Как помочь ребенку с нарушением обработки сенсорной информации?

490 прочитали

Материал Натальи Топурия

Однажды, я сидела в коридоре детского центра для детей с особыми нуждами в ожидании одного из специалистов и от нечего делать наблюдала за детьми, шумевшими в актовом зале. У них шло то ли музыкальное, то ли танцевальное занятие. Молодая девушка безуспешно пыталась организовать разновозрастную и в разной степени аутичную группу ребят. Она то включала музыкальную колонку, то выключала, то хлопала в ладоши, то хватала за руки повалившегося на пол ребенка, то громко начинала петь, то вдруг снова замолкала.
Было видно, что для нее это занятие — испытание и она только учится взаимодействовать с детьми в спектре.

Однако, это было не меньшим испытанием и для ребят. Один малыш все время хватался за уши и вжимал голову в шею. Крупный мальчуган, не обращая внимания на старания девушки, настойчиво пытался завернуться в напольный мат. Светловолосая девчушка, с большим бантом в волосах, кружилась на одном месте и не замечала ничего вокруг, потому что рассматривала свои пальцы в свете ярких ламп. А единственный ребенок, который следовал инструкциям учительницы, начинал истошно вопить, стоило ей не то что притронуться, а просто протянуть к нему руки.

Когда занятие закончилось, выдохнули все: и молодой специалист, и дети, и их родители, наблюдавшие за ними из холла.

А я подумала, что вот он яркий пример таких разных и уникальных для каждого ребенка особенностей обработки сенсорной информации.

Дети по разному воспринимают звуки, свет, прикосновения и у каждого из них индивидуальные сенсорные потребности. Однако, мы можем использовать общие стратегии помощи.

Здорово, если у ребенка есть возможность уйти в сенсорную комнату, где он расслабится и снимет напряжение, но это не значит, что без таковой, нам не решить его проблемы сенсорной чувствительности.

Например, для детей с потребностью в давлении на поверхность тела, подойдут:
— утяжеленные одеяла, подушки и жилеты,
— надувные детские бассейны, заполненные плотными шариками,
— сенсорные «тоннели» и «яйца»,
— сенсорные мешки.

Материал Натальи Топурия

Однажды, я сидела в коридоре детского центра для детей с особыми нуждами в ожидании одного из специалистов и от нечего делать наблюдала за детьми, шумевшими в актовом зале.

Дети, которые испытывают потребность в тактильной сенсорной стимуляции, будут вам благодарны за тактильную панель. Мы, кстати, видели такую в Центре лечебной педагогики в Пскове. В длинном коридоре, вдоль одной из стен, располагалась доска, на которой были закреплены разные по текстуре элементы: кусочки меха разной длины, дощечки с приклеенной гречкой и фасолью, пробки, отрезки искусственного газона, веревки, губки, ватки и прочие, разные на ощупь, предметы. По такому же принципу можно сделать тактильные дорожки. Всего то и нужно — немного смекалки и умелые ручки.

Потребность в тактильной стимуляции можно удовлетворить, предложив ребенку антистресс-мячики или разные сенсорные игрушки, которые легко изготавливаются из подручных материалов. В плотно закрывающиеся тканевые мешочки (любой формы), вкладывают шуршащие пакеты, крупу, стеклянные шарики, кусочки поролона, кору дерева, сухие травы. Ребята постарше, обычно, носят фактурные кожаные браслеты или четки и перебирают их для самоуспокоения, не привлекая к себе излишнего внимания. Дети младшего возраста сенсорно насыщаются и успокаиваются при помощи массажа сухой щеткой или массажным мячиком.

Удовлетворить потребность ребенка в вестибулярной стимуляции можно при помощи кресла-качалки, фитбола, небольшого батута и балансировочной доски. Если ничего этого нет под рукой, просто поставьте на свои стопы ножки малыша и покачайтесь вместе с ноги на ногу, изображая косолапого мишку.

Дети, которые без конца тянут в рот руки и предметы, кусаются и облизывают все что можно и нельзя, стимулируют оральную зону. Можно им помочь справиться с этой проблемой, если разрешить, в оговоренное время и в определенном месте, использовать для насыщения этой потребности сенсорные силиконовые или деревянные кулоны и браслеты. Они есть в продаже и изготовлены из безопасных материалов.

Ребенку со слуховыми сенсорными особенностями подойдут либо наушники, которые избавят от чрезмерной стимуляции, либо, наоборот, звуковые игрушки, которые насытят. Считается, что дети с аутизмом чаще обладают музыкальным слухом, чем их нейротипичные сверстники, поэтому прослушивание классической музыки и игры на музыкальных инструментах принесут им и успокоение, и пользу.

Очень часто дети с аутизмом чувствительны к свету. Флуоресцентные лампы, холодный яркий свет, мигающие огоньки и световые вспышки — это то, что может причинять им практически невыносимую муку. Если вы замечаете у ребенка такие сенсорные особенности, продумайте освещение в зоне его постоянного обитания, используйте чаще приглушенный и теплый свет. Предложите ребенку использовать затемненные очки или головные уборы, которые помогут отгородиться от источников раздражающего света. А ребятам, которым, наоборот, требуется световая стимуляция, подойдут световые игрушки, гирлянды, свечи и фонарики.

Многие дети в спектре нуждаются в проприоцептивной стимуляции, им необходимо получать сигналы от мышц и суставов для ощущения и осознания своего тела и его положения в пространстве. Именно поэтому, они так любят валяться на полу, залезать на мебель, прыгать и протискиваться во всякие щели. Для таких детей подойдут спортивные занятия и подвижные игры.

Для каждого ребенка с аутизмом будет полезна своя, индивидуально разработанная сенсорная диета, которая учитывает его повышенные или напротив пониженные реакции на внешние стимулы.

Но и в том, и другом случае, мы не просто идем на поводу особых сенсорных потребностей ребенка, а работаем с ними:
— успокаиваем излишнюю чувствительность, постепенно адаптируя ее к неизбежным воздействиям внешней среды,
— стимулируем слабую, но контролируя длительность, интенсивность и уместность.

Наша задача, как родителей, проанализировать сенсорные особенности ребенка и создать условия для его гармоничного развития, несмотря на имеющиеся ограничения. И в этом случае работает все то же правило — чем раньше начать решать проблемы обработки сенсорной информации, тем успешнее будет развиваться ребенок и меньше зависеть от своих особенностей.

#аутизм #натальятопурия #сенсорнаястимуляция #детскийаутизм #каквыбратьпоощрение #рас #нейропсихологмосква #афкмосква #детскийлогопедмосква