Найти тему
Кино без мужа

ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ И АКСИНЬЯ. ПРО МУЖСКУЮ ЛЮБОВЬ

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Пост из рубрики "Вы спрашивали — мы отвечаем". К статье про будущее пары Александры и участкового Бурова из фильма "Здравствуй и прощай" некоторые читатели написали, что Григорий Степанович хоть и не орел, но нормальный мужик. И что он не струсил, а просто не захотел связываться с беспокойным хозяйством Александры, нервы себе не мотать, а найти женщину попроще.

Кто-то написал, что, дескать, у Бурова выбора не было — роман с замужней (хоть и брошенной недоделком-мужем) Александрой мог стоить ему карьеры. Григорий Степанович-де время выжидал, а потом непременно у них с Шуркой все будет круто. Не всем же быть орлами! И вообще — нехорошо уводить жену у живого мужа, пусть и свалившего в закат год назад, пусть и вообще никчемного человека, готового ради самоутверждения бросить и своих троих детей, и дом...

Я бы, наверное, совсем расстроилась, читая такие комментарии, но вовремя вспомнила одно бессмертное произведение, которое могу цитировать по памяти наизусть:

"Разматывалась голубая пряжа июньских дней"...
"Падко бабье сердце на жалость, на ласку"...
"Пусти, чего уж теперь... Сама пойду"...

В представлении не нуждается, но все же — "Тихий Дон" Шолохова. Сложный роман, полный надрыва и бесконечной жажды жизни. Я считаю, что экранизация Сергея Герасимова изумительна. Это самостоятельный шедевр, талантливый брат гениального романа, неразрывно связанный с ним в единую художественную ткань. Мне кажется, что Петр Глебов и Элина Быстрицкая — настоящие Григорий и Аксинья, сошедшие со страниц романа.

Фильм целиком, кстати, я не смотрела, но пересмотрела значимые отрывки, чтобы убедиться, что одна из ключевых сцен не была вырезана из сценария. Нет, Герасимов ее оставил. Именно эту сцену я вспомнила, читая тоскливые комментарии о том, что Буров из "Здравствуй и прощай" не орел, но нормальный мужик...

Это когда Степан, вернувшийся в станицу, избивает Аксинью за измену. В фильме не сказано, что любви между супругами Астаховыми не было, что избивать он ее начал после первой брачной ночи, узнав, что она не девушка. Не показано, что изменял ей чуть ли не каждый день и за человека не считал. Зато сцена избиения снята натуралистично — охотно верю, что от удара тяжелого казацкого кулака Аксинья отлетела аж в сени. И пинал он ее, поваленную наземь, от души. И голову ей рассек до крови еще с первого удара.

И вот Григорий, увидевший это, не раздумывает ни секунды. Он не думает, что разъяренный Степан его убьет, что лезет не в свое дело: "что из того, что муж, заложив руки за спину, охаживает собственную жену сапогами" (с)? Ему пофиг на все и всех, он сам бы убил Степана, если бы их не растащили. И он, строго говоря, не имел морального права защищать Аксинью — она ему не жена. В то время, тем более в деревнях, неверная супруга не могла рассчитывать ни на какое снисхождение. Степану живо донесли, и вся станица, по сути, ожидала наказания Аксиньи. Это была норма. Но Григорию было плевать на эту норму. Он вступился за нее и не на словах, хотя мог этого не делать.

Да, потом Аксинья получила свое от Степана. И Григорию высказала. И услышала жестокие, страшно ранившие ее слова: "Давай прикончим мы эту историю"! Но ничего иного он ей сказать не мог. И мог не говорить: и так все было ясно. Вернулся муж, забрать у него Аксинью Григорий никак не мог... Но все равно встретился, объяснил, пожалел по-своему, по-мужски: внес ясность, чтобы не было пустых ожиданий. Григорий позвал Аксинью в подсолнухи не ради любовных утех, а чтобы поставить точку — и это было важнее для Аксиньи, чем для него. Ответственность — качество, которое отличает сильного мужчину. Такие и умеют любить по-настоящему. На таких и держатся семьи, коллективы, города...

Если вдуматься, отношения Григория и Аксиньи полностью держались на нем. Это он однажды принял решение грести против течения — семьи, казачьих устоев, общественного мнения, а потом и против власти. Ради своей любимой женщины. Он не был бунтарем по натуре, он просто любил Аксинью и трезво понимал, что для того, чтобы быть с ней, ему придется прожить не ту жизнь, к которой он готовился. (Впрочем, там потом вся страна прожила не ту жизнь).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Не позвал бы он Аксинью с собой к пану Листницкому, так она и осталась бы со Степаном, никуда бы не делась от своей горькой доли. Узнав, что она изменяла ему с Евгением, хлеща его кнутом, он приговаривает: "За Аксинью, за меня! За Аксинью, за меня"! Понимает, что не сама она кинулась на шею генеральскому сыну. И только после этого он огревает кнутом и Аксинью — наказывает обоих любовников, а не срывает злость на ней одной, как сделал в свое время Степан. И ей достается в разы меньше, потому что в глубине души Григорий понимает, как тяжело ей было устоять, когда она в одиночестве переживала смерть дочери. Жалеет.

Потом он возвращается к жене, но забыть Аксинью не может. Ну а потом начинается дикая свистопляска событий первой мировой, революционных лет, гражданской войны. И все наносное теряет цену и смысл. Единственное, что дорого ему — Аксинья. Григорий так и не проникся бесчеловечностью тех лет, он не хотел этой бессмысленной кровопролитной бойни. Его влекло к родной земле, труду и любимой женщине.

По сути все, что он делал в жизни было ради того, чтобы быть с Аксиньей. Он шел к ней всю жизнь. Рисковал, терял то, что было дорого, преодолевал себя. Но это был его выбор. Аксинья могла лишь принимать его, повлиять — нет. Когда ему было надо, он уходил. Уходил и возвращался — за ней.

Возвращался зная, что эта женщина — источник его бед. Из-за нее ему, казаку, пришлось пойти в наймиты. Перенести оскорбление измены от богача. Стать чужим в родном доме. К ней он приходил, рискуя жизнью — потому что не мог без нее жить. И забрал он ее, чтобы начать жизнь заново, потому что только вместе с ней он смог бы хоть как-то прижиться вдали от родного Дона.

Смерть Аксиньи. Кадр из фильма
Смерть Аксиньи. Кадр из фильма

Потеряв Аксинью, он потерял смысл жизни. Возвращаясь домой, где вовсю рыскали его враги, он, по сути, подписал себе смертный приговор. И это тоже был его осознанный выбор. Принимая решения, он не знал, к каким результатам они приведут, но он всегда отвечал за них и от ответственности не бегал. И Аксинья, так и не став его законной женой, всю жизнь прожила за ним, как за мужем.

Именно благодаря решительности и готовности Григория по-мужски нести ответственность за себя и за нее, Аксинья прожила счастливую жизнь, любя и ощущая любовь своего мужчины на деле, а не на словах. Он реально пер против всех, чтобы быть с ней. Она это чувствовала, это и давало ей силы терпеть все испытания, выпавшие на их долю.

Даже в самые страшные годы гражданской войны, он предпринял отчаянную попытку начать новую жизнь без страха, осуждения и лишений. Да, может, лучше было уехать одному, затаиться, переждать — но тогда уже у Григория не было иллюзий. Жизнь одна, и она сыплется песком сквозь пальцы, время уходит, вокруг война и смерть. Он решает забрать Аксинью сразу, потому что неизвестно, когда все это закончится и сможет ли он вернуться за ней потом.

Это было тяжелое, рискованно решение — одно из сотен, принятых Григорием за жизнь. Его нельзя оценивать как правильное или неправильное. Аксинья погибла по трагической случайности — ей досталась пуля, выпущенная в Григория. Это нельзя было предугадать. Но похоронив ее, он никуда не едет — скрывается, сколько может, в степи, а потом, опустошенный, возвращается в родную станицу.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Потому что бежать он решил ради Аксиньи, а не ради себя. И без нее ему нечего делать на Кубани. А в станице у него дом и дети — как настоящий мужик, Григорий возвращается к тому, за что чувствует ответственность. Он не может жить перекати-полем. Не может бросить все, спасая свою шкуру.

Пока была жива Аксинья, она была средоточием всех его жизненных устремлений. Увы, судьба не дала им прожить спокойную жизнь в доме Григория. Но несмотря на все трудности и испытания, он не отказался от своей женщины. Да, он совершал ошибки и порой бывал по-человечески слабым. Но тем не менее, Мелехов — тот самый настоящий сильный мужчина, который смысл жизни видел в том, чтобы защищать любимую женщину от внешней опасности, в чем бы она не выражалась. Если бы у них были дети, он бы защищал, как мог, и их.

И ни война, ни революция не были для него помехой. За таким не страшно идти ни в огонь, ни в смерть. На такого не страшно оставлять детей, умирая. И даже после смерти такой мужчина будет оттуда оберегать любимую женщину и своих близких.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Мужская любовь — не сюси-пуси, давай сбегаю тебе за шоколадкой. Это ответственность. Готовность рисковать. Это спина, которую ты видишь перед собой в трудные времена. Потому что настоящий мужчина встречает трудности лицом к лицу и не ставит свою женщину живым щитом перед собой.

Друзья, если статья понравилась, поставьте лайк! Подписывайтесь на мой телеграмм-канал! там будет много нового и и интересного о любимых советских фильмах!