FMCG-компании столкнулись со множеством вызовов: снижение доходов потребителей, изменение покупательских привычек, сбои в цепочке поставок и их нестабильный объем. Эти и другие риски заставили топ-менеджеров поволноваться. По данным опроса руководителей FMCG-бизнеса от аналитиков NielsenIQ, только половина из них ожидает роста. В прошлом году о положительном прогнозе заявило больше — 77%.
Несмотря на снижение ожиданий, игроки рынка выделили направления, на которых стоит сфокусировать развитие, чтобы сохранить прибыль.
Планы производителей по развитию бизнеса в 2023 году
Вместо создания новых продуктов большинство производителей намерены сфокусироваться на развитии и поддержке наиболее востребованных из уже имеющихся товаров. На втором месте по значимости стоит локализация поставок сырья и производства.
Усиление позиций локальных игроков — тренд нового времени. Он связан не только с усложнением логистики и законодательных ограничений, но и с изменением спроса потребителей: покупатели хотят видеть больше товаров местных производителей.
Кроме развития популярных позиций и локализации, для производителей также остаются важными направления:
— развитие онлайн-продаж;
— работа над эффективностью поставок;
— запуск и развитие продаж через маркетплейсы.
Планы ретейла по развитию бизнеса в 2023 году
Руководители розничных сетей, наоборот, планируют расширять ассортимент и внедрять новые товары, которые отвечают актуальным запросам потребителей. Но главный фокус планируют держать на логистике: важно оптимизировать цепочки поставок так, чтобы наладить регулярность и лучше контролировать бизнес-процессы.
Стоит отметить, что еще в начале прошлого года задача по налаживанию поставок не стояла так остро. Больше внимания уделяли развитию своего онлайн-бизнеса и выходу на новые площадки, такие как маркетплейсы. По мнению большинства руководителей, эта задача выполнена. И сейчас нужно уделить внимание новым логистическим вызовам.
Изменение спроса покупателей
Снижение реальных доходов населения — основной вызов, с которым столкнутся компании в 2023 году. Спрос на товары низкой стоимости уже увеличился, тогда как производители все еще придерживаются стратегии вывода на рынок продукции среднего и премиального ценового сегмента.
Дальнейшие прогнозы тоже не в пользу производителей. Сокращение спроса и фокус покупателей на экономии заставляет пересмотреть содержание предлагаемого на рынке ассортимента. Поэтому ждем усиления дискаунт-сегмента и новых интересных предложений на рынке.
Больше про анализ состояния рынка, развитие и автоматизацию бизнеса вы найдете в телеграм-канале Paygine. Подписывайтесь!