Найти в Дзене
Inorodec Mari

Озеро Шайтан.

Шайтан араб. شيطان šayṭān — «заблуждение», «отдаление»

Каждый год марийцы, в один из летних дней, тысячами приезжают на место «Силы», которое их предки покинули сотни лет назад. Это место марийцы называют «Чумбылат курык», где совершают моление. Здесь они наполняются энергией и уезжают по домам. Жизнь снова на год замирает. Удивительно, но рядом с этим святым местом с положительной энергией, овеянное легендами о защитнике марийского народа – нет ни одной марийской деревни. Лишь название русского поселка Колянур напоминает о прошлых жителях.

В этом году я решил посетить место не менее сакральное и необычное. По легендам место ночной битвы марийцев. Битвы, где они убили друг друга, а слезы матерей и кровь сыновей смешалась, а земля провалилась, Шайтан попутал. Ещё в начале ХХ века марийцы боялись купаться в этом месте. Правильной круглой формы озеро, плавающие острова, бьющие гейзеры и черного дна из-за которой вода кажется темной. Озеро Шайтан.

Чем интересен озеро Шайтан?

Во-первых своим местоположением. В радиусе несколько десятков километров ни одного озера в том числе на территории северо-востока Марий Эл.

Во-вторых самим лесом вокруг озера. Бушковский лес, история названия уходит в конец ХIХ века, когда очень богатые лесопромышленники Уржумского уезда Бушковы купили этот лес. Бонусом им вместе с лесом досталось озеро Шайтан и деревянная двухэтажная усадьба на берегу, построенная прошлыми хозяевами - помещиками Мосоловы, так же когда-то богатых промышленников, построивших среди марийских илемов железоплавильный завод на реке Буй (мар. Пуй). Усадьба была построена в 1835 (1836) году и простояла до 80-ых гг. ХХ века. Рассказывают, что если помещики ловили на краже леса марийца или русского, то работники садили его на лодку и увозили на середину озера Шайтан. Затем скидывали и наблюдали за его животным страхом, когда он плыл изо всех сил до берега.

В третьих плавающими островами и бьющими гейзерами. Ни одно озеро этим похвастаться не может. Острова как живые, то плавают по озеру, то пристают к берегам. Гейзеры вряд ли увидим, т.к. бьют они редко и неожиданно. Вода начинает бурлить, а затем поднимается столб воды.

-2

Осень, рассветает только в 6 утра. Ночью всего лишь немного подморозило, но грязи стало меньше.

-3

Машина едет со скоростью 30 км/ч по дороге поселок Лебяжье – деревня Индыгойка Кировской области.

-4
-5

Дорога не долго радовала асфальтом, через 10 километров он резко закончился и началась дорога из песка и гравия.

-6

Ещё через 20 км заброшенных полей и деревень, которых сейчас видно только на карте, проезжаем село Лаж. Село стоит на берегу реки Лаж, да той самой реки Лаж, что берет свое начало возле села Юледур и деревни Ляждур Куженерского района Марий Эл. С дороги видно колокольню закрытой церкви 1805 года постройки т.е. ещё при императоре Александре I, ближайшие села Казанское в 8 верстах, Кукнур в 12 верстах. Сейчас эти близкие села уже Сернурский район Марий Эл.

-7

-8

-9

Проезжаем мост через реку Кокши, да название у реки почти как Кокшага. По картам и интернету это река Кокши, а по указателю на мосту по русски ласкательно Кокшинка, что тут сказать?….А после моста поворот на лево и указатель «Индыгойка 16».

-10

Едем все так же 30 км/ч, вокруг дороги заброшенные поля, ни дорожных указателей ни встречных машин.

-11

Проезжаем Изиморку, распаханные вокруг деревни поля говорят, держаться за землю марийцы. У моего тестя мать родилась здесь и выросла, выжила в голодные военные годы. У тещи отец подружился с марийцем из этой деревни на войне, так вместе два марийца в сырых, холодных окопах под Ленинградом, Прибалтики и степях Манчжурии они и прошли две войны. После Изиморки почти сразу расположена деревня Шайтан, на старых картах Ияродосола. После десятков километров разрухи, серости неожиданно увидеть в этих двух марийских деревнях, заборы и крыши из красного, синего, зеленого профнастила, пластиковые окна, новые дома.

-12

После деревни Шайтан дорога приводит к деревне Индыгойка. Крупная деревня из нескольких улиц на которых установлены дорожные знаки и это в 40 км от асфальта!

-13

Проехали через деревню и оставили машину на ее окраине.

-14

Дорогу не знали. Увидели молодой березовый лес вместо поля. Пошли наугад, поняли, что идем куда-то не туда. Хорошо, что на телефоне есть GPSи оффлайн карта 1977 года. Она нас и привела к Бушковскому лесу. На легковой дороге летом можно доехать до беседки на опушке леса, затем дорогу уходит в лес. Слева деревья справа болото. Через пару сотен метров дорога упирается уже в самую чащу леса, при этом стоит информационный стенд заказника «Бушковский лес».

-15

Дорога в самом лесу очень плохая, большие ямы заполненные водой в которой плавают обрезки спиленных деревьев. Слева и справа от дороги лежат упавшие деревья.

-16

При этом в лесу была тишина, ни звука вокруг. Лишь однажды на обратном пути был слышан крик неизвестной птицы. Через 1,5 километра после очередного поворота среди зарослей деревьев и кустарника увидели кирпичный фундамент – это все что осталось от усадьбы I-половины XIX века. Лишь рядом стоящие корабельные сосны помнят его.

-17

С усадьбы раньше открывался вид на озеро Шайтан, но поляна перед ней заросла деревьями, а берег кустарником. Лишь пройдя несколько десятков метров, спустившись к беседке, можно увидеть Шайтан – место которое боялись тошто марий-влак.

-18

На берегу место высокое, но ни марийцы ни русские не стали строить деревню возле Шайтана

-19

….Тишина, серое небо, черная вода, маленький островок плывет по озеру.

Возле Бушковского леса умерли все русские деревни. Умрут ли марийские деревни? Я не знаю. Знаю, что находясь по прямой в 25 км от Сернура дух марийцев живущих в этих деревнях ещё жив. Эта фотография возле клуба Индыгойки говорит об этом.

-20

Марийцы в этих деревнях ещё 100 лет не отличались от марийцев , которые живут в 5 км от Сернура. У них был одинаковый язык (сернурский диалект), одинаковая одежда; у женщин шымакш на голове, одинаковая вера, вера в традиции. Спустя 100 лет в 2022 году старшее поколение не может прочитать газету «Кугарня», а молодые марийцы не могут говорить на марийском языке и это в 8 километрах от границы Сернурского района Марий Эл! Здесь нет учителей марийского языка, сюда не приезжают артисты марийских театров, сюда не приезжают певцы марийской эстрады…и таких марийских деревень вдоль границы с Кировской областью сотни………………………………….пока сотни.

02.12.2022