Найти тему
ОБИТЕЛЬ МЕЛОМАНА

Severitalik: Рок археология.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сегодня в эфире "Обители меломана" соавтор - писатель-фантаст Черников Виталий, известный на канале ником Severitalik.

Об авторе можно узнать на сайте фантлаба,

Виталий Черников

а его новые книги прочитать здесь:

Виталий Черников @eollin
«Летят перелётные крыши…» или справочник по галактическому психоделу для путешествующих автостопом.

Когда я был школьником (аккурат после вымирания динозавров +/- 60 миллионов лет, но кто ж мне считает), у нас были очень популярны общие тетрадочки с анкетами. И в них мы, четырнадцатилетние сопляки, с высоты своего титанического жизненного опыта и необъятного интеллекта отвечали на вопросы типа: «что такое дружба?» и «что такое любовь?». Было интересно и ни хрена не понятно.

То же самое с определением космической музыки. Спросите кого угодно, что это за зверь, и получите в ответ всё, что угодно от Густава Холста до Boney'M. Так что лучше сразу конкретизировать и спросить, что такое космический рок. Спросили? Оп - па, и снова здорово. Разброс от Rockets до Ayreon. Но это уже чуть ближе к тому, к чему я за уши пытаюсь притянуть сегодняшнюю статью. Так что спрашиваем дальше: что такое космический психоделический рок?

Вот тут все сразу скажут: Hawkwind и будут правы. Ведь эти ребята стояли со свечкой у самых истоков жанра. И был с ними сам Майкл Муркок и Лэмми, апостол его. Но мне этот ответ всё равно не нравится, как девушке лак для ногтей. Ну, вы знаете, такое: «Да, это тоже розовый, но это не тот розовый!». Вот и у меня так же. Потому что я хочу сегодня поговорить не о Hawkwind, а о тентаклях и о том, откуда они растут. (Всем поручикам - анимешникам просьба промолчать!).

Итак, давайте покопаемся в старине, как говорил один патологоанатом.

Значит, так. И был вечер, и было утро, год 1961 - ый. В этом славном году у английского скульптора Дэвида Винна родился сын. (Такое случается, когда пара молодых разнополых особей дружат организмами). Скульптором Дэвид был неплохим, его творениями до сих пор утыкана половина Лондона, за что ему даже повесили орден Британской империи. А в свободное от утыкания Лондона время, Дэвид работал на дому крутым тусовщиком. У них с женой частенько зависали Хендрикс и Донован, а Джордж Харрисон так и вообще был другом семьи. (Не в том смысле, в каком вы подумали, шалунишки). Но к сыну Дэвида Винна легендарный «битл» всё - таки имел отношение. Именно Джордж Харрисон уговорил семилетнего Эдварда Винна впервые взять в руки гитару. А поскольку у юного Эдварда руки были вовсе не ножницы и росли из правильного места, то эту гитару он освоил в рекордные сроки. Да еще и младшего братца подговорил заняться музыкой. В итоге в 16 лет Эдвард бросил школу, как занудную и вообще неактуальную. И тогда сказали ему родители: «Ты что, поганец этакий, вообще с дуба рухнул, школу бросать?! Вот я ж тебя ремнём!». Поверили? Нет? И правильно. Потому что Лондон – это нам не Воронеж. В ихних капитализмах либерализм цветёт и временами сильно пахнет. Так что родители сказали Эдварду: «Ну и хрен бы с ней, со школой, лучше попробуй исполнить звуки природы на фортепиано». Звуки природы Эдвард услышал какие-то весьма странные и необычные, потому что в 1983 - ем году основал проект, который мы сегодня знаем под именем Ozric Tentacles!

Если вы послушаете, что именно стала играть команда Эдварда, то приблизительно представите их образ жизни. Угар и улёт случались с ними чаще, чем яичница с беконом на завтрак. Играла команда Эварда в основном на джем - сейшенах, причем исполнители для очередного концерта набирались по принципу: кто смог хотя бы с третьей попытки забраться на сцену, тот и музыкант. Ну, это я немного сгущаю краски, но факт остается фактом: текучка кадров в группе была знатная.

Тем не менее, музыка Оззриков нашла своих поклонников. Первое время ребята работали примерно как ранний «Амазон»: то есть из сарая, записывая музыку на четырехдорожечный бабинник и потом скидывая результат на пустые аудиокассеты, которые им присылали поклонники. Думаю, если бы кто - то из нас попробовал построить бизнес по такому принципу, мы бы заработали только на веревку, а на мыло уже пришлось занимать. А вот у Ozric Tentacles получилось. Постепенно армия их поклонников росла и… думаете, они поспешили отправиться под крылышко богатого лейбла? Ничего подобного. Эдвард Винн слишком ценил свободу, чтобы продать её за тридцать сребреников каким - то толстосумам - капиталистам. Он основал свой независимый лейбл и до сих пор издается только на нём. И, чёрт возьми, успешно! За четыре десятилетия Озрики наклепали около двадцати номерных альбомов, и это не считая концертников и сборников. И каких! Достаточно сказать, что в 1993 - ем году альбом «Jurassic Shift» прямиком из космоса приземлился на 11 - ую позицию в английских чартах и пробыл в них целых 20 недель! А уж в инди - чартах Озрики постоянно торчали на вершине, аки горный орёл, только с тентаклями. Стиль Ozric Tentacles дюже умные критики классифицируют как Psychedelic rock/space rock/progressive rock. Но это доказывает лишь то, что группе тесны стандартные рамки. Кто - то в их музыке услышит джаз, кто - то реггей, кто - то пси - транс - электронику… Как по мне, Ozric Tentacles это музыкальный салат оливье, приготовленный шестируким поваром с маниакально-депрессивным синдромом и непреодолимой тягой к кухне - фьюжн.

Думаете, я на этом сегодня закруглюсь? «Всем чмоки в этом чате» и пока - пока? Даже не надейтесь. Я только начал. Нет, а куда мне деваться, если святое дело Оззриков на них вовсе не закончилось? Оно, как учение Маркса на советских транспарантах, живёт и процветает. Надо же мне как - то соответствовать, как - то отражать? Вот я и соответствую. И отражаю. Итак, проследуем дальше извилистым маршрутом инструментального спейс - психодела. Следующая остановка – страна Суоми. Осторожно, двери открываются.

В 1999 - ом году в финском городке Лохья (нам здорово повезло, его название могло быть букв на двадцать длиннее) собралась кучка (пять штук, если точно) холодных финских парней во главе с гитаристом Mikko Happo. Холодными они были вынужденно: попробуйте быть горячим, если самая высокая температура, когда - либо зафиксированная в Лохья, составляет умопомрачительные 21,8 градуса. Хорошо хоть, выше нуля. В общем, ребята захотели немного разогреться и создали группу Hidria Spacefolk, которая играла то, что они сами назвали астро - битом, а на деле было развитием идей Оззриков + куча фолковых инструментов от виолончели до ситара.

Грелись они столь яростно, что жарко стало не только в Финляндии. К примеру, в 2004 - ом году Hidria Spacefolk открывала второй день весьма уважаемого в прог - тусовке фестиваля North East Art Rock Festival в Пенсильвании, а в 2005 - ом – международный фестиваль прогрессивного рока в Москве.

Лично мне в их творчестве больше всего нравится альбом Balansia от того же 2004 - го года, но это вкусы моих личных, хорошо и сытно кормленых тараканов. Возможно, вам зайдёт какой - то другой альбом «Космофолковых гидр», а может, ничего не зайдёт. Тогда можете написать в спортлото, и вам заменят товар на аналогичный, но с перламутровыми пуговицами. Тем более, что таковой имеется. Но в Бельгии.

В 2002 - ом году, очевидно, услышав тех самых Озриков (или Гидр, кто знает?) и подумав «а что, так можно было?», бельгийцы резко оживились. Ну и правильно, не шоколадом же единым, в самом деле, им заниматься? Короче, чувак по имени Пит Муш решил пойти чуть дальше по Озриковой дорожке и создал коллектив Quantum Fantay, который, похоже, до сих пор не в курсе, что карантин закончился: их страничка в фейсбуке уже год, как не обновляется. А может, они временно вернулись к варке шоколада. Или траппистского тёмного, что, согласитесь, тоже неплохо.

В любом случае, парни заслужили отдых: за двадцать лет в строю они навали восемь номерных альбомов и четыре концертника. Не все они одинаково хороши, но все как минимум достойны того, чтобы быть прослушанными. Опять-таки, чтобы не попасть на иск, Quantum Fantay не стали говорить: «парни, мы тут решили стырить стиль Ozric Tentacles, потому что мы от него торчим, а публика тащится сама и тащит бабло». Они сделали морду утюгом и заявили, что играют… (только не смейтесь) «жидкий космический рок».

Справедливости ради необходимо отметить, что не такой уж он и жидкий. Подобно Hidria Spacefolk, бельгийцы дополнили электронное звучание множеством этнических инструментов. Но не единой этникой и электроникой живы «Квантовые фантазёры». У них достаточно едкие, жужжащие гитары, которые играют роль этакой пряности для этого «жидкого космо - рока». Мне почему-то очень по душе их «Bridges Of Kukuriku». И не только потому, что название «Мосты Кукурику» само по себе звучит угарно, но и за мощный драйв этого альбома.

Ну что, пора прощаться? Помните, из анекдота: «Ну - у, что ж это вы, мама, даже чайку не попьёте?» Попью, ясен пень. И с десертом. А на десерт, у меня, как вы уже догадались, самая молодая из команд - последователей Озриков (молодая по дате создания, а не по возрасту участников. Бородачи там, что твой ZZ Top). Итак, наша конечная остановка – германское трио The Spacelords. Космические лорды изволили избрать своей резиденцией городок Ройтлинген, что в 30-ти километрах от Штутгарта. Как по мне, для лордов это как-то мелковато, но у аристократов свои причуды. The Spacelords собрались в 2008 - ом году и уже в 2010 осчастливили нас, простолюдинов, своим дебютным альбомом. От первых трёх групп сегодняшнего обозрения The Spacelords отличаются жесткостью звучания, временами приближающегося к стоунеру и крауту, но без фанатизма.

Ранние, «самиздатские» альбомы, конечно, не так хороши, но к концу 2010 - х годов Лорды раздухарились и в последние годы, помимо новья, с разгону перемикшировали старые вещи, позволив им зазвучать во всю мощь. Лично мне их альбом 2021-го года «Unknown Species» зашёл так прочно, что и клещами не выдернешь.

На сегодняшний день рядом авторитетных специалистов The Spacelords считаются чуть ли не главной группой немецкого психодела. Так это или нет – судите сами, не полагаясь на каких - то там музыкальных критиков и, тем более, на какого - то там меня. А слушать у Лордов тоже есть что: семь номерных альбомов (и еще два ремикса, помните, я говорил?) плюс здоровенный концертник, в котором четыре мощных композиции разджемованы аж на час двадцать минут. Можете представить, какой это адский расколбас. А если нет, то послушайте и тогда уж точно представите.

Ну и, наконец, бонус: если я окончательно задрал вас слишком лёгкой музыкой, отдохните душой вот на этом.

Вот теперь, пожалуй, всё. Будем считать, что знакомство с космическим роком мы… кто сказал «закончили»? Мы его только начали! А значит, продолжение следует!

Всем добра!