Найти тему
Михаил Драбкин

Кунгур: и Урал, и Поволжье, и даже немного Черноземья

Редкий российский город за пределами Центрального региона я посетил столько раз, сколько пермский Кунгур, а ведь это не Екатеринбург и вообще не крупный город.

-2

Так уж сложилось: в 2009 году я был там с зимней экспедицией кафедры гидрологии географического факультета МГУ, в 2015 ехал через Урал в сторону Алтая и решил показать этот красивый город своей тогдашней девушке, ну а в 2022 году я заехал сюда к другу, с которым я познакомился двумя годами раньше в Израиле.

-3

Друг вообще-то уже немало лет жил в Перми, но родом был именно из Кунгура.

-4

Впрочем, и безо всех этих поводов Кунгур стоит трёх посещений больше, чем бо́льшая часть российских городов.

-5

Когда старые города Перми Великой (Чердынь, Соликамск, Усолье) уже были основаны, росли и процветали на соли и евроазиатской торговле, на широту Кунгура периодически вторгались полунезависимые башкиры, и на южной границе лесов жить было сложно и небезопасно.

-6

И только в XVIII веке, когда российские пределы отодвинулись на юг, а вместе с ними по более удобному и короткому маршруту прошёл главный путь из европейской в азиатскую часть страны, эти в целом более приятные места превратились в основную полосу расселения.

-7

Вокруг Кунгура нет ни бескрайних лесов, ни болот, ни гор, ни старого завода с прудом (или хотя бы старого пруда).

Зато есть лесостепной ландшафт с неплохими почвами и купеческие особняки, что напоминает то ли о Поволжье, то ли о Черноземье.

-8

И только холмы с редкими скальными выходами да карстовые пещеры, да зоны напоминают о том, что мы на Урале.

-9
-10
-11

Кунгур вырос на большой дороге, на Сибирском тракте.

-12

Нет, ну то есть изначально он был основан как крепость на южной границе российского Урала, от башкир, но в рост он прошёл именно после появления этого важнейшего пути.

-13

Сухопутный маршрут через континент был очень долог тогда, гораздо дольше морского пути, но многие товары всё же везли по нему через всю Евразию, прежде всего такой ценный и недешёвый в то время товар, как чай.

Ну и для внутрироссийской торговли, для снабжения дальних регионов и управления огромной страной проложенный к середине XVIII века Сибирский тракт был незаменим.

-14

Вдоль него вырос не один десяток купеческих и ямских поселений, и Кунгур был одним из крупнейших таких населённых пунктов в пределах Урала.

-15

Да и окрестности города гораздо больше подходят для земледелия, чем кислые почвы североуральской тайги, так что из Кунгурского уезда всегда было что вывозить.

-16

Кунгур ни в предреволюционное, ни в советское время не стал большим городом или крупным индустриальным центром, что немало поспособствовало сохранению его исторического облика.

-17

В то же время, Кунгур был достаточно крупным и индустриализированным, чтобы в советских условиях продолжать оставаться центром локального масштаба и не приходить в упадок.

-18

-19

Уникальность Кунгура в том, что это ещё и старый туристический центр - с тех времён, когда туристических центров ещё было совсем немного.

-20

Кунгурская пещера - может и не самая выдающаяся, но пожалуй самая известная пещера в нашей стране.

-21

-22

Ну и объективно там есть что посмотреть: как и положено при карстовых процессах, в пещере можно увидеть многочисленные залы со сводчатыми и воронкообразными потолками, озёра, натёчные образования, камни и скальные выступы самых внезапных форм и размеров.

-23

Основой промышленной мощи Кунгура стало машиностроение, и во многом поэтому эта мощь постепенно осталась в прошлом: эта отрасль - одна из наиболее пострадавших от постсоветских экономических пертурбаций.

-24

Местный машиностроительный завод, он же "Турбобур", специализировался на выпуске бурового оборудования, прежде всего для добычи углеводородов, но даже это если и продлило его существование, то ненадолго.

-25

В итоге сейчас Кунгур отчасти вернулся к тому, что было 100 лет назад.

-26

Основная промышленность, которая сейчас работает в городе - это пищевая (во многом на местной продукции), а вместо торговли теперь туризм.

-27

Одно осталось неизменным: как город в сталинские времена стал местом концентрации заключённых, так им и остался.

-28

Хотя недавно исправительную колонию всё же вывели из центра Кунгура, но учреждение ФСИН на южной окраине города никуда не делось, как и ещё одно в районе.

-29

В этом отношении Кунгур - уральский город даже без заводского пруда, гор и лесов вокруг: ФСИН остаётся здесь чуть ли не самым стабильным работодателем.

-30

Город при этом не кажется особенно депрессивным и вообще выглядит лучше, чем многие более индустриальные уральские города: сказывается влияние туризма и относительно зажиточная, населённая сельская округа, для которой Кунгур остаётся локальным центром.

-31

-32

Тем не менее, демографическая динамика говорит сама за себя: сейчас кунгуряков почти на 20% меньше, чем 30 лет назад (63 тысячи человек вместо 82).

-33

-34
-35

Особенную прелесть старой части Кунгура придаёт рельеф: холмы обступают город с трёх сторон, а улицы и улочки спускаются к рекам Сылва и Ирень.

-36

-37

Добавляет колорит и не совсем обычная планировка: хотя центр тут по устройству совершенно екатерининский (совсем не оригинальная прямоугольная сетка улиц), реки текут по городу не совсем очевидным образом.

-38

Кунгур был построен не на стрелке рек, как было заведено у нас на Русской равнине: в холмистом Предуралье хватало и других природных объектов, которые могли служить естественной защитой.

-39

Кунгур сформировался в междуречье Ирени и Сылвы, в паре километров южнее их слияния, и быстро перебрался на другой берег Сылвы, а потом образовались и заиреньские кварталы.

-40

А иреньско-сылвинскую стрелку как раз заняла промзона ныне полузаброшенного машиностроительного завода.

Реки Ирень и Сылва не зарегулированы водохранилищами и вообще никак не зарегулированы, весенние половодья на них обильны и своеобразны.

-41

Собственно, изучением этого своеобразия и занималась наша  гидрологическая экспедиция 2009 года.

-42
-43

Соответственно мостов в городе гораздо больше, чем в среднем российском райцентре: только автомобильных их тут 4, и столько же пешеходных, и это только через Ирень и Сылву.

-44
-45

Но и их явно не хватает.

-46

При взгляде на Кунгур сверху (например,с воздушного шара) видно, что город сильно разделён водными преградами, особенно это сказывается на связи центра и западных пригородов через Ирень.

-47

Как видно, в Кунгуре совсем немного крупных многоэтажных жилмассивов. Есть более старые кварталы между бывшим машиностроительным заводом и центром, есть более новый Нагорный на северо-западной окраине.

-48

А в остальных направлениях - единичные двух-, трёх-, пятиэтажки, максимум кварталы многоквартирной жилой застройки, окружённые частным сектором, а иногда и историческими зданиями.

-49

Такая мозаичность несомненно придаёт уютность облику города.

-50
-51
-52

-53

Историческая застройка центра чаще всего сменяется частным сектором, нередко полудеревенского вида.

-54
-55

Особенно много такого на востоке, юге, западе города.

-56
-57

Как и триста лет назад, Кунгур расположен на важнейшем транспортном пути Европа - Азия.

-58

Через самый крупный город юго-востока Пермского края проходит Северный ход Транссибирской железнодорожной магистрали (участок Пермь - Екатеринбург) и магистральная автодорога Пермь - Екатеринбург (федеральная автодорога Р242).

Только теперь перевозки и перемещения стали гораздо более быстрыми и дальнемагистральными, и Кунгур как транзитный город гораздо меньше в них вовлечён, чем в даже 100 лет назад: грузы по большей части проходят мимо, а пассажиры так вообще в основном пролетают над городом на самолётах.

В Кунгуре останавливаются все транзитные поезда дальнего следования, но ненадолго: станция неузловая, это не станция стыкования (начало, конец, смена типа электрификации), а город невелик.

Так по железной дороге в Кунгур приезжают в основном пассажиры пригородных электричек, которых тут целых 9 пар со стороны Перми, из которых 5 следуют дальше на восток.

Но всё же основной способ попадания в Кунгур, как часто бывает в России в таких случаях - это на автобусе: ведь автобусы ходят значительно чаще.

Хотя автобус идёт лишь на 20 минут меньше (100 минут вместо 2 часов), и приходит туда же, на привокзальную площадь в паре километров юго-восточнее кунгурского центра.

Да, главный транспортный терминал Кунгура, состоящий из автовокзала и железнодорожного вокзала, находится несколько на отшибе, дальше, чем это обычно бывает в городах такого размера.

И это при том, что западнее магистральная железная дорога проходит гораздо ближе к центру города, и от расположенных там остановочных пунктов (прежде всего платформы Шпальник) до центральной части Кунгура гораздо ближе, чем от собственно вокзала.

Но на этом участке железная дорога то поворачивает, то опускается, то поднимается, и место для размещения железнодорожной станции там найти непросто.

-59

Автодорога Р242 проходит Кунгур по объездной, что скорее хорошо: меньше в городе транзитного транспорта. Хотя для выезда в сторону Чусового (автодорога Кунгур - Лысьва - Чусовой - Губаха - Березники) придётся проехать через самый центр города.

Когда важные для города объекты так разбросаны, то особенную важность обретает местная автобусная система.

-60

Она сравнительно неплоха для райцентра: чуть больше 10 маршрутов, охватывающих город и пригороды, которые в основном обслуживаются автобусами средней вместимости (на базе старых добрых ПАЗиков, а ещё ЛиАЗов).

-61

Хотя есть и маршрутки.

-62