбы Демидовых
Левое крыло бывшей усадьбы Демидовых

Но коллекция Демидовых из усадьбы осталась в безопасности, потому что сейчас она находится в музее Фридриха Стибберта. Он открыт для посетителей, там очень красиво, это 500 тысяч предметов — огромная коллекция. Роскошная люстра — от потолка до пола, два камина — один из малахита, другой из полудрагоценных камней, канделябры и живописные полотна, огромное количество маленьких предметов — все это имеет необыкновенную эстетическую ценность. И в одном из многочисленных залов стоит великолепный стол — очень высокий, с фигурой "Триумф" из позолоченной бронзы, четырьмя крылатыми львами из полудрагоценных камней, которые поддерживают малахитовую столешницу.

Есть площадь Демидовых у набережной реки Арно. Там стоит памятник Николаю Демидову, выполненный известным итальянским скульптором Лоренцо Бартолини, его установил Анатолий Демидов в память о своем отце. Ведь Николай Демидов производил на современников потрясающее впечатление: он делал заказы художникам, собирал коллекцию предметов искусства, занимался благотворительностью. Богачи Демидовы излили на Флоренцию столько благодеяний, что естественным было появление здесь памятника основателю итальянской ветви Демидовых, Николаю Никитичу. Ваятель Лоренцо Бартолини изобразил Демидова обнимающим сына, у ног изваяния поместил итальянскую девочку - аллегорический объект благодеяний, а по углам пьедестала - аллегории Искусства, Милосердия, Удовольствия и даже Сибири - как источника несметных богатств фамилии. Сибирь единственная в монументе целиком одетая и в шляпе: образ холода.

-22
Площадь Демидова
Площадь Демидова
Памятник Демидову
Памятник Демидову

Есть во Флоренции и православная церковь Рождества Христова, которая строилась с 1899 по 1903 год, создавалась не только в творческом содружестве итальянских и русских зодчих и художников, но и под покровительством августейших особ. Ведь ее строительство инициировала дочь Николая I, великая княгиня Мария Николаевна. Большую часть строительства финансировал российский император Николай II, но и Демидовы вложились весьма основательно, это был по-настоящему дорогостоящий проект.

-25

И сегодня русский храм во Флоренции поражает своей утонченной и в то же время изощренной красотой. Например, там находятся двустворчатые врата, покрытые рельефами на сюжеты Ветхого Завета, которые выточены из дерева грецкого ореха итальянским резчиком Ринальдо Барбетти. Купола украшены майоликовыми разноцветными "чешуйками", на фасадах и в интерьере много резных орнаментов, внутри — прекрасные фрески, иконы, а литые чугунные ворота церкви украшены золотистыми двуглавыми орлами и флорентийскими лилиями.

Православная церковь Рождества Христова
Православная церковь Рождества Христова
Внутри церкви
Внутри церкви

Потом мы спустились на улицу Галилея и пошли вдоль по ней налево до пересечения с улицей Сан Леонардо. На доме 64 по улице Сан Леонардо видим мемориальную табличку: «На этой вилле в 1878 году проживал и творил Петр Ильич Чайковский, где от бескрайних русских равнин и нежных тосканских холмов претворил в жизнь бессмертные гармонии обоих краев». Получил Петр Ильич этот дом от своей меценатки Надежды фон Мекк и выбирал его лично. Здесь Чайковский в 1890 году написал «Пиковую даму».

Тут во Флоренции жил Достоевский и, любуясь видами на город, писал роман «Идиот».

На евангелистском кладбище "Аллори", где покоятся многие русские эмигранты, можно увидеть скульптуры на их могилах и родовые склепы.

Во Флоренции очень много интересных мест, зданий, парков, площадей. При каждом нашем посещении этого города мы много ходили, смотрели, восхищались. Сюда всегда хочется возвращаться для встречи с прекрасным, с историей.

Могу также предложить посмотреть мои фильмы:

Всего лишь чужая возлюбленная

Есть истории, в которых красивых предположений гораздо больше, чем реально подтверждающих их фактов. Тем более в истории искусства. Одна из таких историй связана с именами Симонетты Веспуччи, Джулиано Медичи и Сандро Боттичелли. Существует мнение, что Боттичелли не просто рисовал возлюбленную Джулиано Медичи, но и тайно любил ее всю жизнь. Поэтому он так никогда и не обзавелся собственной семьей.

https://zen.yandex.ru/video/watch/62452265c75dc2665d65972c

Италия. Флоренция

Прогулки по исторической старой части Флоренции. Знакомство с городом, его улицами, соборами, дворцами и площадями.

https://zen.yandex.ru/video/watch/62513030997ef5458c0fcb4b