Найти тему

«У берёз и сосен». Шедевр Юрия Антонова, который миллионам слушателей напоминает о счастливой молодости

В советском песенном каноне «У берёз и сосен» занимает особое место. У многих слушателей из 1970-х она вызывает воспоминания о юности, грёзах первой любви, первом расставании. О долгожданном медляке на танцах. О том, что можно ёмко назвать одним словом: счастье.

Пожалуй, никто не будет спорить, что вещь выдающаяся. Начать с продолжительности: редкая поп-песня родом из СССР длится дольше шести минут. Но это Юрий Антонов — человек, который хотел большего, мыслил дальше и смелее своих коллег.

Вторая особенность, на которую обращают внимание, — явная цитата из битловской «A Day in the Life» с «Сержанта Пеппера» (1967). Которая привела в итоге к обвинениям в плагиате. Да, цитата есть. Но, во-первых, это лишь кусочек песни, небольшой пассаж. Нельзя сказать, что Юрий Антонов построил всю «У берёз и сосен» именно на нём. Во-вторых, цитата из классиков — приём, который использовали многие композиторы во все века. Думаю, «Битлз» бы не обиделись.

В 1971 году Юрий Антонов, успев поработать с «Поющими гитарами», переехал из Ленинграда в Москву. Здесь он в качестве солиста вошёл в состав оркестра «Современник» по приглашению руководителя Анатолия Кролла.

Именно с «Современником» Юрий Антонов и записал в 1973 году свой первый миньон, который скоро до дыр заслушивала вся страна. Всю вторую сторону маленькой пластинки занимала песня «У берёз и сосен» на стихи Игоря Шаферана.

Анатолий Кролл / Игорь Шаферан
Анатолий Кролл / Игорь Шаферан

Мощное вступление мгновенно захватывает внимание. Затем после барабанного брейка следует лирическая часть с воспоминаниями о былой любви и соло на органе. «У берёз и сосен» разворачивается неторопливо, накатывает, подобно волне... И не отпускает до финала, когда все инструменты сливаются в грандиозном крещендо:

По словам Анатолия Кролла, именно он предложил Юрию Антонову использовать в аранжировке битловский пассаж — в качестве символического музыкального «рукопожатия».

Не все знают, но «У берёз и сосен» записал ещё один советский ансамбль. В 1975 году нетленка Антонова и Шаферана была записана ВИА «Весёлые голоса» с солистом Николаем Подгорновым. По-моему, весьма достойное исполнение с классным вступлением, отличное от оригинала! Пресловутый битловский проигрыш, кстати, деликатно удалён:

В начале 1990-х Юрий Антонов записал новый, синтезаторный вариант своего шлягера, который был издан на компакт-диске «Несёт меня течение»:

В 2015 году Юрий Антонов исполнил «У берёз и сосен» вместе с Григорием Лепсом в рамках проекта «Главная сцена». С оригиналом не сравниваю: он уже навсегда в сердцах миллионов. Разумеется, новая версия громче, дороже, мощнее. Но осень здесь, кажется, уже не тихо бродит, напоминая о нежных чувствах. А проносится мимо с рёвом авиалайнера.

Спасибо за внимание!