Найти в Дзене

Выгорание в наркологии

Выгорание – популярный термин, который сейчас применяется ко всем сферам жизни: от профессиональной деятельности до творчества и материнства. А еще речь частенько заходит о выгорании медицинских работников. И сегодня мы хотим поговорить о том, как обстоят дела с выгоранием в нашей специальности – наркологии. Медицина – область очень своеобразная и трудоемкая для работников. Не каждый способен удержаться в этой профессии, а тем более – сделать ее делом своей жизни. Почему? Все дело в особенностях нагрузки. Нет, не в продолжительности или количестве смен, а в качественных характеристиках. Контакт с пациентом Студентов-медиков обучают массе интересных и сложных вещей: как ставить диагноз, как проводить медицинские манипуляции, как разобраться в анализах и чем лечить болезни… Но при этом упускают очень важную деталь: в реальной жизни лечить приходится не отдельно взятую болезнь, а человека, у которого она есть. Медицина (за редким исключением) – это постоянный контакт человека с человеком.
Оглавление

Выгорание – популярный термин, который сейчас применяется ко всем сферам жизни: от профессиональной деятельности до творчества и материнства.

А еще речь частенько заходит о выгорании медицинских работников.

И сегодня мы хотим поговорить о том, как обстоят дела с выгоранием в нашей специальности – наркологии.

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Медицина – область очень своеобразная и трудоемкая для работников. Не каждый способен удержаться в этой профессии, а тем более – сделать ее делом своей жизни.

Почему?

Все дело в особенностях нагрузки.

Нет, не в продолжительности или количестве смен, а в качественных характеристиках.

Контакт с пациентом

Студентов-медиков обучают массе интересных и сложных вещей: как ставить диагноз, как проводить медицинские манипуляции, как разобраться в анализах и чем лечить болезни… Но при этом упускают очень важную деталь: в реальной жизни лечить приходится не отдельно взятую болезнь, а человека, у которого она есть. Медицина (за редким исключением) – это постоянный контакт человека с человеком. И с этим приходится считаться.

Общение – это тоже деятельность. От этого можно уставать.

Общение с пациентами неизбежно в любой области медицины, а для психиатрии-наркологии это особенно актуально. Мы работаем с человеком в целом: с его физическим и психическим состоянием, со всем его жизненным бэкграундом. Просто поздороваться и дать таблетку здесь недостаточно (в принципе, этого нигде недостаточно).

Разумеется, периодически могут возникать проблемы. Недопонимание, конфликтные ситуации или просто чувство тщетности усилий, когда диалог выстроен правильно, а эффекта нет.

И да, это приводит к усталости.

Наш собственный психический ресурс – такой же ресурс, как и любой другой. Периодически он истощается. Чтобы восполнить его, потребуется отдых, а чтобы лишний раз не терять – прокачка навыков комфортного и безопасного общения.

Контакт с болезнью

И все же мы не можем забывать о том, зачем пациент к нам пришел.

Разумеется, мы стараемся помочь ему. Обследование, диагноз, лечение, различные процедуры и уход за больным – все это обеспечивают врачи, средний и младший медицинский персонал.

Здесь-то и кроется особенность, актуальная для наркологии.

Дело в том, что зависимость – заболевание хроническое. И, как любая хроническая болезнь, она периодически обостряется.

Именно в момент очередного обострения у пациента нам может казаться, что все усилия прошли даром. Что ничего не меняется, сколько бы сил мы не вкладывали.

Но это не так.

Срывы у зависимых – это нормальная часть пути к выздоровлению. Пациенту нужно не просто пропить курс лекарств, а изменить сам взгляд на жизнь. Это трудно, и это требует времени.

Хороший способ реально оценить свой вклад в помощь конкретному пациенту – обратить внимание на детали.

Сколько времени пришло между новым срывом и предыдущими? Как быстро он обратился к врачу на этот раз? Обращался ли он за помощью к другим специалистам, когда возникли другие проблемы со здоровьем? Подключились ли к работе с врачом и психологом близкие пациента? Стал ли он наблюдаться у врача в период между срывами? Осознает ли он, что именно привело к срыву? И что планирует делать с этим?

Ответы на эти вопросы позволяют нам видеть истинную динамику.

Кстати, другим специалистам порой бывает не легче: попробуйте-ка уговорить гипертоника соблюдать диету с низким содержанием соли! Хотя такому пациенту требуется изменить образ жизни гораздо в меньшей степени, чем зависимому.

Когда мы слишком высоко задираем планку собственных ожиданий, вполне естественно, что нас посещают мысли о бесполезности усилий и «выгорании». Это тоже нормально. Ни один специалист не способен искрить оптимизмом сутки напролет. Главное – не терять объективность и не замыкаться в своих переживаниях.

С этим, кстати, могут помочь коллеги.

Контакт с коллегами

Можно грезить фантазиями об идеальном специалисте, который сам решает все возникающие проблемы, не нуждается ни в чьей поддержке и говорит коллегам только «здравствуйте» и «до свидания», но в реальности все обстоит не так.

Медицинская реальность – это командная работа, в которую включены все: от врача до уборщицы, от регистратора до бухгалтера. И качество этой работы зависит от отношений в команде.

Только задумайтесь: мы проводим с коллегами минимум 8 часов почти ежедневно, а то и больше. Это большой отрезок жизни. Нашей жизни. И о ее качестве тоже неплохо бы подумать, верно?

Непринужденное общение, юмор, перерывы на чай, общие активности и готовность помогать друг другу – это не «расхлябанность», а признак здорового коллектива

О том, что в команде не все благополучно, говорит следующее:

  • исключительно формальное, сухое общение
  • сплетни и осуждение за спиной коллег
  • неготовность открыто обсуждать проблемы
  • неготовность поддерживать друг друга
  • эмоциональное напряжение, готовность вступать в конфликт по любому поводу
  • неконструктивная критика и отсутствие собственных инициатив
  • неготовность воспринимать критику в свой адрес

Список можно было бы продолжить, но, пожалуй, и так ясно, что находиться в таких условиях целыми днями непросто. Люди напряжены сами и передают это напряжение другим. Усталость от общения тоже, кстати, никто не отменял: тут не важно, общаетесь вы с пациентами или с коллегами.

В итоге мы снова получаем то самое чувство «выгорания». Тотальной усталости, от которой никуда не деться.

Хотя и здесь выход есть. Отношения в коллективе, как и общение с отдельными людьми – это навык, которому можно и нужно обучиться.

Контакт с собой

Не секрет, что многое в жизни зависит от нашей собственной личности: от того, как мы себя ведем, какие решения принимаем, к чему стремимся.

Хорошая новость в том, что в эру прикладной психологии и психотерапии многие внутренние проблемы можно решить. Конечно, для этого тоже придется приложить усилия, но когда на кону стоит качество нашей собственной жизни, это вполне оправданно, верно?

Человек, живущий в гармонии с самим собой (то есть обладающий зрелой личностью), вообще не слишком склонен к тому, что называют выгоранием. А вот усталость по-прежнему никто не отменял.

Есть мнение, что «выгорания» как такового в принципе не существует: человек либо находится на своем месте и увлечен своим делом, либо, будучи не на своем месте, испытывает сильный дискомфорт.

Пожалуй, способ проверить это только один: как следует отдохнуть. Если возвращение на работу после отдыха не несет негатива и вам по-прежнему нравится то, чем вы заняты – очевидно, вы на своем месте :)

А что вы думаете о выгорании? Пишите в комментариях (подпишитесь на канал, чтобы их было видно)