«Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она». («Дхаммапада, II-5)
«Дхаммапада» — («Путь добродетели») представляет собой древнейший памятник буддийской литературы. Это собрание стихотворных изречений Будды Шакьямуни, в которых изложены основные этические принципы раннего буддизма. Книга, составленная около III в. до н. э., входит в раздел Кхуддака-никая палийского канона «Типитака».
История Будды
Будда (что означает «просветленный», «пробужденный») - это скорее обозначение высокой степени духовного развития, чем имя человека. Обычно с Буддой-божеством отождествляют основателя религии буддизма Гаутаму Шакьямуни, известного также под именем Сиддхартха. Этот человек жил в Северной Индии в VI-Vвв. до н.э. Он был сыном непальского царя Шуддходаны и его супруги, царицы Майи. Миф гласит, что боги просили Будду родиться в человеческом облике, чтобы он мог проповедовать учение истины – дхарму. Он сам выбрал свое место рождения и родителей. Зачатие и появление младенца на свет сопровождались различными знамениями, и некий мудрец предсказал еще не рожденному пророку великое будущее.
Отец дал сыну светское образование и старался ограждать от жизненных невзгод. Принц жил в царском дворце, предаваясь наслаждениям, и даже женился на своей кузине Яшадхаре. Когда ему исполнилось двадцать девять лет, ему явилось озарение. Он встретил старика, больного, мертвеца и монаха. Первые три встречи навели его на мысль о людских страданиях, а третья указывала путь к спасению…
После этого Гаутама Шакьямуни оделся в лохмотья, оставил дворец и жену с новорожденным сыном, и стал вести жизнь отшельника… До тридцати пяти лет он был аскетом и существовал подаянием, но затем понял, что умерщвление плоти грозит разуму, и отказался от аскезы… Он решил сидеть под деревом и медитировать до тех пор, пока не достигнет просветления - бодхи. Сначала ему явились устрашающие демоны. Затем их сменили чарующие апсары – дочери Мары, владыки демонов. Они пытались искушать его. Но Гаутама не поддался их чарам. На сорок девятый день медитации он сумел победить демонов и стал Буддой…
Последующие 45 лет Гаутама странствовал, проповедуя свое учение. У него появилось множество учеников. В возрасте 80 лет он скончался. Его последователи говорят, что Будда ушел в нирвану, освободившись от бесконечной последовательности смертей и перерождений… Последние слова его были: «Никогда не забывайте, что то, что вызывает жизнь, есть вместе с тем причина разрушения и смерти; пусть дух наш проникнется этой истиной».
Суть буддизма
Буддизм считается одной из древнейших мировых религий. Полагают, что он возник в Индии в VI в. до н.э. В 781 г. цэнпо (правитель) Тисонг Децэн объявил буддизм
государственной религией Тибета. В наше время это учение распространено в странах Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии, а также на Дальнем Востоке. У него около 800 млн. последователей.
В отличие от монотеистических религий, таких, как зороастризм, иудаизм, христианство и ислам, в буддизме нет культа Бога-Творца, а также понятия о сотворении мира. Мир считается «никем не созданным и никем не управляемым». В то же время вопрос о начале мира считается «не имеющим ответа». Число миров у буддистов считается бесконечным. Отсутствуют также понятия о вечности души, искуплении грехов в загробной жизни (хотя есть учение о карме и реинкарнации). В буддизме нет единого религиозного канона, нет институтов, аналогичных церкви, и потому нет понятия о ереси.
Буддизм не подразумевает безоговорочной веры в сверхъестественные силы. Хотя он признает наличие различных божеств, дэвов, демонов и прочих сущностей, но считает это «данностью „естественного“ устройства вселенной». Как и люди, животные и растения, эти существа также пребывают в сансаре (переживают круговорот рождений и смертей) и подчиняются законам кармы. Кстати, поклонение богам буддисты считают «пустой тратой времени», а любые закономерности предлагает проверять «экспериментально», скажем, при помощи медитации…
Канонический палийский текст «Дхаммапады» состоит из 26 глав, включающих 423 изречения Будды по различным вопросам. Все тезисы изложены предельно доступным языком, чтобы их мог понять даже малообразованный читатель или слушатель.
Существует также санскритская версия «Дхаммапады»: она носит название «Удана-варга» - «Главы о Радости» (тиб. Ched du brjod pa’i tshom). Этот канон состоит приблизительно из 1 тыс. строф, редакция которых произведена в школе сарвастивада.
В рукописи излагаются основные принципы буддизма: о существовании страдания его причинах, возможности освобождения от страдания и пути, ведущем к этому.
Можно сказать, это одно из первых в мире пособий по так называемому позитивному мышлению, которое сейчас так популярно. Так, в первой главе – «Главе парных строф» - мы находим следующее высказывание: «"Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня". У тех, кто не таит в себе такие мысли, ненависть прекращается» (I-4).
Принцип непротивления злу
Один из главных принципов, о которых говорится в «Дхаммападе», это непротивление злу насилием: «Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она». (II-5).
Согласно буддийской традиции, человеку для того, чтобы перестать страдать и жить счастливо, необходимо научиться ограничивать свои чувства и подавлять желания:
«Как в дом с плохой крышей просачивается дождь, так в плохо развитый ум просачивается вожделение. Как в дом с хорошей крышей не просачивается дождь, так в хорошо развитый ум не просачивается вожделение» (I–13,14).
Главное, по Будде – не формальная приверженность дхамме (учению), а образ жизни: «Если даже человек мало повторяет Писание, но живет, следуя дхамме, освободившись от страсти, ненависти и невежества, обладая истинным знанием, свободным разумом, не имея привязанностей ни в этом, ни в ином мире, – он причастен к святости» (I-20).
При этом «глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, "глупец"» (V-64).
Освобождение от мирских привязанностей
Автор «Дхаммапады» призывает не прельщаться мирскими благами: «Ибо одно средство ведет к приобретению богатства, другое – к Нирване. Зная же это, бхикшу, ученик Будды, не возрадуется почестям, но возлюбит одиночество» (V-75).
Освобождение от страстей поможет достичь свободы и мудрости: «У совершившего странствие, у беспечального, у свободного во всех отношениях, у сбросившего все узы нет лихорадки страсти. Мудрые удаляются; дома для них нет наслаждения. Как лебеди, оставившие свой пруд, покидают они свои жилища. Они не делают запасов, у них правильный взгляд на пищу, их удел - освобождение, лишенное желаний и необусловленное. Их путь, как птиц в небе, труден для понимания» (VII–90,92).
Будда полагает, что достижению идеала способствует Слово, несущее истину: «Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов» (VIII - 100).
В то же время не следует зарекаться ни от зла, ни от добра: «Не думай легкомысленно о зле: "Оно не придет ко мне". Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Глупый наполняется злом, даже понемногу накапливая его». «Не думай легкомысленно о добре: "Оно не придет ко мне". Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Умный наполняется добром, даже понемногу накапливая его». (IX, 121-122).
Путь к совершенству
Нирвана – это то, куда в идеале должен стремиться каждый: «Одни возвращаются в материнское лоно, делающие зло попадают в преисподнюю, праведники – на небо, лишенные желаний достигают Нирваны» (IX–126).
Будда отвергает аскетизм как путь к совершенству: «Ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежание на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сидение на корточках не очистят смертного, не победившего сомнений… Пусть он даже украшен, но если он живет в мире, спокойный, смиренный, воздержанный, ведущий праведную жизнь, отвергающий применение наказания ко всем существам, – он брахман, он отшельник, он бхикшу» (Х-141-142).
Призывает он и не судить других, не избавившись от собственных недостатков: «Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость» (XVIII-252).
Одним словом, брахманом – достигшим высших ступеней духовного совершенства – можно назвать лишь того, кто смог освободиться от любых мирских уз, как положительных, так и отрицательных: «Я называю брахманом того, у кого нет желаний, кто с помощью знания освободился от сомнений и достиг погружения в бессмертие… Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождений; кто совершил все, что возможно совершить»(XXVI-411, 423).
Увы, следовать предписаниям «Дхаммапады» не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы стать совершенным и достичь полного блаженства – Нирваны - недостаточно ни постов, ни молитв, ни какой-то внешней набожности… Человеку предлагается не просто формально выполнять «правила», а встать на путь целостного духовного изменения личности, изменить не только свои поступки и привычки, но и образ мышления, и чувства… Может быть, поэтому людей, которые только называют себя поклонниками буддизма, гораздо больше, чем истинных буддистов… Но это не мешает нам считать «Дхаммападу» одним из величайших памятников религиозно-философской мысли Востока.
Из книги Ирины Шлионской
"50 Великих книг, содержащих послания человечеству. Мифы и реальность"
Публикуется с разрешения автора