Подушки безопасности призваны спасать жизни во время ДТП, но уже не первый год в новостях нет-нет, да и появится информация о том, что водитель погиб как раз из-за самой подушки. Последний известный такой случай произошел в декабре. Как вообще это получается?
Шрапнелью по салону
Подобная слава принадлежит печально известным подушкам японского производителя Takata. Компания обанкротилась около пяти лет назад, однако ее имя запомнят надолго. За время выпуска подушек безопасности из-за них погибло порядка тридцати человек, еще более сотни получили различные травмы и увечья.
Как вообще такое могло случиться? Все дело в пиропатроне. Это та штука, которая отвечает за мгновенное раскрытие подушки. По сути, это такая мини-бомба, которая детонирует во время столкновения и за счет выделяющегося газа раскрывает спасительную подушку. Это обычная история для производителей, но Takata сумела выделиться. Ее пиропатроны порой взрывались слишком сильно, а осколки корпуса пиропатрона становились настоящей шрапнелью.
О первых подобных случаях стало известно где-то во второй половине 2000-х. В 2008 году последовал первый отзыв авто с подушками Takata. Сначала могло показаться, что ничего страшного не произошло, ведь под отзывную кампанию попало 4000 авто. Но через пять лет этот показатель приближался уже к 4 млн! В компании пытались объяснить, что подобные сбои в работе – следствие единственной случайности, когда по каким-то причинам были нарушены условия хранения химикатов для создания заряда пиропатрона.
"Побочки" экономии
Впоследствии выяснилось, что подушки получились опасными вовсе не из-за единичного случая нарушения правил на производстве. Takata начала работать с подушками безопасности еще в начале 1990-х и экспериментировала с составами для пиропатронов.
Первым прорывом было использование в составе заряда тетразола. Он был стабилен и в целом неплох, благодаря чему Takata смогла выйти на рынок и "откусить" от него 10%. Но состав на основе тетразола оказался довольно дорогим, да и с доступностью химикатов не все было хорошо. Для дальнейшего развития компании требовалась какая-то альтернатива.
Так в результате экспериментов появился состав на основе аммиачной селитры: ее используют в качестве удобрений в сельском хозяйстве, из нее же можно делать взрывчатку. Новый состав оказался в разы дешевле предыдущего варианта (по некоторым данным экономия была десятикратной), но и вел себя не так предсказуемо: в зависимости от температуры и влажности он может менять свои свойства, из-за чего взрыв может быть куда сильнее задуманного. В лаборатории компании были уверены (или делали вид), что все же смогли стабилизировать состав. Руководство в это охотно верило, тем более что на горизонте маячила прибыль. Некоторые из сотрудников пытались донести "наверх", что состав опасен, но их мнение никого особо не беспокоило.
Чтобы еще больше удешевить производство, в начале 2000-х был открыт завод в Мексике. С учетом снижения затрат и наращивания оборотов Takata занимала уже порядка 20% рынка производителей подушек безопасности.
Параллельно с этим постепенно начали появляться побочные эффекты от экономии. Мало того что дешевый и не до конца проверенный состав не отличался стабильностью, так еще на все это накладывалась не самая высокая культура производства в Мексике. В 2006 году на заводе произошел взрыв такой силы, что пришлось эвакуировать жителей ближайших окрестностей. Тогда все списали на неправильное хранение отходов производства, после восстановления завод продолжил работать как и раньше.
Что с подушками не все хорошо, руководство со временем все же начало осознавать. Одним из главных врагов состава была влажность: чем она была выше, тем сильнее деградировал состав и тем больше у него было шансов взорваться сильнее и не вовремя. В пиропатронах начали использовать осушители, да только кардинально это на ситуацию не повлияло.
Был ли вообще шанс у аммиачной селитры? Как в будущем показали исследования довольно известной компании TRW – да. Однако для использования состав было необходимо не только подготовить особым образом, но и значительно доработать конструкцию самого пиропатрона, что сводило на нет всю экономию.
Что касается производителей, то до определенной поры они тоже радовались дешевым пиропатронам и охотно устанавливали их во многие модели. Пиропатроны от Takata встречаются на автомобилях 2000-2017 годов выпуска. По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения США, Takata выпустила порядка 40 млн. пиропатронов. Список потенциально проблемных автомобилей есть на официальном сайте. Около половины опасных пиропатронов было заменено в ходе отзывных кампаний, а вот судьба остальных весьма туманна. На дорогах еще хватает машин с ними, и многие водители даже не подозревают, насколько опасной может быть подушка безопасности в их авто.