Отвлечемся, наконец, от темы кухни — мы говорили о ней здесь и здесь (а здесь еще и про бидон). Поговорим о том, что не принято обсуждать во время small-talk — о деньгах, а также о кошельках, бумажниках, портмоне и прочем.
И зачем женщине кошелек?
Тора Гольдшмидт придумала учебники по иностранным языкам в картинках. Это гениальное изобретение, которое сейчас интересно еще и тем, что на картинках в мельчайших деталях отражен быт своего времени. Гардероб изображенного на картинке джентельмена мы уже разбирали здесь. Сейчас же обратим внимание на предметы под номером 52 и 53.
Номер 52 — это pocket-book (см. галерею). Здесь это конечно не электронная книга для чтения книга карманного формата, а бумажник — для банкнот, карточек и т.д. В таком значении pocket-book используется до сих пор (хотя, прямо скажем, нечасто):
С номером 53 все проще, это purse (кошелек — в данном случае, судя по всему, для монет).
А теперь давайте взглянем на гардероб леди (здесь есть, конечно, где развернуться — сегодня только начнем):
И где же здесь кошелек? А никакого кошелька здесь нет. Можно, конечно, списать этот факт на случайность или экономию места — у женщин одежды объективно больше. Но все же, думается, кошелька здесь нет не только из-за этого.
Подкупить своих бывших слуг в день рождения сына
В России женщины имели большую свободу в денежных вопросах, чем в той же Англии, где до 1925 года был майорат (наследство переходило к старшему сыну, либо к племяннику). И это было большой проблемой для семей, и писали об этом все — от Джейн Остин до сценаристов "Аббатства Даунтон".
В России женщинам было проще в том смысле, что они могли быть наследницами состояний. Но унаследовать деньги и ими свободно распоряжаться — разные вещи. И вот со вторым были трудности. Если женщина живет в доме мужа или отца, деньгами она распоряжаться не может. В магазине она запишет покупки на счет мужа, муж же выдаст ей некоторую сумму на хозяйство. И зачем ей кошелек?
Иное дело мужчина. Возьмем, например, Вронского — человека, безусловно, щедрого (он отказался от части дохода в пользу старшего брата, женившегося на бедной дочери декабриста). Поссорившись с матерью из-за связи с Анной (а мать ему присылала деньги — она вдова и деньгами распоряжается сама) и поняв, что надо как-то заново организовывать быт, он садится разбирать дела — и "первое, зa что, как зa самое легкое, взялся Вронский, были денежные дела".
Совсем не так у женщин. Кити в какой-то момент говорит мужу, что у нее "остается только пятьдесят рублей". И вот, что она слышит в ответ от Левина: "—Ну что ж, я заеду возьму из Банка. Сколько? — сказал он с знакомым ей выражением неудовольствия".
А вот Каренин пишет "без обращения к ней и по-французски" письмо Анне, отказывая ей в разводе и требуя вернуться домой. Оскорбительное письмо, надо сказать. И кладет в конверт деньги, "которые могут понадобиться для ваших расходов". После этого Каренин "прочел письмо и остался им доволен, особенно тем, что он вспомнил приложить деньги".
Когда же женщине нужен кошелек? Если обстоятельства отчаянные и нужны "свои" деньги.
Вот Анна, которая "будет иметь в руках деньги", чтобы подкупить своих бывших слуг в день рождения сына. "На другой день, в 8 часов утра, Анна вышла одна из извозчичьей кареты и позвонила у большого подъезда своего бывшего дома". Затем "вынув из муфты трехрублевую бумажку, поспешно сунула ему [помощнику швейцара] в руку".
Ну, и вспомним графиню Ростову, которая просит у мужа большую сумму "чистенькими" купюрами, чтобы отдать на шитье мундира Борису Друбецкому:
— Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! — сказала графиня. — А эти деньги мне очень нужны.
— Вы, графинюшка, мотовка известная, — проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Безрадостная картина, не правда ли?
Впрочем, есть в русской литературе и романы, и пьесы про деньги. Здесь и весь Александр Островский, и "Идиот" Достоевского, и "Вишневый сад" Чехова. И там конечно женщинам с деньгами и без есть, где развернуться. Но, положив руку на сердце, — разве хотелось бы оказаться на месте этих женщин?
Право на кошелек надо заслужить
Взгляды на то, кому должен принадлежать кошелек — как и на многое другое, начали меняться в начале XX века. Наступала эпоха феминизма: женщины все сильнее начали требовать расширения политических прав, доступ к образованию, к профессиям, которые до сих пор могли осваивать только мужчины. Главный вопрос — а кто за все это будет платить — в итоге решился тем, что женщина получила и право на свой кошелек. Перед дамами открылись двери магазинов, ресторанов, учебных заведений, офисов, заводов и фабрик. То, что теперь они получали зарплату сами, могли тратить ее без оглядки на мнения мужа, стало одним из переломных моментов того времени. И, конечно, революцией для бизнеса, у которого быстро появились миллионы новых клиенток.