«ибо гнев человека не творит правды Божией». (Иак. 1:20)
Нет такого человека, который прожил бы день и не погневался. Будильник вовремя не прозвенел, погода не та, на дороге подрезали, начальник идиот т.п. Гнев - страсть присуща каждому человеку.
Откуда гнев в человеке?
Ещё при сотворении Адама, Господь влагает в его душу чувство гнева.
Вспомним, что рай – идеальное место для обитания людей, куда тогда направлять гнев? – На грех. Только человек не использует данную Богом возможность и происходит грехопадение.
Душа человека превратилась в «кашу-малашу». Теперь гнев направляется не на грех, а на людей. Первый случай: убийство Авеля братом Каином. Затем страсть прогрессирует, вплоть до сегодняшнего дня.
«Как же ты меня достала!»
Кто-то скажет:
«неправда, разве я гневаюсь ежедневно? Так, лёгкие приступы раздражения».
Только раздражение – начало гнева. Как похотливый взгляд – начало блуда.
Такая история: Муж сидит на кухне, чистит картошку, подходит сварливая жена, начинает пилить: «ты такой, сякой, плохой». Он с раздражением отвечает: «как же ты меня достала!», а после хрясь, нож, который только что разделывал картофель, угодил сами догадайтесь в кого.
«Невинное» раздражение, которое в секунду переросло в гнев.
Праведный гнев – удел избранных
«Что же, теперь совсем не гневаться? А как же праведный гнев?». Дело в том, что под «праведным гневом» часто шифруется банальное раздражение и обида.
Ведь что принято называть «праведным гневом»? Когда мы получаем «санкцию» укорять других, воспитывать. Это законно, но только в случае, когда мы имеем: любовь к ближнему и полномочия.
Христос гневается на фарисеев и книжников, изгоняет торгующих из храма, не потому что они Ему насолили, а потому что желает спасения каждому человеку. Иисус не только любит их, но имеет и полномочия вразумлять.
«Как свинья лежит в калу, так и я греху служу»
Иногда человек подавляет гнев, например, начальник на работе сделал выговор, ответить работник не может, иначе уволит. Тогда гнев направляется на ближних, или на самих себя. Последний случай часто встречается у людей верующих.
Дело в том, что мы маскируем «нежелательные» качества личности под благовидный окрас. Человек, вместо того, чтобы разобраться в чём дело, помолиться Господу, гневается на себя:
«Какой я грешник! Нужно было потерпеть, ну почему я опять раздражился? Пожелал зла другим? Я хуже всех…».
- Во-первых, тут гордость: «как я, такой великий праведник, мог опять согрешить?».
- Во-вторых, неверное понимание покаяния. Покаяние – изменение ума, а не самобичевание. Согрешил – попросил у Господа прощения – сделал вывод – живёшь дальше.
Святые называли себя «грешниками» потому что усмиряли гордость. Многие из них имели опыт благодатного состояния, творили чудеса, считались духовными наставниками. В таком случае, резонно ставить себя на место. К сему прибавим, что святые брали пример не идеального себя, а Господа Иисуса Христа. И чем более подвижники приближались к Богу, тем более видели, как далеки от Идеала.
Итак, гнев – помощник в духовой жизни, данный Господом как оружие против греха. Но люди используют сей талант против друг друга.
«Праведный гнев» существует, но, чтобы им руководствоваться, человеку необходимо обладать полномочиями и любовью.
Самобичевание – проявление гнева по отношению к самому себе. Это путь к унынию и гордости, а не святости.