Найти в Дзене
От автора

Сталинское правление: разоренные и разрушенные храмы

Изначально приведенный ниже список с примечаниями был составлен для очередной дискуссии с «православными сталинистами», с теми, кто не понимает (или не хочет понимать) почему православный христианин не может быть сталинистом или большевиком, впрочем, как и коммунистом. В рамках мер по антирелигиозной пропаганде в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов «религиозного культа», в частности - церквей и монастырей. Основным объектом гонений была Русская Православная Церковь. В 1917 году в России насчитывалось порядка 78 тысяч церквей и 1253 монастыря. К 1991 году в России оставалось около 7,5 тысяч церквей и 16 монастырей. Точное количество взорванных или разобранных (а не, к примеру, переделанных в склады, овощехранилища, хлева, свинарники, тюрьмы и "дома культуры" - то есть оскверненных) церквей до сих пор неизвестно. Ниже несколько конкретных примеров. Очень рекомендую тем, кто читает приводимый ниже материал, особое внимание обратить на даты (это, в основном, также д
Репродукция картины "Разгром в Пасхальную ночь". Автор: Илья Глазунов
Репродукция картины "Разгром в Пасхальную ночь". Автор: Илья Глазунов

Изначально приведенный ниже список с примечаниями был составлен для очередной дискуссии с «православными сталинистами», с теми, кто не понимает (или не хочет понимать) почему православный христианин не может быть сталинистом или большевиком, впрочем, как и коммунистом.

В рамках мер по антирелигиозной пропаганде в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов «религиозного культа», в частности - церквей и монастырей. Основным объектом гонений была Русская Православная Церковь.

В 1917 году в России насчитывалось порядка 78 тысяч церквей и 1253 монастыря.
К 1991 году в России оставалось около 7,5 тысяч церквей и 16 монастырей.
Точное количество взорванных или разобранных (а не, к примеру, переделанных в склады, овощехранилища, хлева, свинарники, тюрьмы и "дома культуры" - то есть оскверненных) церквей до сих пор неизвестно.

Ниже несколько конкретных примеров. Очень рекомендую тем, кто читает приводимый ниже материал, особое внимание обратить на даты (это, в основном, также для тех, кто любит рассказывать о том, что «Сталин ничего не рушил и никого не репрессировал»).

Подрыв Храма Христа Спасителя в Москве. 1931 год
Подрыв Храма Христа Спасителя в Москве. 1931 год

____________________________________________________________________________

  • Храм Христа Спасителя был построен в 1883 году (строился 44 года) на народные средства, в память о спасении России от наполеоновского нашествия. Взорван 5 декабря 1931 года.
  • Александро-Невский собор в Царицыне (ныне Волгоград) — крупнейший кафедральный собор города. Собор построен в начале XX века в память чудесного спасения в железнодорожной катастрофе царя Александра III, святым покровителем которого и был князь Александр Невский. Храм строился на народные пожертвования 15 лет. Роспись внутренних стен храма выполнили ученики Васнецова по его эскизам. Строительство завершено в 1916 году, закрыт в 1929 году, церковная утварь украдена, колокола сняты. Затем храм стал частью автобазы. В 1932 году собор взорвали.
  • Храм Иоанна Предтечи — первый храм Царицына (нынеВолгоград), построен в 1664 году. В 1922 году церковная утварь была изъята. В 1932 году у храма отобрали даже колокола и иконы, затем церковь закрыли. В 1932 году храм был взорван.
  • Спас-на-Водах в Санкт-Петербурге, построен в 1910-1911 годах в память моряков, погибших в Цусимском сражении. В закладной камень великая княжна Ольга Константиновна положила солдатский Георгиевский крест. В 1932 году храм был закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Причт и часть прихожан были репрессированы.
  • Знаменская церковь на Знаменской площади (Церковь во имя входа Господня во Иерусалим) в Санкт-Петербурге. Построена в 1765—1768 годах (в дереве), перестроена в камне в 1794—1804 годах. Церковь быларазобрана в начале 1941 года.
  • Казанский собор — уникальный храм в Оренбурге, бывший кафедральный собор Оренбургской епархии Русской Православной Церкви. Был построен неовизантийском стиле в 1888—1894 годах. Внутри собор был художественно расписан живописью и орнаментами. Кроме главного алтаря, в соборе были устроены два придела: во имя Святителя Николая Мирликийского чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. В соборе находилась точная копия иконы Казанской Богоматери, почитаемой как чудотворная. На главном иконостасе находились иконы работы художника Владимира Маковского, а на одном из пилястров была помещена его большая картина «Явление Богоматери преподобному Сергию» Являлся одним из главных символов города. Разрушен в 1930-х годах. Первые подрывы храма начались в 1932 году, но так как храм долго сносу не поддавался, рушили его 4 года. Снос был окончательно завершён лишь в 1936 году.
  • Историческая Десятинная церковь в Киеве, построена между 986 и 996 годами, совместно русскими и византийскими мастерами. Первый каменный православный храм на Руси, воздвигнутый св. князем Владимиром Святославичем в 989—996 годах в киевском детинце на месте кончины русских первомучеников Феодора Варяга и его сына Иоанна. Время постройки совпало со временем крещения Руси при св. князе Владимире. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. Была разрушена в 1240 году татаро-монголами при взятии Киева. Заново отстроена в 1842 году (архитектурно в другом стиле). Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. В 1928 году, вторая Десятинная церковь, как и множество других памятников культуры и искусства, была снесена, а в 1936 году её остатки окончательно разобрали на кирпичи.
  • Михайловский Златоверхий собор в Киеве, построен в 1108—1113 годах. Был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей. Демонтаж уникальных мозаик начали производить в 1933 году. Разобран и снесен в 1933—1936 годах.
  • Военный Спасо-Преображенский собор (Ташкент), построен в 1886 году. Здание собора, выполненное в византийском стиле, было трёхпрестольное. Храм был одним из красивейших и оригинальных зданий в Ташкенте. В 1935 году храм по решению властей был взорван. После неудачных попыток взорвать собор зарядами, подложенными под фундамент, храм угрожал обрушением, и его дальнейшее разрушение производилось путём расстрела здания собора из артиллерийского орудия.
  • Отроч монастырь в Твери, основан (по некоторым данным) в 1206 году, но не позднее середины XIII века. Отроч монастырь стал одним из крупнейших тверских монастырей, в нём велось тверское летописание (Тверской летописный свод 1305 года), была написана «Повесть о Михаиле Тверском» и предположительно «Повесть о Тверском Отроче монастыре». В 1531 году в монастырь был сослан преподобный Максим Грек, который провёл в его стенах 20 лет. Во время заключения им были написаны многочисленные богословские труды, в том числе «Слово о неизглаголанном Божьем промысле», «Слово душеполезно» и «Слово о покаянии». В этом монастыре в декабре 1569 года Малюта Скуратов задушил св. митрополита Филиппа. В 1760—1761 годах настоятелем монастыря был святитель Тихон Задонский. Монастырь был закрыт в ноябре 1918 года. В 1930-х годах все его постройки, кроме Успенского собора, были снесены.
  • Сретенский собор (и монастырь «Савватиева пустынь») в Твери первоначально заложен около 1390 года, в камне, вероятно, с 1679 года, первое упоминание каменного храма — 1772 году. По преданию, в конце XIV века на месте будущей обители в пещерке поселился некий Савватий, пришедший из Иерусалима, который принёс с собой небольшой деревянный крест, в котором была частица Животворящего Древа Креста Господня. Старца Савватия посещали известные религиозные деятели: преподобные Савва Бороздин, Вишерский чудотворец, Савва, Тверской чудотворец и Варсонофий Тверской чудотворец, основатели и игумены Саввина монастыря; преподобный Нектарий, Тверской чудотворец, основатель Нектарьевой пустыни; преподобный Ксенофонт, Тутанский чудотворец, ученик преподобного Сергия Радонежского и основатель Тутанского монастыря на реке Тьме; преподобный Зосима Клинский, основатель Зосимовой пустыни и многие другие. Богослужения здесь прекратились в 1935 году, после чего многие строения были разрушены.
  • Троицкий кафедральный собор на Новособорной площади в Томске, строился с 1845 по 1900 годы. В 1930 году собор был закрыт, в 1934 году снесён, на его месте разбит сквер.
  • Сретенская церковь (на пересечении ул. Магистратской и пер. Карповского) в Томске, построена в 1907. В 1930 году вышло постановление Томского Горсовета о закрытии Сретенской церкви. Здание бывшего храма использовали под склад овощей, под ссыпку зерна спиртзавода и так далее. В 1934 году принято решение Томского горсовета о разборке здания церкви. Богослужения прекратились в 1935 году, после чего, в 1936 году, многие строения были разрушены.
  • Ярлыковская церковь (Преображенская) в Томске (на пересечении ул. Карташова и ул. Дзержинского). Церковь была заложена в 1848 году и была возведена до купола на средства купца Ерлыкова (Ярлыкова). Завершено строительство было в 1868 году на средства купца Королева. Строилась с 1846 по 1868 годы. В 1935 году церковь была закрыта, а в 1936 снесена.
  • Собор Святого Николая (Харьков) на Николаевской площади, построен в 1896 году (на месте старого каменного храма 1770 года). В 1930 году собор был взорван и снесён.
  • Мироносицкая церковь (Харьков). Храм конца XVII века. Первое упоминание в летописях - 1731 год, каменное здание с 1783 года, капитально перестроена в 1840 году. Снесена в 1930 году.
  • Успенский кафедральный собор в Ярославле. Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора. Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом. (перестроен 1644-46, фрески 1674 года). В 1937 году собор был взорван и разобран на кирпич.
  • Церковь Никиты Мученика в Ярославле 1641 года постройки. Храм был закрыт и снесён в 1929 году.
  • Варварьинский приход (Ярославль): холодная церковь Варвары Великомученицы (1651-58, фрески 1742-43) и теплая церковь при ней (1715). Уничтожены в 1931 году.
  • Власьевский приход: холодная церковь Власия Столпника (известна с 12 в., каменная с 1679) и зимняя церковь Толгской Богоматери (1702) в Ярославле. Уничтожены в 1933 году.
  • Церковь Иоанна Богослова (1679) в Ярославле. Первое упоминание Богословского храма датируется 1631 годом, а построение на этом месте деревянной церкви еще более раннее и относится к XVI веку. Есть основания полагать, что первоначально храм был украшен стенной росписью еще в XVII веке. Снесена в 1934 году.
  • Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль), уникальный памятник русской архитектуры XVII века и одно из самых знаменитых произведений Ярославской школы зодчества периода её наивысшего расцвета. Единственный в России пятнадцатиглавый храм. В 1918 году советские власти изъяли все средства, имевшиеся у прихода для содержания храма, школы, детских приютов и попечительства о бедных. А в 1922 году под предлогом «помощи голодающим» было разграблено почти всё ценное имущество церкви — золотая и серебряная утварь, ризы с икон. Несмотря на то, что община церкви была обложена большими налогами и сборами, прихожане продолжали заботиться о поддержании храмов — отремонтировали и покрасили крыши, заменили оконные ставни. В 1931 году Иоанно-Предтечевская церковь была закрыта и продолжала разрушаться. В церкви устроили склад зерна, галерею использовали для хранения сыпучих красителей, кислоты, карбида, к стенам храма бросали бочкотару. В колокольне разместили кузницу. Варварское отношение к памятнику привело к тому, что он пришёл в плачевное состояние. К 1951 году была утрачена значительная часть фресок, а оставшиеся находились в катастрофическом состоянии; из-за частичного разрушения крыши в храме были постоянные лужи, алтарь покрыт плесенью, иконы разбросаны и разрушались от птичьего помёта и сырости. Многие живописные композиции, в том числе и знаменитая «София Ярославская» оказались безвозвратно утрачены.
  • Церковь Косьмы и Дамиана в Ярославле (1686). Согласно некоторых источников храм относится к постройкам XVII века. Разобрана в 1930-е годы.
  • Духовский приход в Ярославле: холодная церковь Св. Духа (1690) и теплая церковь Трех Святителей (1815). Разобраны в 1938 году.
  • Петропавловский приход в Ярославле: грандиозный храм Петра и Павла на Волге (известен с 12 века, каменный с 1691) и зимняя Никольская церковь (1840). Уничтожены в 1937 году.
  • Златоустинская церковь в Кремле Ярославля (1691). Снесена в 1929 году.
  • Две церкви Семеновского прихода в Ярославле (1723-38). Снесены в 1933 году.
  • Церковь Пятницы в Калашной, Ярославль (1739). Разобрана в 1937 году.
  • Троицкая церковь в Тверицах, Ярославль (1771). Уничтожена в 1939 году.
  • Многоглавая Покровская церковь в Ярославле (1905). Снесена в 1929 году.
  • Новоторжский Борисоглебский монастырь — мужской монастырь в Тверской епархии, расположенный в городе Торжке Тверской области. Монастырь, созданный ранее Киево-Печерской лавры, называют «одним из древних, а может быть, и самым древним» из-за отсутствия письменных свидетельств о более ранних обителях. Основан (возможно) в 1038 году. В 1925 году был распущен и осквернён: на его территории размещена тюрьма строгого режима, которая находилась там около 50 лет. После неё в монастыре разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а с конца 1980 года – музей. Борисоглебский собор, на месте которого впоследствии появился монастырь, был окончательно закрыт и разорен в 1931 году, уникальные фрески, написанные известным художником Российской Императорской Академии, поручиком Владимиром Боровиковским в 90-е годы 18-го века практически полностью утрачены.

Приведенный здесь далеко неполный, даже краткий список - лишь верхушка айсберга "политики партии" при Иосифе Сталине (смотрим даты, изучаем историю).

Если обратить внимание на время постройки храмов и монастырей, то становится очевидно, что Сталинское правительство – это не только богоборческое и антихристианское правительство, а еще и настоящие варвары, уничтожавшие жемчужины старинной исторической архитектуры по всей стране.

Более 70-ти тысяч храмов и более 1200 обителей были разграблены, уничтожены, разобраны и осквернены. Монахи выкидывались на улицы и ссылались на поселения, сажались в тюрьмы и расстреливались сотнями. Священников и архиереев судили и сажали в лагеря под надуманными предлогами и по сфабрикованным делам.

В приводимом мною материале речь идет только о Церквях и Монастырях. Возможно, придется взяться и сделать подборку из биографий Новомучеников и Исповедников Российских так же - с датами арестов, казней и ссылок.

И еще одну цитату приведу специально для так называемых «православных сталинистов» и «православных большевиков»:

«Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2-е Послание апостола Павла к Коринфянам. Гл.6 Ст.:11-18).

Примечания:

В тексте статьи использованы собственные наблюдения и данные, взятые из открытых источников. В том числе отсюда:

Более длинный поименный список есть здесь.

Подробное исследование вопроса здесь.

По Московской епархии здесь.

Небольшой, но примечательный список с историями храмов здесь.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Взорванные_храмы_России и другие исторические статьи на Вики и в других источниках в Интернет.

Еще один материал по теме на моём канале:
«Православный сталинизм» как он есть.

От автора. Иван Тимофеев