Гора Хельгафель ( на фото ☝️) - святая гора, древний вулканический штекер на западе Исландии. Торольв, человек, назвавший холм, верил, что войдёт в него, когда умрёт.
Американская писательница Нэнси Мари Браун опубликовала несколько книг об исландской культуре. В своей новой книге « В поисках скрытого народа» она погружается в этнографию, опираясь на исландские рассказы о скрытом мире эльфов и троллей и собственный жизненный опыт.
Норвежские и кельтские поселенцы Исландии в 9 веке пришли в необитаемую страну без каких-либо повествований или ориентиров. Однако вскоре земля наполнилась историями.
Считалось, что камни, холмы, ледники, вулканы и горы несут в себе скрытые существа, обладающие собственными полномочиями, говорящие с людьми и вмешивающиеся в их дела. Во многих повествованиях, представленных в сагах и более позднем фольклоре, подчеркивались трагические последствия, которые последуют, если люди не будут обращать внимание на такие силы.
- Могут ли такие нарративы быть актуальными сегодня, во времена радикальных изменений в окружающей среде?
Браун подробно описывает множество историй о скрытых существах на земле и их встречах с исландцами. Некоторые из этих историй представлены в государственных СМИ, политике и залах суда. Скрытые люди явно имеют право голоса по многим вопросам, в том числе по строительству дорог. Иногда обнаружение мест обитания эльфов заставляло национальное инфраструктурное агентство менять маршрут запланированной дороги.
« Зачарованные места, можно найти на фермах по всей Исландии», - говорит Браун.
В поисках скрытого народа - это стремительное и волнующее путешествие через мифы и теории, язык и сравнительную литературу, в мир чудес и очарования.
Браун предлагает убедительный и удивительный случай для признания сил и существ, не обязательно «видимых» в повседневной жизни, но тем не менее каким-то образом ощущаемых. Доказательства искусно взяты из нескольких областей, включая физиологию - данные о человеческом зрении, физику - понятия гравитации и «пустого» пространства, и, антропологию - сравнительное понимание магии и материальности.
Ниже на фото стена домашнего поля заброшенной фермы в национальном парке Тингвеллир, Исландия. Чтобы добраться до Тингвеллира, Альтинга, северянам приходилось путешествовать между большими горами.
Исландия часто ассоциируется с огнём и льдом.
Действительно, вулканическая геология Исландии гиперактивна, что даёт благодатную почву для разного рода спекуляций о потустороннем мире.
Повествование Брауни посвящено магии ледников, в частности ледника Снайфедльсйекюдль. Этот относительно небольшой ледник часто считают священной горой, привлекающей поток посетителей.
Это не только загадка для энтузиастов нового века, но и геологическая загадка. Поскольку вулканическая зона Снайфедльсйекюдль проходит перпендикулярно первичным вулканическим зонам Исландии, она «создаёт настоящий парадокс для геологов, она не следует простой парадигме тектоники плит».
Браун предприняла одну попытку подняться на ледник, но была вынуждена отказаться от этого из-за сильного шторма и дождя.
Снайфедльсйекюдль - ключевое место в романе «Христианство на леднике», написанный исландским лауреатом Нобелевской премии Халлдором Лакснессом. Когда он был опубликован в 1968 году, его часто считали поверхностным, играющим с глупой магией.
Браун прочитала роман перед попыткой подняться на ледник и не придала этому особого значения. Однако, вернувшись домой, она перечитала книгу и была удивлена, обнаружив, что её одержимость Снайфедльсйокудль так хорошо объяснена.
Она сказала, что это прекрасно выразило её ощущение того, что гора разумна, что она наблюдает за ней. Браун признаётся, что вернулась немного рассеянной, странной и неуравновешенной.
Точно так же один из персонажей романа, которого послали проверить поведение христиан у ледника, говорит: «Я бросился наутёк, мои шнурки развевались на лодыжках, и я побежал так быстро, как только мог, назад тем путём, которым я пришёл. Я надеялся, что снова найду главную дорогу».
- Странности мира магии слились в единое целое, как ледник на вершине действующего вулкана.
В 1980-х и 1990-х годах магия начала обретать смысл. Исландские провидцы говорят с «эльфами, живущими в скалах», и чьё место в компании художников, писателей, философов и антропологов, размышляющих о словах и мирах, богах и камнях , и чьё видение может дать всем нам возможность продвигаться вперёд.
Некоторые эльфийские истории - это басни об отношениях человека и животных, предупреждения об опасностях антропоцена, призывающие к этике скромности и осторожности.
«Наука и технологии не помогут нам выбраться из экологического кризиса. Слияние современных и древних взглядов, допускающих очарование, может указать нам путь», - говорит писательница Нэнси Мари Браун.