Найти тему
Юрий Кот

Почему композитор Вагнер никогда не был нацистом, но был антисемитом

У Вагнера было и есть множество поклонников. Однако среди них почему-то выделяют одного — Адольфа Гитлера, а далее следует абсурдный вывод: раз он любимый композитор Гитлера, значит, нацист. Но Вагнер умер в 1883 году, т.е. за 50 лет до прихода нацистов к власти. 

Специалистам известно, что Гитлер любил классическую музыку, особенно оперу. Так, будучи в Вене, он пересмотрел весь репертуар Венской оперы. Нельзя же на этом основании обвинять всех авторов, понравившихся ему опер, нацистами.

Величие немецкой классической музыки Гитлер использовал как аргумент в пользу тезиса о «превосходстве» немецкой расы. Значительно чаще, чем сочинения Вагнера, звучала музыка Бетховена – его симфонии, известные произведения "Кориолана" и "Эгмонта". Девятую симфонию со знаменитым хором в финале «Ода к радости» Гитлер неизменно слушал в день своего рождения, она звучала и на закрытии Берлинской Олимпиады. После посещения Гитлером могилы Бетховена немецкие газеты писали, что «немецкий гений ХХ века склонил голову над могилой гения ХVIII века». В Освенциме эсэсовцы заставляли детский хор перед уничтожением людей петь «Оду к радости», однако Девятая симфония не стала ассоциироваться в сознании последующих поколений с нацистским режимом. Как известно, в 1971 году музыка «Оды к радости» была выбрана Советом Европы в качестве гимна Европы.

-2

Статистика опровергает миф о том, что немецкое общество времен Третьего рейха слушало исключительно Вагнера. В списке самых популярных опер на первом месте «Кармен» Ж. Бизе или «Паяцы» Р. Леонкавалло, произведения Вагнера даже не всегда входят в первую десятку.

Степень влияния Вагнера на Гитлера сильно преувеличена. Нет никаких свидетельств тому, что Гитлер читал литературные произведения Вагнера. Вагнер был антисемитом, о чем он неоднократно и недвусмысленно заявлял. Композитор был продуктом своего времени, а тогда, накануне объединения Германии, в немецком обществе антисемитизм был распространен на бытовом уровне, что, безусловно, никак не оправдывает Вагнера. Специалисты отмечают, что гуманистические идеи, лежавшие в основе его произведений, замалчивались настолько же, насколько выпячивались его ксенофобские высказывания. Их расширили и дополнили следующие поколения семьи Вагнеров. Сам Гитлер никогда не называл творчество Вагнера источником собственного антисемитизма.

-3

Нацисты называли Вагнера самым немецким композитором. Лидеров Третьего рейха привлекало обращение композитора к германскому эпосу, возрождение германского духа под «полет валькирий», Зигфрид как олицетворение «истинного арийца». Однако по сути своей Вагнер-художник был глубоко чужд человеконенавистническому режиму нацистов, а его идеи «жертвенной искупающей Любви» не могли найти  понимания в среде нацистов.

«Главный архитектор Третьего рейха» А. Шпеер отмечает в своих мемуарах, что нацистские лидеры считали чудачеством пристрастие Гитлера к музыке Вагнера. Когда в 1933 году перед началом партийного съезда в Нюрнберге по распоряжению Гитлера должно было состояться представление вагнеровских «Нюрнбергских мейстерзингеров» и для партийных чиновников была выделена тысяча бесплатных билетов, театр был почти пуст – обладатели бесплатных билетов предпочли провести вечер за кружкой пива. В ярости Гитлер разослал патрули, чтобы вытащить «любителей Вагнера» из пивных и кафе, но заполнить зрительный зал не удалось. На следующий год Гитлер в приказном порядке обязал партийцев посещать концерты. Увидев полупустые залы со спящими товарищами по партии, Гитлер был вынужден признать свое поражение.

Музыка Вагнера глубоко гуманистична, возвышенна и чиста. Стремясь сделать общечеловеческим сюжетом миф, Вагнер во многом сам стал мифом. Он говорил одно, писал другое, думал третье, а делал четвертое. И только музыка его правдива. Интересно в этой связи высказывание П.И. Чайковского, который считал Вагнера одним «из  самых замечательных личностей», гением, открывшим новые формы своего искусства, «стоявшим в германской музыке наряду с Моцартом, Бетховеном, Шубертом и Шуманом….»: «Преданно склоняясь перед пророком, я не исповедую религии, которую он создал».