Найти в Дзене

Уступил = не пропустил. Пропустил = не уступил. Парадокс ПДД?

Недавно в некоторых СМИ была распространена информация о начале тестирования в Москве системы фиксации нарушения в виде невыполнения обязанности уступить дорогу «скорой помощи». Правда, соответствующий прибор установлен пока только на одном автомобиле, и используется он в тестовом режиме. Однако в том, что в случае удачных результатов испытаний это может получить широкое распространение - сомневаться не приходится. И, хотя с утверждением о том, что «скорой помощи» надо уступать всегда и везде, не поспоришь (ведь врачи спасают самое дорогое - жизнь), о некоторых нюансах правоприменения соответствующих норм и сопутствующих этому рисках надо знать.

Основной нормой, по которой квалифицируются нарушения в таких случаях, является статья 12.17 КоАП РФ, которой предусмотрено наказание за непредоставление преимущества в движении автомобилю с включенным синим маячком и звуковым сигналом (есть иногда попытки привлечь и по «уголовке», но это отдельная история). А норма ПДД, обязывающая предоставить это преимущество, звучит несколько иначе. В частности, п. 3.2 Правил дорожного движения обязывает водителей при приближении спецтранспорта уступить ему дорогу. Здесь и кроется тонкий момент…

Понятие «уступить дорогу» тоже есть в ПДД, и оно означает обязанность водителя не начинать, возобновлять или продолжать движение, а также осуществлять какой-либо маневр, если это вынудит других водителей, имеющих преимущество, изменить скорость или направление движения. Обратим внимание - по смыслу этого требования получается, что оно предписывает водителю НЕ делать того, что запрещено: НЕ начинать, НЕ возобновлять или НЕ продолжать движение либо НЕ совершать маневр. А вот обязанности перестроиться в другой ряд или, к примеру, перепарковать транспортное средство, здесь нет.

И тут возникает очень сложный вопрос - как быть в случаях, когда, к примеру, водитель стоит на светофоре в ожидании зеленого сигнала, и в этот момент сзади появляется спецтранспорт с сиреной и мигалкой? Впереди - стоп-линия и перекрёсток, а иногда - «вафельная» разметка, и двигаться вперёд нельзя: ведь все просматривается камерами, а значит любое движение может повлечь штраф. Но сзади - настойчиво требующий проезда спецавтомобиль с «цветомузыкой», и если ему не уступить дорогу - наказание тоже вполне вероятно.

Конечно, по возможности всегда надо попробовать «подвинуться» - ведь врачи или пожарные спешат спасать чью-то жизнь. Однако бездушная камера (если таковая здесь имеется) радостно зафиксирует такой маневр и пришлет штраф. А если следом за «скорой» движется экипаж ГАИ (которые частенько проводят профилактические рейды по контролю за соблюдением водителями обязанности пропустить «скорую») - наверняка будет попытка привлечь водителя по уже упомянутой статье 12.17 КоАП. И вот здесь и поможет четкое знание буквы закона.

Вспомним, что термин «уступить дорогу» означает запрет именно на какие-либо действия - не разрешает начинать, возобновлять или продолжать движение, а также совершать маневр. Следовательно, если при появлении спецтранспорта водитель стоял на месте и не начинал движение (а тем более - не продолжал его или не совершал маневров) - формально обязанность уступить дорогу им была полностью и неукоснительно выполнена, а значит, наказание назначать не за что.

Конечно, особенности нашего «правоприменения», а также толкования законов судами, большого оптимизма не внушают, и составленный сотрудниками ГАИ протокол почти всегда считается неопровержимым доказательством. Выходом могло бы стать изменение ПДД в части уточнения способов уступить дорогу спецтранспорту - например, прямо предусмотреть обязанность перестроиться в другой ряд либо освободить проезд…

Однако, пока все остаётся как есть - будьте на дороге внимательны и помните о том, что «скорые» и пожарные спешат спасать именно нас!