Найти в Дзене

Скрытая суть великолепной картины Павла Федотова «Сватовство майора» и почему она так называется. Часть 2 (продолжение серии публикаций)

Фото автора канала
Фото автора канала

Это продолжение рассказа о замечательной картине Павла Федотова «Сватовство майора», о ее смысле, сюжете, композиции и тех нюансах, которые вызвали огромный к ней интерес с самого ее первого появления перед публикой в 1849 году.

После своего триумфа со «Сватовством майора» Павел Федотов стал известен своими маленькими полотнами на сюжеты из жизни «бедных людей»: горожан, чиновников, служащих, военных, купцов и мещан, фактически он создал настоящую энциклопедию русской городской жизни своего времени.

Силою своего таланта, почти не имея предшественников в избранном им роде живописи, Федотов достиг в нем общепризнанного совершенства. Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное внимания и иронии и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью.

Так случилось и с картиной «Сватовство майора». Но картина эта не так проста, как может показаться с первого, поверхностного, взгляда.

Что же на ней происходит?

Казалось бы, простая и незамысловатая сценка: майор сватается к дочке купцов, которая от него старается убежать.

Фото автора канала
Фото автора канала

И что, спрашивается, тут сложного и интересного?

А вот что. Если углубиться немного в историю России середины XIX века, то многое в этой картине становится понятнее. И занимательнее, кстати говоря, тоже.

Итак, о теме сегодняшней публикации. Почему именно майор сватается к купеческой дочке, а не, скажем, капитан или полковник? Тут надо понять следующее. Купеческое сословие к середине XIX века стало поднимать голову. Активные и сноровистые люди богатели, становились по-настоящему зажиточными, но при этом были весьма уязвимы и даже бесправны. Любой чиновник мог затормозить дело купца, «наехать» на него как говорят в наше время. И деваться купцу было некуда. Купец он и есть купец. Хоть и богатый человек, но всё же второго сорта.

Так что деньги не защищали человека купеческого звания от чиновничьего произвола. Его могли штрафовать за что угодно, могли в участок забрать, а там и бока намять, и на позор перед соседями отправить улицы мести. Какой-никакой статус давала принадлежность к гильдии (купец первой гильдии, второй, третьей – помните по классике такое выражение?). Но её надо было регулярно подтверждать, внося немалый взнос.

Какой же из этого положения был выход? Да очень простой – выдать дочь за того, кто защитит купеческое семейство. И лучше за дворянина, а еще лучше за офицера, ведь военный - человек смелый, шансов на защиту семьи у него больше.

Но вернемся к вопросу о звании жениха. Почему же, все-таки, на картине изображен именно майор, а не капитан или полковник, например. А тут есть тонкость. Звание майора – согласно Табели о рангах Российской империи давало гражданским лицам право на потомственное дворянство. А капитанское звание – нет. А полковник – это уже был человек весьма высокого достатка и ранга, который, скорее всего, искал бы себе невесту среди дворянок, а не купцов.

Следует заметить, что тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, с Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами… И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Как и для самого автора, кстати.

Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Только наверняка он «происхождения тёмного», иначе зачем ему в женах купеческая дочка?. А дальше можно только предполагать. В юности «забрили лоб». Муштра, унижения, зуботычины… Однако благодаря служебному рвению, начав с рядовых и ломая все социальные преграды, получил-таки человек с годами первый офицерский чин. А дальше – ступеньки служебной лестницы: прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор.

Деталь картины. Фото автора канала
Деталь картины. Фото автора канала

Так что будь наш жених «из благородных» – он бы наверняка невесту искал из своей среды. Но человек федотовской эпохи понимал: изображён «бурбон». Так, посмеиваясь, звали офицеров не из потомственного дворянства, а из выслужившихся нижних чинов. Да, «бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули исправно. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Хотя, как правило, майорство – это был пик карьеры. Для большего не хватало грамотности, связей.

И здесь – еще один важный момент. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. А само по себе майорское жалованье тогда было весьма скромным. Подняться материально офицер мог только за счёт так называемых «безгрешных доходов» – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т.д.). Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело на это сквозь пальцы. Однако такое право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. А вот если ты чином ниже – тут и дело подсудное, и вообще грубейшее нарушение служебной этики. Так что если ты честен, то материальное положение у тебя не ахти.

Вот и получается, что если бы наш майор был поклонником «безгрешных доходов», то выгодно жениться на купеческой дочке ему было бы не нужно - и без того средств хватало. А коли нужно – то выходит, что он человек честный. Вот такая история вытекала из того, что на картине происходит.

Тут образуется взаимосвязь интересов, каждый в чем-то приобретая, что-то и теряет, начинается торг и игра друг с другом.

Так или иначе, сюжет сложился. Майор, человек, скорее всего, честный и упорный, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Состояния у него нет, поместья тоже, пенсион невелик, продвижение по службе не светит, выход один — жениться на богатой купеческой дочке, взять хорошее приданое. Совершив необходимую рекогносцировку при посредстве неизбежной в таких делах свахи (она, кстати, на картине присутствует) и удостоверясь в благоприятных для атаки обстоятельствах, наш майор приходит в дом с официальным предложением руки и сердца.

В общем и целом, «Сватовство майора» – это рассказ о выгодной сделке. Серьёзные люди ударили по рукам. Старый служака своё штаб-офицерское достоинство конвертирует в обеспеченное будущее, в спокойную сытую старость. Отец-толстосум «вкладывает в проект» деньги и прелесть юной дочери. А кстати – что же она? Дочь-невеста – конечно, «существо страдательное». Никто её не спрашивал, без неё решили её судьбу. Сейчас ей представят незнакомого и не очень молодого мужчину. Наверняка – не предмет мечтаний! Но понравится, не понравится – с ним дальше жить, спать, зависеть во всём. В последний момент у девушки сдали нервы – растерялась, убегает из комнаты.

Так что у купеческой семьи своя правда, но и у майора – своя. И кому, как не Федотову, было понять этого строевика — загубившего полжизни на караулы, смотры и разводы, а то и на военные действия, и сейчас заслужившего право на покой.

Сделка? Так ведь в этом мире ничего не дается даром, а он, майор, по крайней мере, расплачивается не чужим, не ворованным, а своим, кровным, с трудом и честно заработанным. Молодится? Так ведь женится на молодой, и приходится стараться, чтобы не стариком выглядеть и будущую родню не напугать.

Так что не удивительно, что главными героями картины стали у Петра Федотова майор и купеческая дочь, вернее сказать, дочь вместе с матерью, цепко ухватившейся за нее, чтобы сватовство не расстроилось, и образовавшей вместе с нею некую нерасторжимую скульптурную группу.

Деталь картины. Фото автора канала
Деталь картины. Фото автора канала

Итак, подведем предварительные итоги вышесказанному.

Про майора и ситуацию, в которую он попал вместе с купеческой семьей, я поведал: в купеческий дом пришёл «с серьёзными намерениями» немолодой, но бравый офицер. Крутит ус у дверей, а испуганная невеста убегает в соседнюю комнату. Домашние решают, как быть, ведь сватовство это важно и для них тоже. И это всё? Нет, не всё. «Сватовство майора» для современного Федотову зрителя как бы нехитро зашифровано в ясных в то время деталях и вполне понятно, нам же, ныне живущим, как раз совсем непонятны многочисленные намёки, разбросанные в картине и работающие на раскрытие ее общего замыла. И они были очень заметны современникам художника. Это и вызвало такой огромный интерес к этой картине - это был своего рода легко разгадываемый ребус. Занятный и вполне остроумный. Своего рода нехитрая игра ума.

А еще надо понимать, что Федотов был человек не пустой, основательный, дотошный. И в этой своей картине сделал так, чтобы зрители-современники всё увидели и всё поняли. Недаром он для каждого образа, даже для кошки, выискивал нужную ему натуру и нужное на картине место, даже позы у всех не случайны. Его скрупулезность и тяга к совершенству не знала предела. Десятки эскизов, сотни набросков к одной картине… это отнюдь неспроста. Так что каждый персонаж картины и его местоположение у художника совсем не случайны – всё в «Сватовстве майора» работает на главный замысел полотна.

А вот что за персонажи в картине и как они работают на ее общий замысел - об этом я расскажу в следующей публикации.

На сегодня пока всё.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

На этом смею закончить и откланяться.

Фото и текст автора
Фото и текст автора
А если кто-то еще не подписался на мой канал - есть такая возможность. Так что подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Ссылка на предыдущую публикацию:

Занимательная история великолепной картины Павла Федотова «Сватовство майора», сделавшая его знаменитым. Часть 1 (начало серии публикаций)