Люблю читать на Дзене разборы героев фильмов и сериалов. Периодически натыкаюсь и на разборы героев из "Вам и не снилось". Сама я фильм посмотрела относительно недавно уже во взрослом возрасте. Пишут не только о юных влюбленных - главных героев фильма. Достается ещё и их учительнице. Кто-то пишет положительные отзывы, кто-то отрицательные. Почитав различные разборы и посмотрев фильм, я пришла к выводу, что учительница Танечка - типичная женщина с синдромом Аспергера советского времени. И вот почему я так думаю.
Несостоявшаяся актриса ушла в педагогику. Почему? Танечка любит нести свои идеи в массы. И чтобы ее восторженно слушали, открыв рот и не перебивая. В театре большая конкуренция за ведущую роль. Танечка не из тех, кто готов пробиваться, расталкивая всех локтями. Меня тоже не мотивирует конкуренция, скорее наоборот. Надо подстраиваться под режиссера и его условия. Да и зритель бывает неблагодарный. Сегодня ему спектакль нравится, а завтра уже надоел. Другое дело школьники. Они как минимум вынуждены слушать и смотреть выступления своего учителя. Кто-то возразит, что аутисту с трудом даются публичные выступления, а кому-то не даются совсем. Ситуации бывают разные. Я сама упустила много "автоматов" в ВУЗе только потому что не решалась поднять руку и выступить перед группой. Кто-то же наоборот чувствует себя уверенно перед публикой, но испытывает трудности с личным общением. Поэтому среди аутистов встречаются и актеры, и публичные личности. Ее идеи о большом и светлом не противоречили заданию партии, так что она вполне могла нести их школьникам.
Танечка легко ладит со своими учениками - подростками, потому что и сама инфантильна. Учительница - подружка. Она с ними на одной волне, работает с большим энтузиазмом. У школьников 70-х учитель в принципе был авторитетом. Есть мнения, что неформалы из 80-х покажут ей, где раки зимуют, когда Танечка станет тетей с устаревшими взглядами. Для детей конца 80-х -90 -х учитель уже авторитетом не был. Профессия не в почете. Да и современные дети считают, что они ходят в школу получать образовательную услугу. А учитель в свою очередь считает, что он услугу оказывает, и сейчас уже личной жизнью школьников заниматься точно никто не станет.
Если с учениками Танечка на одной волне, то со своими коллегами ладит не очень и пересекается с ними минимально. То есть отношения "взрослый - взрослый" поддерживать не может. На трудовом энтузиазме учителей держалась советская школа. Но читала мнения, что типаж Танечки другие учителя не любили никогда и сейчас не любят.
С другой стороны в школе, конечно, большая сенсорная нагрузка, и работа требует стрессоустойчивости. Но все же в 70-х, наверно, было больше предсказуемости, не было внезапной отчётности и сообщений в мессенджерах во вне рабочее время. Так что Танечка вполне могла восполнить внутреннюю энергию в своей "холостяцкой берлоге".
Мы видим, что у нее нет подруг. Она в свободное время с упоением читает книги и ходит на спектакли. Ну, а куда в 70-х ее мозгу погружаться? До латиноамериканских сериалов ещё далеко, до Вселенной Гарри Поттера и виртуальной реальности тем более.
Мужчина есть, но Танечке он кажется примитивным, приземлённым. А она мечтает о возвышенной любви как в книжках. О высоком мечтает, а не "как покушал, да как покакал". К быту несколько равнодушна. Под другого человека не хочет и не может приспосабливаться.
В эти отношения ее больше толкает мать. Сейчас бы такую мать психологи назвали токсичной. И большинство представителей моего поколения послали бы родительницу прямым текстом и будут правы. В те времена про личные границы и важности отсутствия токсичных людей в окружении говорили мало. Танечка припоминает матери, что из-за нее в юности не сложились отношения с Колькой Рыженьким. Она живёт воспоминаниями юности, поэтому и стремится помочь влюбленным школьникам (похоже на принцип социализации "найдите неудачника и помогите ему", о котором писала Дженифер Кук О'Тул, автор книги "Аутизм на шпильках "). Я тоже люблю мусировать приятные события прошлого. Все уже забыли, а я нет. Прошлое предсказуемо, будущее неизвестно. Теперь же матери не терпится дождаться внуков. Хоть Рыженький, хоть Сиреневенький. Появился на горизонте Михаил, пытается за него дочь выдать. На мой взгляд мы, аспи - женщины, из 90-х уже более циничны как и нормотипичные представительницы этого поколения и на каком-нибудь Рыженьком всю жизнь зацикливаться не будет, легче переключимся на другой объект.
Равнодушна Танечка не только к быту, но и к своему внешнему виду. Это очень свойственно для аутичной женщины, хотя бывает и другая крайность. Даже удивляюсь, чем она привлекла Михаила. Может, конечно, внутренним миром, но какого черта он тогда пытался его переделать? Сам связался со сложной женщиной, сам же страдал.
Танечка очень депрессивна и апатична, и отношения с Михаилом сходят на нет. "Вот ты и старая дева с котёнком", - говорит она сама себе. Сейчас бы сказали про одинокую женщину и 40 кошек. Но если сейчас быть одиночкой с кошками в 36 лет и позднее не зазорно, тогда это почему-то считалось позором.
В общем, на мой взгляд, при СССР многие женщины с синдромом Аспергера часто шли в учителя, с энтузиазмом внушали детям свои высокие мысли и при этом были старыми девами с котёнком. В какой-то степени, естественный отбор срабатывал наполовину. Нездоровая особь не погибала как в первобытном мире или в Средневековье, но и потомства не оставляла. Пользу опять же обществу приносила. А вы что думаете по этому поводу? Может есть ещё примеры аутичных людей в литературе или фильмах?
#аутизм #синдромАспергера #аутизмудевочек #женскийаутизм #аутизмувзрослых #аутизмвСССР #советскиефильма #ваминеснилось #учительницаТанечка