Предшествующая заметка: Многоликая Шри-Ланка. Часть 4 — Прекрасный пляжный Тринкомали
В поисках древних цивилизаций
Мы снова забирались вглубь острова. Наш путь лежал к одному из трех главных святынь «Культурного треугольника Шри-Ланки» — области внутри трёх бывших столиц острова, вошедших в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Анурадхапура (с VI века до н.э. по IX век н.э.), Полоннарува (с XI по XIII век н.э.) и Канди (с XIV века н.э.).
Помимо этих трех "вершин" этого треугольника, в него также входят входят пещерный храм Дамбуллы, древний город Сигирия, колыбель шри-ланкийского буддизма Михинтале, а также еще огромное количество небольших памятников, разбросанных по всей территории центральной Шри-Ланки.
Поскольку за две недели на Шри-Ланке мы планировали отдохнуть, а не умотаться, перебегая от одной достопримечательности до другой, то рассудили, что посетим только одну из древних столиц. Выбор Полоннарувы мы обусловили тем, что в отличии от Канди и Анурадхапуры, первая более разнообразная в достопримечательностях и лучше сохранилась.
Пик расцвета Полоннарувы случился в XII веке — город стал гораздо больше Анурадхапуры, в нем были разбиты обширные парки, возведены высокие здания. Царь Паракрамбаху построил огромное водохранилище Паракрама-Самудра площадью 2500 га. Однако уже в XIII веке Полоннарува была покинута, заброшена и осталась лежать в руинах. Так бесславно закончились ее дни.
В середине XX века начались полномасштабное восстановление и раскопки в древнем городе. А в 1982 году Полоннаруву внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня на территории археологического парка находятся буддистские и индуистские памятники культуры.
Перед посещением Полоннарувы, надо оговориться о следующем: посещение Древнего города (Археологического парка) платное, стоит по 25$ с человека, действует только один день и билеты проверяют как на входе, так и на выходе. Однако из-за крайне значительной площади Древнего города, забор вокруг него далеко не везде присутствует в исправном состоянии и попасть на территорию можно "зайцем", правда выходить из парка придется тоже "инкогнито". Также есть мнение, что местные тут-тукеры скорее всего по "непогашенным" другими туристами в течение дня (если их вывозили не через официальные выходы) могут предложить вам экскурсии по этим билетам "со скидками".
Мы взяли апартаменты в непосредственной близости к парку, но до главного входа, судя по карте, необходимо было топать пять километров. День был праздничный в честь Дня рождения Катеньки, мы были слегка навеселе и тут, как это у нас опять случилось традиционное "х№ли нет, когда да?!".
Взяв с собой запасные патроны в литровой бутылке из под газировки, мы пожуировали в сторону Древнего города, благо идти было метров триста. Практически сразу мы наткнулись на натоптанную тропу прямо через отсутствующее ограждение забора — прекрасно! Прошли немного по зарослям и сразу вышли к огромному весьма впечатляющему зданию.
Сверившись с картами, выяснили, что это Lankatilake Vihare — одно из самых символичных сооружений древнего королевства Полоннарува. Две большие стены, каждая толщиной 4 м и высотой 17 м, образуют узкий проход, ведущий к очень впечатляющей, хотя теперь, к сожалению, безголовой статуе Будды.
Допивая на жаре "освежающую" колу, неспеша пошли дальше, осматривая обширный монастырский комплекс Alahana Pirivena (Украшение Ланки), к которому, помимо впечатляющего Lankatilake Vihare, также относятся бани, дома, бассейны, парки и ступы.
Вскоре мы вышли к наиболее впечатлившему нас объекту Полоннарувы — ступе Rankoth Vehera. Это самая высокая ступа в Полоннаруве — ее высота 55 метров.
Нагулявшись вокруг Rankoth Vehera вышли на центральную аллею, обсуждая куда нам идти дальше — к центральному выходу или не рисковать и уже двигать обратно. Пока стояли и щелкали клювами, к нам подрулил сотрудник охраны парка и попросил показать нас наши билеты.
Для начала мы прикинулись "донтандестендами", но пока валяли дурака, к нам подтянулись еще двое, причем один был на тут-туке. В итоге озвучили версию, что нас сюда завел какой-то местный тут-тукер и бросил на произвол судьбы. Судя по всему нам не очень поверили — в словах одного из сотрудников прозвучало "туристическая полиция". Наивные, туристическая полиция — наш родной дом!
В итоге я посветил своим разменным кэшем, которого оказалось как раз на один билет. Сотрудники сразу оживились и предложили нам альтернативу: они довозят нас до кассы, мы покупаем один билет, по котором один из нас сможет продолжить экскурсию. Ударили по рукам, погрузились в тут-тут и с ветерком домчались до касс.
Тут Катенька пошла в апартаменты, а я, помахивая камерой, поспешил обратно, благо в непосредственной близости оказался священный квадрат (Sacred Quadrangle) или Dalada Maluva: королевский комплекс включающий, в том числе наиболее почитаемый храм Полоннарувы — Vatadage, в котором когда-то по преданию хранился зуб Будды.
Время шло, я ускорился в самый дальний участок парка — там располагался Gal Vihara или Каменный храм, представляющий собой четыре статуи Будды, высеченные в цельном куске гранитной скалы.
Пока бежал до Gal Vihara, позалипал еще на несколько интересных объектов.
Ну и, наконец-то, Gal Vihara.
На этом экскурсия в Полоннаруву завершалась. Несмотря на имеющийся билет (который у меня еще несколько раз спросили), домой я направился тем же путем, что и пришел в Полоннаруву — кратчайшим по "левой" тропинке через дырявое ограждение и пришел одновременно с Катей )
Из всех виденных до и после достопримечательностей Шри-Ланки Полоннарува меня наиболее впечатлила. Сказались и масштабы построек и их сохранность. Полоннарува мастхев.
Дальше мы едем в горы и будем подниматься на одну из самых высоких и священных вершин Шри-Ланки — Пик Адама.
Оставайтесь на линии. Не забываем подписываться и ставить лайк!
Слава роботам.
Продолжение:
Часть 6 — Девятиарочный виадук и чайные плантации