Найти тему

Стратегия развития Точки кипения - Екатеринбург: работа с повесткой

10.10.2019 Нужна ли Точкам кипения стратегия?

Девять месяцев работы Точки кипения выявили два сценария развития: выстраивать собственный путь или следовать рекомендациям других Точек, перенимая лучшие практики. Что лучше? Какой из них выбрать?

Все зависит от множества факторов: ресурсов и амбиций заинтересованных сторон, компетенций ядерной команды, позиционирования Точки кипения, степени зрелости сообществ, деловой активности в регионе.

На старте удобно быть акцептором и опираться на существующий опыт других Точек. А, в дальнейшем, имеет смысл выстраивать стратегию и выбирать специализацию, чтобы быть максимально полезным как в своем регионе, так и в сети Точек.

Если не выстраивать свою стратегию, а занять пассивную позицию, в части повестки и сообществ, то есть риск превратиться в традиционный коворкинг со случайным набором мероприятий.

Точка кипения – Екатеринбург уже в первый месяц работы озаботилась развитием в долгосрочной перспективе и стратегией. И с тех пор, уже 9 месяцев, находится в состоянии «стратегического бодрствования», изучая стейкхолдеров, сообщества, проекты АСИ и сети Точек кипения.

Разработка стратегии может проходить в течение одного дня с последующей доработкой онлайн, а может и полностью онлайн, с привлечением ядерной команды. Пока мы находимся в состоянии ежемесячного мониторинга и корректировки, вполне вероятно, что так и будет.

-2

Мы для себя выделили пять важных шагов.

  1. Анализ потребностей стейкхолдеров
  2. Постановка целей Точки кипения
  3. Выбор приоритетных направлений повестки Точки кипения (треки)
  4. Выявление ключевых, активных сообществ и разработка плана работы с ними
  5. Выбор форматов и составление плана-графика мероприятий

Шаг 1. Анализ потребностей стейкхолдеров

Если считать Точку кипения драйвером развития региона, то у каждой Точки кипения есть набор важных заинтересованных сторон, которые влияют на стратегию.

Например, в Екатеринбурге мы имеем дело с такими стейкхолдерами:

  • Агентство стратегических инициатив и Платформа НТИ
  • Правительство Свердловской области
  • Министерство инвестиций и развития Свердловской области
  • Крупные компании региона
  • Ведущие вузы региона
  • Региональные институты развития
  • Деловые сообщества и объединения
  • Инновационные и высокотехнологичные компании

Базовые требования Платформы НТИ ко всем Точкам кипения одинаковы, разнообразие и плотность среды: количество мероприятий и форматов, приоритетная повестка НТИ, количество уникальных пользователей и не уникальных посетителей ежемесячно.

Сложнее с остальными интересантами. Нам удалось выяснить их требования к Точке кипения. Приоритетный индикатор Свердловской области, который лег в основу стратегии Точки – это доля высокотехнологичной продукции (ВТП) в ВРП.

Шаг 2. Постановка целей Точки кипения

Анализ проблемы недостаточно высокой доли высокотехнологичной продукции (ВТП) в ВРП вывел нас на 4 причины:

  1. Недостаточная доля ВТП в крупных промышленных компаниях
  2. Недостаточное количество предприятий МСБ в сфере ВТП
  3. Недостаточное количество стартапов в сфере высоких технологий
  4. Низкое количество привлекаемых высокотехнологичных компаний в регион

Дальнейший анализ вывел на второй уровень причин:

1) Нехватка технологических лидеров, связанная с оттоком абитуриентов в столичные и зарубежные вузы, предпринимателей – в столичные и зарубежные компании и фонды.

2) Слабая профориентация школьников и студентов для работы в регионе.

Также отток талантливой молодежи происходит по причине недостаточно комфортной среды и нехватки масштабных мероприятий, привлекающих инвестиции, работодателей, потребителей. Это третий уровень причин.

Чем выше уровень причины, тем более значимо она влияет на развитие региона. Причины третьего уровня оказывают косвенное воздействие, хотя не менее важны.

Построение причинно-следственной Карты проблемного поля и инвертирование проблем в цели, вывело нас на набор значимых индикаторов Свердловской области и выбор приоритетных направлений работы Точки.

-3

Шаг 3. Приоритеты, формирование повестки Точки кипения - Екатеринбург

С причинами первого уровня напрямую работают треки:

  1. Регион НТИ
  2. Цифровая экономика
  3. Инвестповестка
  4. Акселератор проектов
  5. Развитие бизнеса

На причины второго уровня воздействие оказывают следующие треки:

  1. Таланты
  2. Школа Будущего
  3. Лидеры региона
  4. Образование Будущего

И, наконец, на причины третьего уровня косвенно воздействуют треки:

  1. Комфортная среда
  2. MICE&Туризм

Также, в Точке кипения – Екатеринбург предусмотрены ресурсные треки, развивающие компетенции самой Точки кипения.

  1. Сеть Точек кипения – федеральные мероприятия, спикеры, лучшие практики
  2. Creative.Net – региональные сообщества практик: консультантов, игропрактиков, модераторов, повышающие качество и количество мероприятий Точки.
-4

Шаг 4. Выявление приоритетных сообществ и институтов, разработка плана работы с ними

Следует отметить, что на постановку целей в большей степени влияют институты, а на их достижение - сообщества. Исходя из выше перечисленных треков, можно легко определить институты и сообщества, максимально влияющие на цели Точки кипения и ее повестку.

Это:

● Правительство Свердловской области с открытыми для общественности мероприятиями

● Институты развития с акселераторами проектов

● Предприниматели, занятые в сфере цифровой экономики

● Представители реального сектора экономики с бизнес-повесткой: промышленные предприятия, МСБ, стартапы

● Представители неформального образования и талантливая молодежь в повестке НТИ, кружковое движение, сообщества наставников и тьюторов

● Лидеры региона и бизнес-образование

● Сообщества и компании, занятые в сфере комфортной среды с темами «Умный город», «Умный регион», Городская среда

● Сообщества-партнеры по мероприятиям федеральной повестки

● Сообщества практик

Если таких сообществ недостаточно для работы на целевые показатели региона, то нужно планировать механизмы работы с ними, определять их интересы, договариваться.

Появляется план работы с ключевыми сообществами для вовлечения их в работу. Это не означает, что Точка кипения не работает с другими сообществами. Если их тематика не противоречит требованиям "франшизы", организаторы проявили инициативу, а в Точке кипения есть свободное пространство и время, то никаких препятствий для проведения мероприятий нет. Это текущая деятельность Точки кипения, легко регламентируемая и понятная.

Речь идет об активной работе с сообществами, о стратегическом партнерстве.

В том случае, когда важные для реализации стратегии сообщества не готовы проводить мероприятия в Точке кипения, задача программного директора – придумать форматы, в которых представители нужных сообществ выступят в роли спикеров, экспертов, участников. И здесь появляется следующий этап – поиска форматов и организация собственных мероприятий Точки кипения.

-5

Шаг 5. Выбор форматов и проектирование плана-графика мероприятий

В Точке кипения присутствуют организованные сообществами мероприятия разного типа:

1) в стандартном формате, где Точка кипения выступает в роли площадки проведения

2) в сотрудничестве с Точкой кипения по привлечению спикеров и экспертов

3) с запросом к Точке кипения на проектирование нестандартных форматов и совместное проведение мероприятия

Но этого недостаточно. Не выполняется функция сгущения сообществ, объединения ресурсов. Отсутствует синергетический эффект. Для реализации стратегии Точка кипения должна организовывать свои мероприятия, расширяя тематику, объединяя сообщества, масштабируя форматы.

Если взять за основу элементарное мероприятие с одним организатором, одной темой и одним форматом, то у Точки кипения явно должны прослеживаться принципы масштабирования: организаторов, повестки, экспертов, спикеров, проектов, форматов, участников.

Мы уже организовали в Точке кипения – Екатеринбург мероприятия, спроектированные по такому принципу.

4) «Одна тема – Много экспертов», направленные на развитие профессионального сообщества:

● Навигатор НКО – встреча соискателей и обладателей Президентских грантов с целью обмена опытом, ресурсами для подачи более значимых для региона заявок на конкурс

● Профессиональные клубы: игропрактиков, тьюторов, наставников, фасилитаторов, модераторов и др.

5) «Одна тема – Много экспертов – Много участников – Один формат». Масштабные тематические мероприятия, организующие представителей одного тематического трека для привлечения интересующихся темой потребителей

● Точка входа – питч-элеватор для стартапов и проектов перед представителями различных институтов развития и инвесторами

● Фестиваль образовательных практик – различные активности от представителей неформального образования – педагогам и директорам общеобразовательных школ

● SummIT. Встреча с ведущими ИТ-компаниями региона

6. «Сложная тема (направление) – Много экспертов – Много участников – Много мероприятий (форматов)» с широкой тематикой, привлекающие различные сообщества

● Навигатор нацпроектов – разноформатные интерактивные встречи представителей власти с бизнесом и общественностью для информирования и вовлечения в реализацию нацпроектов

● Топ-клуб регионального развития – стратегические и проектные сессии с представителями власти, бизнеса, науки, образования для поиска решений актуальных региональных задач

● Правительственные чтения – регулярные встречи «без галстуков» с министрами Правительства Свердловской области

● Клуб мышления с региональными Школами мышления

6) «Много тем – Много форматов – Много экспертов – Много участников» по типу Осеннего и Весеннего навигатора, буткемпов, программы открытия и дня рождения Точки

7) Сетевые мероприятия Точек кипения с отработкой актуальных тем и привлечением федеральных ресурсов

8) Образовательно-проектные программы с продуктовым результатом, в которых Точка кипения формирует программу и организует сложный проект по типу Кружкового движения. В проекте координирует участников инновационно-образовательной экосистемы: вузы, сообщества практик, спикеров, экспертов, организует проектную деятельность.

● Обучение региональных команд с выходом на реализацию проектов, например: Открытие Точки кипения – Екатеринбург, Агентства по привлечению инвестиций Свердловской области

● Подготовка инвесткоманд региона – совместный проект с РАНХиГС, сообществом практик, представителями власти, Агентством по привлечению инвестиций по разработке и подготовке к реализации значимых для региона инвестиционных проектов

● Конкурсный отбор персонала в Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области – совместный проект с Бизнес-школой УрФУ, кадровыми агентствами, представителями власти и институтов развития

Что дальше? Мы, как городская Точка кипения, видим свою роль в развитии сетевого сообщества не только федерального, но и регионального уровня, в т.ч. территориального. В числе стратегических задач: распространение опыта, стратегическое позиционирование, специализация, согласование интересов, обмен ресурсами, объединение усилий для развития региона и сети Точек кипения.

Стратегия Точки кипения: драйвер развития инновационно-образовательной экосистемы региона, нацеленной на рост доли высокотехнологичной продукции в ВРП, за счет масштабирования организаторов, повестки, экспертов, спикеров, проектов, форматов, участников.

Специализация Точки кипения Екатеринбурга:

  • Катализатор НТИ
  • Интегратор образовательных практик
  • Координатор акселераторов проектов
  • Драйвер развития региональных команд
-6