- Выпускай живот, - командует Саша, и я давлюсь от смеха. Ну, как скажет, эта ваша Саша!
А на самом деле - ничего смешного.
Это настоящее серьёзное упражнение. Надо выпустить свой живот из тюрьмы спазма страхом. Чтобы внутри жила свобода, а не невралгия.
Для того, чтобы выпустить несчастного заложника (живот), надо научиться правильно дышать - не плечами и грудью, а брюшком, диафрагмально.
Тогда живот вырвется наружу и пойдёт гулять.
Теперь вы понимаете, почему я чаще всего в платьях выступаю? С завышенной талией. Ну чтобы не добить зрителя выгуливанием своего живота.
Он же у меня на сцену выходит напряженный, а потом такой: "Мам, я пошёл!".
И трам-пам-пам.
Ну, как тут не вспомнить легендарное: "Живот свой над стрингами свеся, гуляет по пляжу Олеся". Извините)
Я обещала рассказывать периодически, как проходят мои занятия по ораторскому мастерству, и "чему ещё ты учишься, если у тебя столько практики".
- Вот сейчас зайди, пожалуйста, в тело, - говорит Саша.
Я не дослушала и опять хохочу.
Сразу вспоминаю школу и строгий голос учителя: "Выйди и зайди нормально"
Это Саша учит меня слушать себя.
В смысле, не её, а себя. Меня.
Если не войти в своё тело, не почувствовать его, ты не сможешь быть на сцене естественным.
На самом деле, сцена - это нечто максимально искусственное. Это место, где ты зачастую говоришь чужой текст, в чужой роли, для чужих людей. В тебя светят софиты, тебя ощупывают сотни глаз. Настоящее испытание. Ну какая тут естественность, ну откуда? Куда деть руки? Как не умереть от страха? Как не выглядеть смешным?
Но она , естественность, есть, и она - внутри. Войди в тело и найди её.
Саша - это мой тренер по речевому портрету. Она рассказывает, что чаще всего во время публичных выступлений наш речевой портрет - это немножко щит. Или вуаль. Мы непроизвольно защищаемся от зрителя, прячем истиное своё "Я" в кармашек за пазуху.
То есть мы не столько выступаем, сколько производим хорошее впечатление всеми доступными нам способами: заискиваем, тараторим, высокомерим, лебезим, изображаем титаническую занятость.
Но нужно эту защиту превратить в максимальный комфорт. Чтобы на сцене вы не мушкетёрили, а кайфовали.
Саша говорит, что это невозможно без сверхцели. Миссии. Понимания, зачем это вам?
У меня с миссией все ок, а вот с этим несчастным животом (то есть счастливым, конечно: он пельмешки ел) - не ок.
Как запомнить, что его выпускать надо? Как сформировать этот навык - диафрагмально дышать? Иногда я все два часа на спазмированном животе вытягиваю.
Кстати, существует три стадии освоения любого навыка.
Первая - вы подсмотрели что-то и попробовали. И - вау! - у вас получилось. Вторая - вы сами вспомнили, что так можно, без чужих шпаргалок, и попробовали. И опять получилось. Алилуйя!
И третья: вы выбрали это в стрессе.
Вот это самое сложное. Выбрать это, стоя на сцене. В пекле стресса, который в какой-то момент растворяется и заменяется восторгом.
Сконцентрировать внимание.
Саша всё так смешно объясняет - умора.
Например, про внимание.
Есть три круга внимания, говорит.
Первый круг - это мы. Наше физическое тело и эмоции.
- Ну вот представь, что у тебя диарея. Это первый круг внимания, - говорит она.
- Спасибо, Саш. Очень доходчиво, - прыскаю я.
- Второй круг - это эта комната. Где мы. Вот осмотри её, давай.
Я весело кручу головой.
- Неееет, - поправляет меня Саша. - Мы говорим о внимании. Осмотри её внимательно. Представь, что в этой комнате спряталась кошка, и ты её ищешь...
О, прикольно.
- И третий круг внимания - это то, что за пределами пространства. Там, где нас нет. Вот звонит тебе сестра, она на море, и ты слышишь море. И оно, вместе с сестрой - в третьем круге внимания...
Круто.
А еще Саша гениально напитывает ценностью. Ну зацените.
- Саша, я устала, - ною я.
Другой сказал бы: "Ну ты же взрослая, а силы свои рассчитывать не умеешь, что пришла, если сил нет".
А Саша говорит:
- Видишь, как ты всем нужна!
В общем, мы с животом ушли репетировать.
Пельмешки не ищите, они ушли с нами.
P.S.
Вчера предупреждаю Сашу, что хочу упомянуть её в посте, и присылаю текст (я всегда согласовываю, если пишу о ком-то).
- Ты не против, Саш? - спрашиваю я.
А она (и в этом вся Саша):
- Прочла твой текст, Оленька (она меня Оленькой зовёт). Почувствовала себя барышней посредственной внешности, которую Художник написал красивой)))
Обожаю.
На фото мы с животом.