Найти тему

Откуда берется уверенность в себе у ребенка? Или куда она девается?

Сегодня хочу поразмышлять на тему того, почему один ребенок при виде маминой подруги прячется за маму, а другой начинает оживленно болтать.

Самое распространенное объяснение "он у меня стеснительный". Но давайте обсудим некоторые предпосылки. И в целом, как мы, родители можем повлиять на ощущения ребенка в нашем большом неизвестном мире.

Я как обычно распишу свои критерии, а вы возьмете себе те, которые вам пригодятся. В любом случае успех статьи - это когда у читателя остается то, о чем можно еще несколько дней размышлять, пробовать, делать выводы.

Итак, что важно на мой взгляд для уверенности ребенка:

Опыт побед
Опыт побед

1) ОПЫТ ПОБЕД

Любое наше поведение - это результат предыдущего опыта или страх перед неизвестностью. Чем младше ребенок, тем меньше у него предыдущего опыта.

Первый опыт ребенок получает через маму. Самые маленькие, когда видят что-то новое, просто смотрят на лицо мамы. Если испугалась, значит надо пугаться, если улыбается, значит все хорошо.

Ребенок становится старше и постоянно возникают ситуации, когда ребенок уже сам пробует свои силы. Обычно с начала с большим энтузиазмом. А вот дальше бывает по-разному.

Уронил, пролил, сломалось. Важно в эти моменты родителям делать акцент на том, что получилось. И в целом давать посильные задачки. Это кажется не таким уж важным на первый взгляд, но у ребенка где-то внутренне есть 2 чаши весов: "получилось" и "не получилось".

Очень важен опыт побед. И этот опыт побед очень часто мешают получить слишком активные родители.

Например, ребенок пытается достать из-под кровати мячик. А мама тут же делает это за него "давай помогу".

Ребенок рисует зайчика, а мама говорит: "Ну, какой же это зайчик!", и сама подрисовывает ему уши подлиннее.

Или малыш пыхтит, достает из ящика шапку, чтобы надеть. Мама, не обращая внимание, что у него вот-вот все получится, помогает достать и надевает сразу. Просто она торопится.

Но в этот момент ребенок проиграл. Он не смог сам. А очень хотел!

Это не значит, что не нужно помогать совсем (об этом в пункте 5), но очень важно дать возможность ребенку сделать самому и добраться до конечного результата (заяц нарисован, шапку достал сам) или до действия (например, ребенок принимает решение попросить помощи). Здесь важно, что мыслительный процесс ребенка не прерывается и ребенок может получить опыт того, когда сам, когда получилось!

2) АКЦЕНТ ВНИМАНИЯ ИЛИ КАК НЕ БОЯТЬСЯ ОШИБОК

Важно помнить, что первый главный человек для ребенка - это мама. Ну, и все близкие люди, которые с детства оценивают все, что делает ребенок.

Во многих книжках по воспитанию детей есть информация про то, как лучше хвалить детей, но на всякий случай упомяну.

Когда мы хотим за что-то похвалить ребенка, очень важно обозначить что-то конкретное, кроме просто "молодец". Например, "Рисунок получился красивый, особенно веселое вышло солнышко". Или "ежик пластилиновый ну, прямо как настоящий! Мне очень нравится!"

Важно действительно обратить свое внимание на то, что вам показывает ребенок. Это касается всех возрастов.

Акцент на том, что не получилось, лучше не делать, лучше вообще сделать вид, что кляксы на листе нет (например, вы ее не заметили). По крайней мере лет до 5 точно.

Постепенно ребенок сам будет замечать минусы и стараться их исправить. Но важно закреплять все, что получилось, замечать это. Старание и результат.

Если вы замечаете, что ребенок не старается, то нужно понять, почему. (Напишу отдельную статью, добавлю сюда ссылку). Возможно хочет сделать быстро, или вообще он не хотел рисовать, а его очень попросили. Или он еще не понял, как это, стараться. Попробуйте в следующий раз дать менее объемную задачу, простую, но сделайте акцент именно на качестве выполнения. (ровно, закрасить по контуру, аккуратно пересыпать и т.д.).

Если что-то пошло не так, не ругайте. Сделайте акцент на том, что получилось.

3) КОММУНИКАЦИЯ С МИРОМ

Любая коммуникация ребенка - это 3 фактора: опыт, речь, действие.

Важно иметь опыт коммуникации в подобных ситуациях, желательно позитивный, а также важно понимать, какие речевые конструкции использовать. Это очень просто, но не всегда очевидно. Любые проблемы в коммуникации связаны с нехваткой одного из этих факторов.

Мама говорит: "Иди поиграй с ребятами!"

А ее ребенок стоит и не идет. Возможно он ни разу не видел, как дети знакомятся, не знает, что сказать или боится, что его не примут в игру.

Возможно ему просто не хочется разговаривать с незнакомыми детьми, потому что он никогда этого не делал.

Итак, подруга мамы, ребенок застеснялся. Просто покажите ему, как поздороваться. Главное понимать, что эта ситуация отражает, явно показывает, дает вам обратную связь относительно текущего состояния опыта и речи и решительности на действие ребенка.

4) ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

У нас в голове обычно происходит интерпретация того, что происходит и оценка этого. Процессы мышления нарабатываются разговорами, чтением книг или наблюдением за поведением окружающих, в т.ч. наблюдением за поведением героев мультфильмов. Что касается мультфильмов, напишу об этом отдельную статью.

Очень важно проговаривать с ребенком то, что происходит вокруг, оценивать это, обсуждать. В том числе и то, что происходит в мультике. Пока ребенок маленький, вы имеете очень важную возможность влиять на его мировоззрение, на его отношение к происходящему, на сферу моральных ценностей. Это то, на основании чего в дальнейшем он будет принимать решения. Когда ребенок пойдет в детский сад и школу, эта возможность будет все меньше и меньше.

5) ПОДДЕРЖКА ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ

Ребенку очень важна поддержка! Но именно рука помощи тогда, когда у него самого не хватает на что-то сил. Физических или эмоциональных. Но не костыли! Очень важно, чтобы ребенок знал, что он всегда может попросить у вас помощи. Но также важно, чтобы он делал сам. Не торопитесь помогать - это медвежья услуга. Постарайтесь понять, посильная ли задача стоит перед ребенком. Если сложно, подскажите, помогите советом, сошлитесь на то, что вам нужно пока чистить картошку, убедитесь, что ребенок готов сам сделать первый шаг.

Здесь очень зависит от ребенка и предыдущего взаимодействия.

6) НАБЛЮДАЙТЕ

Старайтесь больше наблюдать и не торопиться делать. Оказывать поддержку при необходимости, но оставлять ребенку пространство для постоянного обучения, возможность стать умнее, самостоятельнее. Ребенок не беспомощен. Даже когда ему 1,5, он шел и упал (не больно, а просто упал на снег), лучше подать ему руку, помочь встать. Не стоит хватать его как куклу. Дайте ему возможность научиться вставать и идти дальше. В более старшем возрасте это пригодится.

Это тоже опыт побед и вера в свои силы.

ИТОГ:

Одна из главных целей родителей - научить ребенка жить самостоятельно. Наверное, об этом и нужно стараться помнить. Дети вырастут и переедут, это тоже не забываем, чтобы делиться с ними вниманием. Поддерживать в трудную минуту, оберегать, предупреждать, но и давать ребенку пространство для развития в соответствии с его возрастом. И важно помнить! Дети очень адаптивны, они меняются и развиваются постоянно! Поэтому даже то, что пока получается не очень, можно и нужно развивать! Гармонии всем в отношениях с вашими чудесными шедеврами природы - детьми!

Подпишитесь, чтобы не пропустить!

Ставьте 👍 , если нашли для себя что-то полезное! Это влияет на развитие канала!

Читайте другие мои статьи о детях:

Почему ребенок не говорит? Как научить ребенка говорить раньше?

Как приучить ребенка к горшку?

Научить малыша самостоятельно есть... Когда и как?

Если ребенок до 3х-5ти лет плохо ест. Что делать?

Лайфхаки, чтобы ребенок убирал игрушки Часть 1

Лайфхаки, чтобы ребенок убирал игрушки Часть 2

Доверие ребенка. Слезы от страха. Детский сад и поликлиника

Чему важно научить ребенка до сада?

Как научить малыша самостоятельно одеваться/раздеваться?

Почему ребенок не засыпает? Важные условия для нормального сна ребенка

Лайфхаки про укладывание ребенка спать (от 1,5-2х лет)

4 лайфхака, чтобы ребенок быстро собрался

Музыкальный слух у ребенка. Почему и кому медведь наступает на ухо?

Как развивать музыкальный слух ребенку? 3 шага

Как научить ребенка плавать? Почему дети боятся воды?