Раскрытие образов учителей в произведениях «Обелиск» Быкова и «Уроки французского» Валентина Распутина.
В произведении Василя Быкова «Обелиск» широко раскрыт образ учителя Мороза. Он жил в помещении школы. «Мороз жил в боковушке при классе, спал на роскошной, в стиле барокко, панской кушетке с выгнутыми наподобие львиных лап ножками. Накрывался пальто, одеяла, конечно, не было». По мнению Мороза, для становления личности лучше всего подходит литература Толстого. Даже когда болел, все равно продолжал читать детям произведения Толстого и даже говорил, что «весь тот материал, что он пропустил за месяц болезни, не стоит и двух страничек Толстого». Дети рассаживались в его боковушке кто где: на столе, на подоконниках и на полу. Он, лежа в своей кушетке, укрытый кожушком, читал Толстого. Все настолько были увлечены произведениями Толстого, что можно было услышать, как пролетает муха.
У него был собственный взгляд на воспитание детей. Для него было главным сделать ребят людьми. Этого, по его мнению, можно было добиться личным примером. Он вел себя с учениками как с равными и не поддерживал дисциплину, учил без строгости, не выполнял программ наркомата и говорил ученикам не ходить в костел, пусть туда ходят бабушки. Он учил любви к животным и ответственности. Расселял в школе щенков, которых детям приказывали утопить их родители. Даже поселил в школе скворца, для которого смастерили клетку, только бы кот не съел.
Доброта и отзывчивость Мороза проявляются в эпизоде, когда отец Миклашевича бьет его ремнем. Мороз срывается с места, хоть и хромой и, подходя, кричит «Стойте!», «Остановитесь». Он вырывает руку Павлика из отцовской и прерывающимся от волнения голосом говорит: «Вы у меня его не получите!». Миклашевич, разъяренный, – бросается к учителю, но и Мороз, не глядя, что калека, тоже грудью вперед и готов в драку. Эти же самые качества проявляются в эпизоде, когда ему нужно было отвести девочек домой в темное время. Довел он девочек домой, а там корова никак растелиться не могла, вот и помогал матери.
То же самое ,и когда Миколу Бородича хотели осудить за осквернение алтаря в католической церкви. Мороз берет вину на себя, говоря, что так повлияло его не совсем продуманное воспитание. Хлопотал, ездил в центр – и парня оставили в покое.
Он продолжал учить детей даже во время войны. Мороз был такого мнения: «Не будем учить мы – будут оболванивать они». Также он активно помогал партизанам. Он слушал сводки через радиоприемник и передавал их партизанам.
Каин что-то заподозрил вокруг Морозовой школы из-за связи с партизанами, и весной в школу нагрянула полиция. Обыскали все, но ничего у детишек не нашли. Мороза допрашивали 2 часа. В этот момент ребятишки что-то и задумали. Бородич намекнул Морозу, что есть возможность пристукнуть Каина, но Мороз категорически запретил это делать. Сыграло воспитание Мороза, и они решили устроить диверсию и подпилить ножки моста, чтобы машина не переехала его. Ребят в итоге арестовали. Когда новость дошла до Мороза, он, прекрасно зная, что это приведет к его гибели, все равно пошел к своим ученикам. Он считал, что оставаться в памяти – это самая высокая награда в мире. И даже когда ребят повели на казнь, он попытался спасти хотя бы одного Павлика. Мороз отвлек полицаев и Павлик сумел скрыться в лесу, но ему выстрелили в спину и он был тяжело ранен. Мороза за это очень сильно избили. Несмотря на ранение Павлик сумел скрыться и избежал казни.
Поступок Мороза показывает его любовь к своим детям и своему делу. Его поступки оказали ключевое влияние на формирование личности Павлика. «Это Мороза надо благодарить за Миклашевича! Он из него человека сделал!».
Поэтому, через много лет, и занесли имя Мороза на обелиск, а до этого его считали предателем. Справедливость восторжествовала, и Мороза признали не только честным человеком, но и героем. Он учил детей быть порядочными, и потому пошел, что умирать с ним вместе им будет легче. Он не отрекся от своего педагогического долга
«Уроки французского»
В произведении Распутина «Уроки французского» описывается образ молодой девушки 25-ти лет. Главный герой описывает ее как аккуратную, красивую, с вкусными духами учительницу загадочного французского языка. Она активная и увлеченная. Не прочь даже забыть о том, что она учительница. Она прекрасно понимает, что не знает многого и не стесняется этого, говоря в открытую. По ее словам, в детстве она была такой же. Ее квартира в чистоте и порядке. В комнате много книг и красивый радиоприемник.
Она внимательная и заботливая, старается присматривать за учениками. Перед тем как разрешить всем сесть, она внимательно осматривала детей, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания. Лидия Михайловна с пониманием относится к ситуации главного героя и всячески старается ему помочь с учебой. Чтобы не задеть гордость мальчика, она старается незаметно подкармливать его, но мальчик впоследствии догадывается об этом.
Мальчик играет в азартные игры, стараясь заработать на пропитание. Из-за его частых побед его избивают старшие дети. Лидия, хоть и замечает это, но не спешит сообщить директору. Вместо этого она учит его играть в “пристенок”. Сначала они играли на интерес, но, увидев в мальчике уверенность, она предложила на деньги. Конечно, поначалу учительница ему поддавалась, о чем Володя догадался, и ей пришлось перестать это делать. Вскоре мальчик стал выигрывать себе на пропитание.
Когда директор застает их за игрой, Лидия решает сказать, что это она предложила мальчику игру на деньги, зная, что ей грозит увольнение. После чего ей пришлось уехать обратно на Кубань. Но она не забывает Володю и присылает ему посылки с макаронами и яблоками.
Так же, как и в первом случае (случае с Морозом), Лидия Михайловна жертвует собой, своим благополучием ради спасения душ своих учеников. Это стало характерными признаком советской литературы, когда жертвенность помогает принять правильное решение, когда помощь и сочувствие к ученикам помогает забыть педагогические догмы, а думать только о своих учениках.
Как жизненный опыт писателя повлиял на образ учителя в произведениях
«Обелиск»
Собственный жизненный опыт Быкова переработан в его произведениях. Его верность теме войны определяется судьбой самого автора, прошедшего войну от начала и до конца. Отвечая журналистам, он говорил: «Я всегда писал о том, что видел и пережил сам, что пережили мои товарищи. Конечно, в моих книгах нет буквального воспроизведения жизненных ситуаций. Но все, о чем я пишу, так или иначе было». В его произведениях была изображена такой, какой была тогда – в страданиях и крови. О войне он начал писать только спустя многие годы после ее окончания, ведь первое время не мог даже слышать слово «война», настолько сильный был отпечаток тех событий в его жизни. Книги участников войны – обнаженная правда о войне. Именно эти книги подкрепили его желание писать о войне.
Быков создал собственный неповторимый литературный стиль, благодаря чему появились такие понятия, как: «быковский герой», «быковская ситуация». Неважно то, что писатель рассказывал о событиях, произошедших более 50 лет назад, ведь темы честности, совести и самопожертвования будут актуальны всегда. А это значит, что прекрасные произведения Быкова не будут забыты никогда. Его повестям свойственны натянутый нерв развития событий и жесткая динамичность, помещение человека в безвыходную казалось ситуацию.
Среди произведений о войне книги Быкова занимают особое место. Он ставит героев в ситуации, в которых им нужно делать тяжелый выбор между жизнью и смертью, честью и бесчестием. Почти неизменно герои его оказываются в трудных обстоятельствах, когда до предела раскаляются разум и чувства людей. Фронтовые и партизанские повести стали основным жанром всего творчества. На героев Быкова война обрушила не только непосильные тяготы и невзгоды, бесчисленные опасности,- им еще уготованы мучительные нравственные испытания на душевную прочность, они должны совершить выбор в обстоятельствах крайних, без приказа и команды, предоставленные сами себе, на свой страх и риск, следуя лишь велению совести. И чувство ответственности, сознания своего долга может заставить людей совершить немыслимое. Мороз жертвует собой, доказывая неприкасаемость исповедуемых им принципов. На первый взгляд, учитель не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но это только на первый взгляд. Учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых его учеников и потребовали его прихода. В этом и заключается подвиг. В повести писатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб во время войны и кому удалось выжить. Он продолжает чувствовать себя бойцом, бойцом за справедливость. Характерно для Быкова: повесть пронизана раздумьями и строгостью к себе и своему поколению. Автор заставляет задуматься над этим подвигом, не похожим на обычный. Каждый из героев действовал, руководствуясь собственным судом совести. Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты. Повесть В. Быкова «Обелиск», написанная в 1972 году, становится литературным обелиском, посвященным таким людям.
«Уроки французского»
Произведения состоят из «живых мыслей», и мы должны уметь их понимать, как минимум потому, что для нас сейчас это важнее, чем для самого писателя, ведь именно от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.
Сознательное детство Распутина, тот самый дошкольный и школьный период частично совпали с войной. В 1944 году он пришел в первый класс аталанской школы. Жизнь была трудной, хоть там и не гремели бои. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», — отметит, спустя десятилетия, писатель. Но о тех же самых годах автор позже скажет: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе». Во время войны он также чувствовал отношения людей между собой и понимал их отношение к обществу. Это оставляет отпечаток на юноше, и позднее в своих работах он описывает нравственные проблемы общества, которые он сам постарается решить. После окончания 4 классов с отличием, что кстати подметила и вся родная деревня автора, жители которой часто обращались к самому грамотному человеку в деревне с разными просьбами, он пошел в пятый и последующие классы в школе за 50-т километров от родной деревни в Усть-Уда. Нужно было перебираться туда жить, ведь каждый день не наездишься. К тому же, как напишет потом В. Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым». Матери было очень тяжело обеспечивать в те годы трех детей, поэтому было легче отпустить старшего в самостоятельную жизнь в таком возрасте. Она решилась и, как узнаём мы из рассказа «Уроки французского», съездила в райцентр, договорилась со своей знакомой, что сын будет квартировать у неё, и в последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил мальчика на улице Подкаменной, где ему предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал по плечу и укатил. Мать раз в неделю передавала хлеб и картошку, которых всегда не хватало, но он продолжал учиться.
Перечитывая «Уроки французского», мы узнаем о том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чем он думал и чем занимался. Но не узнаем о том, как прошло детство писателя, чем оно было наполнено, поэтому необходимо остановиться на некоторых моментах его произведений подробнее.
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Благодаря рассказу, Распутину удалось найти свою учительницу. Прочитав рассказ, учительница узнала себя и его. Только не вспомнила, как выслала ему посылку с макаронами. В рассказе «Уроки французского» В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик располагает к себе своим мужеством, ясностью, неустрашимостью души, а ведь гораздо труднее ему жить, чем учительнице: он постоянно голоден, он один в чужом городе, он маленький, но все равно он ни за что не сломится ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его за победы в азартные игры. Светлая беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг сошлись в мальчике. Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности.
В данном рассказе повествуется не только об уроках нравственности, человечности, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся признаться директору и взять всю вину на себя, хоть ей и грозило увольнение. Распутин закончил школу в 1954 году. После чего успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом первого курса историко-филологического факультета Иркутского Государственного университета.
Сравнение учителей XX века с учителями XXI века.
Учитель – это человек который ведет детей, ведет каждого из нас по пути от детства к зрелости. Учитель – архитектор характера и инженер человеческих душ. Плоды его работы видны не сразу, а лишь через большой промежуток времени. Учитель играет огромную роль в формировании нравственных ценностей своих учеников.
В рассказе Распутина Лидия Михайловна скорее не как учитель, а как неравнодушный и самоотверженный человек. В повести Быкова Мороз изображен даже более неравнодушным к судьбам других людей, даже перед лицом смерти. А какие учителя в XXI веке? Такие же они неравнодушные, как в XX веке? Какие же у них отличия?
Отличия:
1. Современный учитель все чаще ориентируется на свои показатели, а не на своих учеников.
Проблема кроется в усложнившейся системе оплаты труда. Чтобы получать достойную зарплату, учитель должен не только взять много классов, но и выдавать хорошие результаты своей работы, отраженные в учениках. В систему оплаты также входят участие в разных конкурсах, олимпиадах, мероприятиях. Туда входят даже такие абсурдные аспекты, как часть класса, питающаяся в столовой, соблюдение единой формы, успеваемость класса по тем предметам, к которым учитель даже не имеет отношения как предметник.
2. Современный учитель значительно более свободный человек.
В СССР учитель был обязан транслировать идеологию своей страны. Политрук либо иной человек в штатском приходили на занятия истории или географии, чтобы отследить линию партии. В нынешнее время учитель лишен такого строгого контроля, он чувствует себя свободнее.
3. Увлеченность преподаваемой дисциплиной.
В советское время, учитывая скованность из-за идеологии, учитель как можно больше погружался в собственный предмет, который вел в школе. Это видно в умении и желании работать с разными источниками. Сейчас же тяжело найти учителя, от которого веяло бы энтузиазмом. А ученики уже не видят в своих глазах преподавателя-эксперта. Слишком много появилось источников информации, учитель перестал быть авторитетом для учеников.
4. Советский учитель был авторитетом для родителей ученика.
Взгляды общества очень сильно меняются с каждым днем и взгляд общества на учителя тоже меняется. Он очень изменился за последние 40 лет как со стороны общества, так и со стороны родителей. Раньше же учителем был беспрекословным авторитетом в вопросах обучения. Сейчас же родители могут легко начать учить искусству образования. Это беда современной школы.
5. Современный учитель ведет большее количество уроков в неделю.
Безусловно, этот критерий отражает общие тенденции нашего школьного образования - учеников все больше, учителей все меньше. В среднем учитель в РФ проводит 24 урока в неделю, 40 лет назад этот показатель равнялся 20 урокам.
Вывод
В литературе XX века учитель чаще всего описывается как друг. Его отношения с учениками строятся на взаимоуважении и полном доверии. Нам представляется мудрый человек, способный жертвовать своими принципами, временем и даже жизнью ради своих учеников, поэтому образ педагога в советском периоде оценивается как положительный. И сегодня надо всем обществом поддержать учителя!
Много веков прошло с момента появления профессии учителя, но не меняется то, что знания, опыт и мудрость остается с нами на всю жизнь. Учитель – это человек который запоминается нам на всю жизнь.
Использованная литература
2) https://biographe.ru/znamenitosti/vasil-bikov/
3) https://ru.wikipedia.org/wiki/Быков,_Василь_Владимирович
4) https://ru.wikipedia.org/wiki/Распутин,_Григорий_Ефимович