Найти в Дзене

Жизнь архимандрита Софрония (Сахарова) после Афона: возвращение в Париж

Автор продолжает цикл публикаций, посвящённых разрушительной для православия деятельности псевдостарца Софрония (Сахарова). Человека, подавшего мне идею, раскрыть не могу. В качестве первоисточника можно указать игумена Адриана (Павлова), работа которого была опубликована на сайте "Благодатный Огонь" в сокращённом варианте.

Было бы естественно ожидать, что после 22 двух лет пребывания на Афоне, 9 из которых о.Софроний провел в отшельничестве, очищая свою душу от прежних губительных влияний, каясь в совершенных ошибках, пагубных для души, о.Софроний полностью изменит если не весь строй жизни, то как минимум круг общения. Однако на деле все происходит иначе.

Куда пойдет монах-отшельник, если ему пришлось покинуть Афон? Скорее всего будет искать обитель, близкую по духу своему монастырю, такие случаи известны. Арх. Софроний после выдворения с Афона в 1947 году сразу же возвращается во Францию и поступает на четвертый курс Свято-Сергиевского богословского института - (45).

Можете себе представить, насколько дух этого Парижского модернистского института противоположен православному духу монахов-подвижников Святой Горы Афон? Такой шаг показывает истинное внутреннее состояние Софрония. И это результат его двадцатилетнего подвижничества на Афоне под водительством великого старца??!

После возвращения с Афона Софроний поселяется у друга юности, художника-модерниста Леонардо Бенатова, с которым вместе учился в художественной мастерской модерниста и оккультиста В.Кандинского.

Леонардо предлагает о.Софронию совместный проект по оформлению внутреннего убранства часовни Сен-Любена в его роскошном поместье в Шеврёзе: Софроний должен был заняться духовной стороной, а художественной реализацией – Наталья Гончарова, «прославившаяся» в дореволюционной России скандальными выставками, порнографическими картинами, а впоследствии после эмиграции на запад занявшаяся иконописью.

М.Гавриила (Брилиот) приводит слова Н. Гончаровой: «Спорят и спорят со мной о том, что я не имею права писать иконы: я не достаточно верую. О Господи, кто знает, кто и как верует… Мои иконы, говорят, имеют другой облик, чем старинные. Но какие старинные. … Что ни народ, что ни век – другое обличье».

По мнению м.Гавриилы, которая сама является иконописцем, это высказывание свидетельствует о глубоком понимании Гончаровой религиозного искусства (!).

Она также сообщает о том, что Наталья Гончарова стремилась выработать некий индивидуальный стиль, объединив иконопись с модерном (!), работала над созданием декораций для балета о Литургии (!!).

Судя по одобрительному тону м.Гавриилы, ей даже не приходит в голову мысль о том, что это кощунство – участвовать в работе над таким балетом. А ведь она воспитанница «старца» Софрония!

Хотя чему удивляться, ведь сам арх. Софроний не был чужд введению модернистских элементов в свою художественную деятельность. Так во Франции о. Софроний создает в бывшем хлеву - (46) - церковь для «своих» (т.е. для круга посвященных) - (47) - и оформляет ее вполне по-модернистки: «Отец Софроний создал особый цветовой интерьер: пол был красный, стены коричневые, а потолок – голубой. Это должно было символизировать, что мы стоим в аду (красный), окруженные землей (коричневый) и стремимся к небу (голубой)» (м.Гавриила, с. 107-108).

Действительно, модернисткий храм адского отчаяние. И это после Афона? Где мог о. Софроний среди необычайного благолепия афонских храмов увидеть такую мерзость? О влиянии модерна на иконописный стиль о.Софрония убедительно свидетельствуют его работы. Вот один наглядный пример.

...изображение Серафима выполнено арх. Софронием - (48). Оно является деталью иконы «Христос Вседержитель», написанной им в 1974 году (церковь св. Михаила, ИстУикхэм, Уэллинг (м. Гавриила, «Бытие»; с. 138).

Именно это изображение, более похожее на демоническое, нежели на ангельское, монахиня Гавриила (Брилиот), иконописец, выбрала из всего иконописного насления своего наставника и поместила на обложку своей книги о нем («Бытие. Творчество и жизнь арх. Софрония»).

Сравните Серафима кисти арх. Софрония с каноническим (немодернистским) изображением Серафима, написанным современным православным иконописцем.

Не нужно быть специалистом, чтобы увидеть колоссальную разницу между «творениями» арх. Софрония, пропитаными ядовитыми испарениями модернизма, и традиционными православными иконами.

В книгах м.Гавриилы (Брилиот) об арх. Софронии - (49) - приведен целый ряд его иконописных набросков и завершенных икон, которые преподносятся как выдающееся явление в иконописи.

При желании читатель может познакомиться с ними и самостоятельно сравнить с признанными образцами иконописного искусства. Нам же после знакомства с иконописными «творениями» о.Софрония стала ясна причина разногласия, возникшего у о.Софрония и афонских отцов в оценке его творчества: «Во время своего пребывания в монастыре (Свято-Пантелеимоновом. – Автор) он написал только две иконы. Его уговорили на это отцы. Вначале он написал икону, как ему казалось, самым лучшим образом, но когда показал ее отцам, она им не понравилась. Тогда он написал вторую, следуя их указаниям, но эта икона не понравилась ему самому. На этом его художественная карьера в монастыре закончилась. (Примечание м. Гавриилы: Так об этом рассказывал сам отец Софроний)» (В поисках совершенства в мире искусства, с. 103).

Почитатели Софрония, наверняка, скажут, что афонские отцы просто были недостаточно сведущи в том тонком делании, которое было доступно монаху Софронию и потому не смогли правильно оценить его труды. Однако глядя на иконы арх. Софрония, понимаешь, что истинным афонитам очевидно был не по душе модернистский дух его икон, на что они хотели указать ему, давая советы, но он не пожелал прислушаться к ним.

Вывод. Никакого покаяния в «ошибках молодости», отвержения и осуждения прежних еретических связей и воззрений не произошло; круг общения о.Софрония остался неизменным – как в художественном, так и в «богословском» отношении. Так называемый «старец» Софроний нигде не кается в том, что имел общение с такими явными модернистами, еретиками, экуменистами, как В. Кандинский, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.

А его духовные дети, упоминая наставников Софрония, говорят о них как о великих творцах, богословах и философах XX века, об общении с ними – как о чем-то выдающемся. Так их воспитал «старец» Софроний. И не надо списывать это на особенности западной среды, в которой вращался Софроний.

Доказательством тому служит жизнь истинно православных пастырей, оказавшихся в эмиграции. Например, духовника Царской семьи свт. Феофана (Быстрова), Нового Затворника (1872-1940) - (50).

Для модернистов и экуменистов, с которым так дружен был арх. Софроний, свт. Феофан стал заклятым врагом, потому что был истинным человеком Божиим - (51).

На Всероссийском Соборе 1917-1918 гг. модернисты задали еп. Феофану вопрос: «Если Вы, владыко, не уступите стремительным волнам времени… с кем Вы останетесь? Один останетесь!».

На это владыка кротко заметил: «Я останусь со святым князем Владимиром, просветителем Руси, с преподобными Антонием и Феодосием Печерскимичудотворцами, со святителями и чудотворцами Московскими, с преподобными Сергием и Серафимом, со всеми святыми мучениками, преподобными, святителями и чудотворцами, в Земле Русской просиявшими, а вот вы-то, братие, с кем останетесь, если и при вашем многолюдстве отдадитесь на волю волн времени?» - (52).

- 46 - «Некий Господин Бедер-Хар, курд, предоставил в распоряжение отцу Софронию свой хлев…, расположенный во фруктовом саду на другом конце города, куда отец Софроний ездил на скутере» (м. Гавриила, с. 106-107).

- 47 - О.Софроний: «Конечно, ты понимаешь, иметь СВОЮ церковь – это чрезвычайно редкая привилегия. Церковка наша небольшая. В нее не допускаются свободно все, кто хочет. Пользуемся ею мы, группа лиц, живущих в Сен-Женевьев-де-Буа; большинство из нас монахи и монахини. Всего нас 20 человек» («Письма в Россию», с. 73-74; м. Гавриила, с. 107).

- 48 - Из книги м. Гавриилы (Брилиот) «Бытие. Творчество и жизнь архим. Софрония».

- 49 - М. Гавриила (Брилиот) "В поисках совершенства в мире искусства. Творческий путь отца Софрония" и "Бытие. Творчество и жизнь архим. Софрония".

- 50 - Такова была воля Божия, что долгое время имя владыки Феофана было почти неизвестно православным людям в России. Его архив, считавшийся утерянным, к счастью оказался цел и помог братству Свято-Германовской пустыни в Северной Калифорнии, где подвизался о. Герман (Подмошенский), подготовить книгу «Духовник Царской семьи», в которой фигура святителя раскрыта в истинном виде – как ревнителя православия, бескомпромиссного защитника веры святых отцов, подлинным Отцом Церкви Христовой.

- 51 - См., например: Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник. М.: Даниловский благовестник, 2010.

- 52- Он верил в воскресение России, если... // https://rusidea.org/25021904

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ЦИКЛА: "Свт. Феофан Полтавский, духовник Царской семьи (1873 - 1940)".