Этот вопрос я адресую флотским специалистам, которые читают наш блог. Пока же доложу свои соображения.
Сегодня Минобороны РФ по итогам совещания, проведенного главкомом ВМФ адмиралом Николаем Евменовым, сообщило:
Планируется, что в текущем году фрегат „Адмирал Головко“ войдет в состав Северного флота, а корвет „Меркурий“ пополнит состав надводной составляющей Черноморского флота.
Грозный фрегат "Адмирал Головко" будет вооружен ракетами "Циркон", но в контексте данной статьи мне больше интересен корвет "Меркурий". Это современный корабль, построенный по стелс-технологии. По классификации НАТО он вообще относится к категории фрегатов. Базовое вооружение - ПКР "Уран" 2Х4 (ракеты Х-35У). С восьмого корабля проекта 20380 предусмотрено вооружение ракетами "Калибр" и "Оникс". Задача корвета - борьба с кораблями и подводными лодками противника в ближней морской зоне, огневая поддержка морского десанта, патрулирование зон ответственности и блокада вражеских портов.
В прошлом году корвет "Меркурий" был спущен на воду и даже принял участие в параде флота на день ВМФ в Санкт-Петербурге. Сейчас корабль находится на завершающем этапе испытаний.
Несомненно, что этот корабль сегодня крайне необходим в составе Черноморского флота России. Но как ему туда попасть? Турция закрыла проливы. Давайте не будем пока говорить, что мы в состоянии пробурить новый пролив своими ракетами. Остановимся на более реалистических сценариях.
Летом этого года много писалось о том, что малый ракетный корабль "Углич" и противодиверсионный катер "Юнармеец Татарстана" совершат переход из Каспия в северную столицу по рекам и каналам России для участия в морском параде на день ВМФ. А ведь осадка МРК "Углич" сопоставима с осадкой "Меркурия". Правда, в итоге я не нашел МРК "Углич" в списке кораблей, принявших участие в параде (есть только "Юнармеец Татарстана"). Что не отменяет того факта, что теоретическая вероятность подобного перехода есть. А если можно из Каспия пройти в Питер, то наверняка можно пройти и обратным путем в Черное море, завернув на Волго-Донский канал.
Справедливости ради, я нашел только одно упоминание о подобном переходе большого военного корабля в истории современности. Якобы, советская подводная лодка-лаборатория БС-555 проекта 1840 на закате холодной войны по рекам и каналам СССР прошла из Черного моря в Ленинград, оставшись незамеченной для разведки потенциального противника. Согласно техническим характеристикам подводной лодки, ее осадка составляла 6,54 м. Осадка корвета "Меркурий" - 3,7 м (наибольшая - 7,95 м.). При этом корвет немного шире и длиннее БМ-555, но не критично.
И вот тут у меня вопрос к узким специалистам, с которого я начал статью. Сможет ли "Меркурий" пройти в Черное море по континентальной России, наплевав на Турцию, Конвенцию Монтре и все страны НАТО вместе взятые?
Впрочем, есть и другой вариант. России нужны свои мощные судостроительные заводы на Черном море. Как в Николаеве, например.
Доклад закончил.
Подписываемся! Обязательно ставим лайк, если статья понравилась.
Поддержать автора и стимулировать его к работе можно по счету в Сбере 2202 2008 2525 0879
Илья Гусаров