Черновик к научной работе о классификации поколений со времени заката Российской империи до существования Российской Федерации
Политическое фантазирование середины пятидесятых, начала шестидесятых годов в СССР отодвинуло научное прогнозирование будущей модели общества на второй план. А принятие политического курса на развитой социализм, как систему выжидания естественной гибели империализма, не обеспечило усиленного воспитательного процесса для существования общества в будущем. Ошибочно воспитательную функцию заменили преемственностью поколений.
Здравствуй, мой дорогой читатель.
Мой верный товарищ, обратив внимание на записанные мысли, воскликнул: «Как ты можешь в столь роковые минуты Отечества обращать свой взор к тому, что поросло мхом и свершилось сто лет назад. Надо всесторонне рассматривать и анализировать сегодняшний день, в котором непонятных фактов, решений, приказов и тенденций в разы больше, чем во всем двадцатилетии поколения революционных романтиков или неоромантиков».
Каждый, как-то связанный с потоком информации, человек стремится просчитать современность на три-пять шагов вперед. Каждый стремится объяснить современные стратегии. Часть из них не имеет близкой аналогии в прошлом, а порой вообще лишенна всяческой логики и смысла. Попытки просчитать тенденции завтрашнего и послезавтрашнего дня связаны со многими факторами. Скажем, с таким, как перемещение капиталов или вложение инвестиций, развитие или консервирование определенных технологических линий, политических тенденций и политических кризисов.
Я так полагаю, сегодняшнее состояние политики, экономики, санкций и наших ошибок объясняет такое количество людей, что меня уже и слушать не станут. Хотя, многие проблемы сегодняшнего дня кроются в прошлом, иногда в очень далеком прошлом. Думаю, если мне удастся, пусть и поверхностно, разобраться в ошибках прошлого, найти параллели, идентичные ходы, успехи и закрепить положение философа В.И.Ульянова-Ленина о спиралевидном развитии общества, тогда и появятся эскизы будущего. Без данного отступления назад, без понимания, какие черты общество потеряло, какие сохранило, какие переняло в ближайшем прошлом и как все закрепило в личном и общественном сознании, не сделать предположений о ближайшем будущем.
Начнем, пожалуй, с того, какие тенденции прослеживались в обществе, которое делало историю государства и влияло на историю планеты в прошедшие сто лет.
Есть теория поколений, разработанная Уильямом Штраусом и Нилом Хау. Ее чуть ли не все берут за основу. Но она расписывала поколения американцев. Соглашусь, общие черты есть. Но отличий больше. В силу разного менталитета поколений, в силу разных целей. США большие социокультурные и политические потрясения пережили намного раньше, и выбрали вектор поступательного движения, изменив только способ распределения капиталов.
Россия и советские республики в 1917 году отказались от поступательного движения и взялись за преобразования не только экономические, политические, но и социокультурные. Нужно было преобразовать душу, дух и ум.
Я считаю, что между поколениями, какими бы они разными не были, остается информационная связь. Она оказывает влияние на всех без исключение, будь то молодое поколение, среднее или старшее. Вообще, поколения перетекают одно в другое. Первоначальный опыт последующие получают от предыдущих. На большом отрезке жизненного пути, от 3-х до 65 лет поколения находятся в тесном контакте, взаимодействии, противоречиях и взаимовыгодных сентенциях.
Именно взаимодействие поколений было положено в первоначальную прогностику Новой России и СССР.
Позволю себе сделать некоторые предположения.
1. На рубеже XX века и в первые 17 лет XX века ведущую роль в российском многонациональном обществе захватило поколение предреволюционных романтиков. Их, как это обычно и бывает, было не очень много в российском обществе, но они были пассионарны и ведомы пассионариями.
Какой эскиз будущего предлагали?
Разрушение политического строя. Смену экономических отношений, смену собственников на средства производства, социальное равенство и социальную справедливость, искоренение пороков в человеке, в обществе. Всеобщее взаимопонимание между людьми разных рас и наций.
2. С 1917 по 1927-28 годы поколение революционных романтиков.
Эскиз будущего остается неизменным.
Прогнозы, озвученные в конце XIX века, занесенные в цели некоторых политических партий, начинают осуществляться. Русская философская и художественная мысль опасались некоторых тенденций, но предположить их осуществление не осмеливались.
Революционные романтики сокрушили империю и построили базис, который дал возможность часть прогнозируемого внедрить в быт. Революционным романтикам на идее построения социально справедливого государства удалось победить контрреволюционные силы, поддержанные мировым сообществом. Выстоять в непростых условиях разрухи и народного недовольства, возродить сельское хозяйство, восстановить промышленность, дать толчок к производству, торговле, творчеству. (Первые десятилетия Советской власти породили плеяды новых художественных течений в литературе, изобразительном искусстве, музыке, литературе, театре и кинематографе).
3.С 1928 года по 1940 год расслоение поколения. Мобилизанты-мечтатели, и эмигранты-пессимисты.
В прогностических планах преобразовать сельскохозяйственную страну в индустриальную державу. Отказаться от частной собственности в деревне. Дать поголовное образование. Растить поколения новых советских людей. Развивать национальную техническую и научную школы. Получить образцы новейших технологий и новейшую технику. Для этого искоренить приверженцев старых классов, недовольных, пессимистов, подстрекателей, агентов мировой буржуазии. Первоначально «красный террор» был направлен на искоренение непримиримых противников диктатуры пролетариата. Далее политические репрессии стали инструментом борьбы за власть и влияние на структуры власти. Попытка в девяностые годы свести вспышку политических репрессий к личностным проявлениям жестокости отдельных руководителей, И.В.Сталина в частности, является ошибочной точкой зрения. Развитие СССР не было построено на тотальном страхе перед репрессиями. Три четверти всех преобразований, прорывов, улучшений и свершений было сделано "техническими мечтателями".
Что сделали?
Осуществили все крупные планы. ГОЭЛРО. Строительство заводов и фабрик. Переход от единоличного хозяйствования, мелкого частного производства к колхозной и совхозной системе в сельском хозяйстве. Всеобуч. Прикладное развитие техники. Политические успехи. Работы над длительными проектами. Поиски новой энергии. Работы над космической техникой. Равноправие полов. Интернационализм.
Были ошибки и заблуждения? Были. Были очень трагические, страшные. Но это стало очевидным через десятилетия. Историки будущего найдут сотни глупостей, совершенных нашими поколениями. И укажут ошибки. То, что сейчас мы считаем единственно правильным.
4. С 1941 года по 1953 год поколение воинов и победителей.
В прогностических планах техническая революция, отраслевое планирование в экономике, расширение влияния социалистических идей в Восточной Европе и на Дальнем Востоке. Поколение победителей, воспитанное поколением революционных романтиков и поколением мечтателей, доказало главенствующую роль идеологического воздействия на душу, дух и ум нового советского человека. Возникла иллюзия, что последующие поколения с «молоком матери» будут впитывать все идеалы, рожденные революционными романтиками, мечтателями и утвержденные поколением воинов и победителей.
5. С 1950 года по 1961 год поколение созидателей.
Научная прогностика в технической сфере обещает прорыв в новые технологии получения огромного количества дешевой и чистой электрической энергии. Идея, выдвинутая в 1920 году, коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны, актуальности не потеряла.
Политическая элита, позиционируя себя, как самая передовая и прогрессивная руководящая элита нового государства, переоценила возможности влияния технического прогресса на всеобщую культуру преображаемого общества. Влияние извне вносило некоторые коррективы в общественное сознание. Популизм в политической системе дал возможность заговорить о неоромантике постреволюционного строительства. Но вместе с этим большое послабление получили и внутренние антагонисты нового общества. Политическое руководство страны, играя в советский либерализм, высокие гуманистические принципы и умение прощать своих врагов, непреднамеренно вставших на иные позиции, вернул в общество огромное число тех людей, кто стоял на националистических и пробуржуазных идеях, кто исповедовал свободу, подразумевая под этим обширный круг дозволенного, контролируемого не обществом, а индивидом самостоятельно.
Укажем, что первичные цели социальной революции не предполагали ужесточения диктатуры личности или партии. Советская власть в первоначальной своей редакции являлась властью коллегиальной, предполагавшей возможность высказывания своих мнений. Окончательные решения должны были приниматься только после дискуссий, столкновения различных мнений. И только точное логическое обоснование служило поводом для принятия решения. В послереволюционных съездах В.И.Ульянов-Ленин вынужден был дискутировать не только с анархистами, эсерами, меньшевиками, но и своими соратниками, видевшими развитие революционности в ином свете. Это занимало немало времени. В ряде случаев принятие решений требовалось незамедлительно. И тот же Ленин, будучи руководителем госаппарата, мог быстро и жестко принимать решения.
6. С 1961 года по 1975 год поколение научных фантастов.
Научное сообщество переоценило реальные возможности государственной экономики и государственного аппарата.
Обещан стремительный научно-технический прогресс. Социальное стирание неравноправия между крестьянством и пролетариатом, между пролетариатом и научно-технической интеллигенцией. Замещение лозунга «От каждого по способностям, каждому по труду» на более актуальный « От каждого по способностям, каждому по труду и насущным потребностям». То есть, дать не только тем, кто достоин, но и тем, кто нуждается.
В прогностике совершенно упущено развитие культурологии, как совокупной целостности взглядов нового поколения. В общих чертах это поколение демонстрирует суть, заложенную поколением воинов и победителей, поколением созидателей. Но изъяны уже есть. Сказывается влияние развития международной коммуникации и СМИ. Сказывается частичная закрытость информации. Сказываются неудачи, просчеты и ошибки, допущенные в длительности принятия экономических решений. Научный эксперимент в производстве уведен на второй план, инициативность мешает стабильности. Техническое производство отстает от научных запросов. В политических кругах происходит отступление от традиций социального аскетизма. При этом зреет мнение, что центр, Москва, стремится развивать свое влияние вне государства за счет сдерживания роста благосостояния внутри страны. Особенно в этом преуспевают национальные окраины, в которых зреет мнение о несправедливом перераспределении благ. Часть философов говорят о первом неявном культурологическом кризисе советской идеологии. Научной прогностикой через СМИ были озвучены одни перспективы, а на деле, почти никаких поставленных целей достигнуто не было.
7. С 1975года по1985 год перерождение шестидесятников, создателей и научных фантастов в «кухонных политологов» или Кабычегоневышлистов.
В прогностике главный тезис: совершенствование развитого социализма и ожидание завершения крушения империалистической идеологии.
На практике развитие экономического застоя, отставание по технологиям и не способность переубедить большую часть человечества в паразитарной сущности буржуазного империализма. Внутри государства большая часть общества занимает пассивную и выжидательную позицию. Дискуссии политического и экономического характера происходят на кухне. Все чаще идет отсыл к росту благосостояния западной цивилизации. В СССР утрачивается возможность полноценно насыщать потребительскую корзину, так так идет рост финансового благосостояния граждан, но это никак не отражается на рыночных отношениях. Покупательная способность возрастает, а цены годами остаются неизменными. Так демонстрируются социальные достижения, но они регламентируются политической волей, а не естественными взаимоотношениями рынка.
8. С 1985 года по 1991 год поколение неоромантиков, смесь мечтателей с неореволюционерами. Политическое решение преобразовать экономику, политику и культуру находит своих сторонников и позитивно воспринимается обществом. Не все тогдашние двадцатилетние пассионарно восприняли изменения в идеологии. Самую консервативную позицию заняло поколение воинов и победителей, увидевшее в политике "открытых дверей" предательство идеалов и заигрывание с империалистической буржуазией.
В научной прогностике заявлены изменения экономической и политической систем, возвращение к истокам Советской власти с ее открытостью, коллегиальностью и компромиссами.
Отсутствие четкого плана поступательных действий в экономике. Ослабление политической воли приводит к появлению антагонистов, утверждающих неправильность социальных преобразований, обвиняющих советское общество в тоталитаризме, отсутствии демократии, либерализма, общечеловеческих ценностей. Пассионариями становятся не преобразователи советского общества, желавшие представить его новые грани и «человеческое лицо», а отрицатели и разрушители системы социального равенства и равноправия.
9. С 1991 года по 2000 год всплывает поколение пессимистов, мошенников, реваншистов и разрушителей.
Футурологический прогноз того времени заключен в декларации Шаталина – Явлинского « 500 дней» и политическом эссе Александра Солженицына «Как нам обустроить Россию». Кто к первому сентября 1991 года понял, что возврата к политической системе социализма не будет, тот принял единственно правильное решение – утвердить вектор развития капиталистических отношений и заняться накоплением капиталов. Призыв к разрушению советской империи был подхвачен. Западные футурологи в девяностых склонялись к новым высотам технического прогресса, развитии электроники и большим политическим конфликтам в странах Восточной Европы и на территории СССР, предполагая стабильность и процветание западного, особенно, американского общества.
Надо отдать должное новым партнерам. Они помогли реализовать программы почти в одночасье.
10. С 2000 года быстро росло поколение потребителей.
Футурология агрессивно предлагала модернизацию техники, еды, отдыха. И делала настораживающий прогноз нашествия на цивилизованный мир граждан из третьих стран. Новое переселение народов вызывало опасения из-за перенаселения Старого Света. Опасности влияния агрессивного меньшинства на комфортные устои цивилизованных бюргеров. Но мы в своей стране радовались переменам, возможностям шопинга и приобретением статуса «людей всего мира».
11. С 2022 года на фоне поколения потребителей может развиться поколение пособников.
Это ни хорошо, ни плохо. Просто этому способствуют сегодняшние реалии. У здравого человека не вызывает восторга ситуация, сложившаяся сейчас на политическом поле. Именно политическая нестабильность заботит многих людей, вселяет опасения и подвигает их в данный момент сохранять консолидацию в обществе, консолидацию с правительственными кругами, их политическим вектором, консолидацию с армией, с народами новых территорий, консолидацию на уровне компромисса с политиками. Потому что раскачивание лодки чревато уходом ко дну под свист и улюлюканье недругов.
Думаю, что ошибкой в прогностике в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века было отсутствие внимания к педагогике. Была упущена важная составляющая – формирование личности будущего общества. Советская научная прогностика в восьмидесятые годы совсем ничего не предлагала в политико-философской сфере. А надо было от политических образований переходить к общественно-культурным. В новом веке об идеологии для подростков забыли совсем. Цель современной школы не воспитание, а оказание услуг в сфере образования. Не восприятие культуры многонационального, социально разнообразного государства, а получение конкретных знаний. Вершиной достижений школьника стала не всесторонне развитая личность с определенными убеждениями, а эрудированность. Следующее поколение, на которое уже не сможет оказать влияние поколение фантастов окажется без глубокой гражданской убежденности. И что ожидает такое общество, большой вопрос. При этом государство будет находиться в антагонистических отношениях с третью всего мира. Современным футурологам надо бы представить прогноз на ближайшее будущее. Но концепций движения на 2024-28 годы нет. Исключение, может быть, составляют прогнозы по приближающейся усталости общества от неясных перспектив крупного противостояния.