Найти тему
музыкальный Хантер

Музыка сфер Coldplay: осуществлённый замысел про вселенную космоса или сладко-сахарная вата без вкуса?

  • Альбом: Music of the Spheres (2021)
  • Исполнитель: Coldplay
  • Жанр: Синти-поп-рок, спейс-рок, эмбиент

На протяжении всей своей головокружительной карьеры британцы из группы Coldplay вели со своими фанатами и простыми слушателями личный, местами откровенно-интимный диалог музыкой. Какую песню/альбом ни включи, – не покидает прямое ощущение того, что музыканты обращаются напрямую к тебе, весомо поддерживая чуть ли не каждую секунду.

Легко хлопав нам по спине, фронтмен Крис Мартин вещал, что попытается всё исправить. Всё будет хорошо. Посмотри, как мир прекрасен, несмотря ни на что.

...Да, при простой музыкальной формуле Gold Play Coldplay всегда были в своей музыке жанрово разнообразны. Начав с пост-брит-попа (2000), они приблизились к стадионной рок-эйфории (2002), достигли её (2005) обретя собственное величие (2008), покорившее публику и их самих, конечно.

Первый сингл Higher Power один из тех, который больше остального треклиста напоминает Coldplay, который мы заслужили полюбили. Песня, снизошедшая с неба на Криса Мартина, остальных участников и примерно на столько же соавторов, посвящена высшей силе каждого. Со вкусной аранжировкой, распевом под конец и современнейшими спецэффектами, она хорошо предваряла альбом, и со своей миссией справилась на твёрдую оценку удовлетворительно. Даже на Грэмми номинировалась.

Любые популярные (и не очень) направления музыки всегда оказывались квартету легко подвластными, что подчёркивало во многом универсальность и профессионализм, несмотря на спорность всего творчества. А баланс рока и попсы в целом сохранялся, пускай с начала десятых последняя стала открыто доминировать.

Как раз с 2011 года британский коллектив параллельно вовсю пустился в поп-эксперименты, по-прежнему узнаваясь по вокалу Криса Мартина, и музыкальной работе Джонни Бакленда / Уилла Чемпиона / Гая Берримена. Шарм британцев, зацепивший в нулевые, соответственно терялся с каждым годом. И то, что оно не есть плохо, мало кто соглашался принимать из фанатов.

Параллельно между этими безудержными вечеринками (2011/2015) коллектив делал камерные перерывы из-за развода господина Мартина (2014) и вследствие подготовленного погружения в альтернативу (2019).

Казалось бы, с таким багажом в дискографии почти все замыслы квартета реализованы. Оказалось, нет.

Главный поп-хит альбома, конечно, My Universe – совместка с кей-поп-бойз-бендом BTS, – буквально бегущая от экспериментов в самую сердцевину мейнстрима. Да́, трек сразу предсказуемо занял первые места, сделав британцев с корейцами коммерческими рекордсменами. Да́, трек запоминается сразу, местами возвышая дальше облачной атмосферы. Да́, клип и дуэт двух мировых ансамблей явно тянет на масштабное вселенское событие вопреки пандемиям и невзгодам, на которые полно намёков... С другой стороны за всей красочной ширмой невооружённо чувствуется посредственность, отсутствие эмоций, на которые Колдплэй всегда умели пробивать. Никогда до этого они так вопиюще не заявляли о своём желании оставаться в чартах вопреки любым обстоятельствам и преградам. Сейчас сеё действо выглядит признанным актом отчаяния, при хорошей попытке стать королями популярной музыки.

Сразу стоит заметить, что мысли про собственную вселенную и космос, вынашиваемые и сопровождавшие чуть ли не с самого основания группы, уже частично воплотились на альбомах X&Y (2005), Mylo Xyloto (2011)... Названия релизов для русского уха прям как родные.

Так вот, полноценного альбома на такую тему отродясь не было. И вот в 2021 году Coldplay вернулись с воплощённой наконец-то идеей музыки сфер, в которой существуют 9 планет, спутник, туманность и три звезды... Звёздное месиво в виде сфер амбиций галопом по галактике, явно на уровне хлопьев CosmoStars, но не StarWars, от которых и отталкивались...

  • Не угодил предыдущий релиз Everyday Life, который явно не для массовых концертов мог сгодиться в угоду сохранения группой экологии? – Music of the Spheres как раз записывался чётко с прицелом на крупные стадионные выступления! Их ребята явно любят до сих пор всей душой, и по ним удалось неслабо соскучиться.
  • Помимо Крис Мартин заявил, что группы хватит в худшем случае на три альбома. Получается чуть ли не до заслуженной пенсии; не пора ли всё таки вовремя остановиться?

Главный десерт альбома: софт-рок-песенка на ночь Let Somebody Go с Селеной Гомез на фите, в отрыве от остальных участников. Вопреки любви Мартина к певице, даже после недавних фитов с Бейонсе, Туве Ло и Рианной, с которыми фирменный звук ещё удавалось уловить, здесь Coldplay явно пошли по ещё более лёгкому пути, попутно открывая для себя нечто волшебное, фактически не оказывая сопротивления себе самим.

Как минимум это, и перечисленные выше факторы заставляют постепенно бить тревогу. Ведь Music of the Spheres – 8 разбросанных песен, между которыми раскинуты четыре эмоджи-интерлюдии (одной эмоджи удостоилась минималистичная совместка с We Are KING и Jacob Collier, Господи, да кто они?), которые явно намекают на связь всех подобных беспорядочных действ.

А закрывающим треком Coloratura, который стал самым длинным в дискографии, группа явно замахнулась на масштабы прогрессив-рок-симфоний Pink Floyd, нанося жирно клавишно-гитарными мазками мелодичные рисунки, правда, явно без чёткой прорисовки и углублённого погружения в процесс. Впрочем, и Coloratura приблизилась к уровню остального репертуара коллектива на фоне остальных, получив всеобщее признание заслуженно.

Помимо синглов группа сделала People Of The Pride неплохой машинный закос под Muse для стадионов, которые она так любит. Главное, что такая техничная музыка народу нравится (не забываем про спецэффекты), а влияние Звёздных войн на идею и написание альбома очевиднее некуда.

Создавать, продюсировать, созидать и вывозить весь этот кошмар доверили мировому попсовику Максу Мартину, которого в студии называли чуть ли не очередным участником группы и чудом космоса; пришедшим мастером, который вклинился в процесс записи гармоничнее некуда. Тоже о многом говорит.

Крис Мартин (по сути влияние на запись других участников ощущается поверхностно, а иногда остальные в паре песен и вовсе просто не нужны) поёт про то, что все мы люди, что мы все едины во вселенной...

Но так ли оно на самом деле? Нетрудно представить, как такое звучит в 2022-2023 гг., когда конфронтация мира и его кризис достигают немыслимых масштабов. А лживое единство вылилось в противостояние и передел крупными капиталистическими системами политических сфер влияния. И люди, находясь в данных оболочках, обозлены как никогда друг на друга.

Апофеозом сего космического шоу/представления/цирка (называйте как удобнее) стала песня Biutyful, где господин Мартин превратил свой голос в искажённое пение-писк бурундука, одновременно солируя с ним дуэтом (!) Воздушный электронно-гитарный звук пытается вытащить песню из пассивного состояния. А качеству музыки и видеоклипов таки стоит отдать должное, как и участникам группы и продюсеру.

Печально, что после завершения альбом забывается почти сразу, поражая своей легкомысленностью, показным величием (привет нынешним U2, с которыми параллель проводится всё жирнее), разбродом и... пустотой. Песнями, обращёнными в пустоту, лечащими, но не лечащими, объединяющими, но с этим не справляющимися, – оно сейчас мало кому нужно.

...Естественно, Coldplay приучены с начала века очень хорошо чувствовать массовые вкусы, обладая коммерческой жилкой, и у них это, опять же, здорово получается. Продолжится мировой тур с аншлагами, спрос остаётся, и прочее... Но есть одно но: такая музыка попросту не актуальна сегодня.

...Сорок одну минуту нам кидают приторную пыль из блёсток и конфетти в глаза. Правда от неё не особо даже чихается. Подобно её мгновенному растворению в воздухе, заканчивается по сути самый масштабный, самый слабый и слабооценённый альбом Coldplay.

И ладно можно по достоинству оценить работу над аранжировками, задумку, посыл и общее настроение... Всё же перевешивает тот факт, что данная музыка больше не нужна, чем нужна своим наполнением.

В конце концов сейчас в нынешнем геополитическом состоянии слушается ещё более без особого удовольствия и принятия.

При всём уважении к коллективу, очень хотелось бы, чтобы он спустился уже со звёздных небес на землю.

ВКонтакте | Яндекс Музыка | Spotify | Youtube | Apple Music

-2
Музыкальный обозреватель Леонид Алымов.

Телеграм-канал #музРельеф