Найти в Дзене
Храни воспоминания

Мой магазин вышел на ОЗОН: как мы чуть не проспали первую продажу

Оглавление

Расскажу о нашем опыте продаж на ОЗОНе.

Он очень небольшой пока, меньше двух месяцев. Но уже есть чем поделиться.

В этом блоге я пишу на несколько тем, и одна из них касается моего бизнеса.
Для впервые заглянувших сюда: я хозяйка интернет-магазина "Храни воспоминания", моему предпринимательскому опыту в этом году будет целых 13 (счастливых!) лет.

Итак, зайти на Озон в качестве продавца меня соблазняли длительное время. Постоянные звонки донимали: то робот-бот, то живой человек. Но я сопротивлялась. Почему? Всё объяснимо: раньше продажи можно было осуществлять только с собственных складов ОЗОНа, а для моего бизнеса это совершенно неприемлемо (то есть нужно было отправить мои товары "куда-то туда", а работники маркетплейса продавали бы их вместо меня. Не мой вариант по многим причинам).

И вот, спустя некоторое время, один из звонивших рассказал, что теперь можно продавать товары с собственного склада.

Что это значит?

  • Кто-то делает заказ на сайте ОЗОНа на выставленный мною товар, мне приходит информация, а дальше я отгружаю товар, как обычно: пакую и передаю в пункт приема. Здесь есть нюансы, но я намеренно не углубляюсь в специфику.

Территория охвата моих потенциальных клиентов увеличивается многократно, и это громадный плюс продажи на маркетплейсах! Не сравнить количество тех, кто заходит на ОЗОН и тех, кто заходит ко мне на сайт, правда ведь...))

Правда, деньги за товар мне приходят через полмесяца, а то и дольше, в зависимости от того, когда покупатель забрал товар в пункте выдачи.

В общем, звонивший мужчина меня уболтал, и я решила попробовать "зайти на ОЗОН".

Никаких вступительных взносов нет, интерес ОЗОНа состоит в комиссии - надо сказать, весьма немаленькой - которую берёт маркетплейс с денег, которые покупатель оплатил за мой товар.

Единственный нюанс: я должна внести этого звонившего мне человека в настройках своего личного кабинета, как технологического партнера (я так понимаю, за это ОЗОН платит таким фирмам денежку).

В качестве помощи он предложил завести 5 товаров и ответить на все мои возникшие вопросы.

Итак, мы приступили к делу.

Далее я буду называть этого человека "Партнёром" (без всяких негативных коннотаций).

Я решила выставить самые свои дорогостоящие товары, которые у меня в магазине имелись в количестве более одной штуки: плоттер и две модели швейных машин.

Мой Партнер полностью выполнил свои обязательства, заполнил карточки - их действительно заполнять несведущему человеку очень непросто, хотя я к тому времени прошла онлайн-учебу и материал этот вроде бы освоила, правда, только теоретически.

...Как я и предполагала, никто не кинулся покупать мои товары. Ну стоят они там себе, и стоят. Мне с этого ни тепло, ни холодно... Там ведь не я одна продаю такой плоттер и такие швейные машинки. С чего вдруг кто-то кинется у меня, "новенького" магазина без отзывов, покупать? Вы бы стали? Вот и я о том же.

Но тут вдруг случилась совершенно непредвиденная ситуация.

Дело в том, что и плоттер, и швейные машины относятся к товарам с жестко установленной розничной ценой. Именно поэтому во всех магазинах, на всех площадках одна и та же модель швейной машины (или другого подобного оборудования) выставлена за одну и ту же цену. Если есть акция - она у всех, сами можете проверить. Потому что это акция "сверху". Выше цену поставить можно, а вот ниже - ни-ни. За это прилетит штраф от дилера - то есть той организации, которая ввозит эти машины в нашу страну, и у которой, собственно, мы все как оптовики их и берём.

А ОЗОН возьми да поставь скидку на эти товары мне, как новичку! А я об этом не знала. Говорю же - не заглядывала даже туда и всю эту кухню особо не изучила.

Но мне вдруг звонит мой дилер (поставщик этих машинок) и строгим голосом говорит: "Ай-яй-яй, вы почему нарушаете наши договоренности? Почему у вас машинка на ОЗОНе со скидкой стоит?"

Как он узнал об этом? Думаю, кто-то из моих "коллег" по продажам "настучал". Как так - ведь все должны продавать по единой цене, а тут кто-то пытается выделиться - поставил товар со скидкой! А так низзяяяя....

Я, конечно, испугалась возможного штрафа со стороны дилера, уверила, что я тут ни при чём (ОЗОН, дескать, сам!) и срочно озадачила своего Партнера разобраться, в чем дело - товары-то на сайт ОЗОНа заводил мне он!

Тот меня уверил, что все скидки отключал, но разберется, в чем там дело.

Ну и всё, я расслабилась.

В почту какое-то письмо пришло с ОЗОНа, я заглянула туда, а там что-то о заказе на машинку, рядом переписка моего Партнёра со службой поддержки. Думаю, ну ладно, это наверное, какая-то внутренняя кухня. Мне причудилось, что с какой-то целью мой Партнёр сымитировал заказ, чтобы что-то (что?) проверить. Ну, например, считается скидка или не считается.

Живу себе дальше спокойно. Прошло несколько дней.

И вот в один прекрасный день я еду с мужем на машине по городу по срочным важным личным делам и вижу звонок на телефон от моего Партнера. Я беру трубку, говорю, что, мол, занята, перезвоню и кладу трубку.

Следом вижу в телефоне от него письмо на почту. И там сообщение большими буквами:

"ЛИДИЯ, А ВЫ ЧТО, НЕ СОБИРАЕТЕСЬ ЗАКАЗ ОТГРУЖАТЬ?"

Тут я, плюнув на свои дела, звоню своему Партнеру и с ужасом узнаю от него, что...

...мне на сайте ОЗОНа действительно тогда пришел заказ на швейную машину. И никакая это была не имитация, а самый настоящий ЗАКАЗ! Кто-то, увидев скидку, быстренько сориентировался и заказал себе товар именно у меня, неизвестного новичка!

А дело в том, что по правилам ОЗОНа я обязана отгрузить заказ в строго установленное время: день и час! Если точнее, мне выделяется так называемый "временной слот": то есть, например, мой слот - с 9 до 13 часов, и позже этого времени у меня груз уже не примут.

И вот, мой Партнер сообщает мне, что мой слот заканчивается... через 20 минут, а я заказ не отгрузила! И теперь мне штраф будет уже от ОЗОНа! За срыв сроков!

Вот такая наша жизнь предпринимательская. Лавируешь между штрафами... То один тебе штраф хочет впаять, то другой...

Тут бы, наверное, у другого руки опустились. Как так - первый (долгожданный!) заказ - и такой провал. Но я большой любитель (и умелец) работать именно в таких ситуациях, в состоянии дедлайна и цейтнота)) Рутина мне скучна, а вот такие ситуации - на адреналине - я просто обожаю!

Хотя и не часто, конечно, у меня они случаются. Все-таки, если такие ситуации случаются часто - это признак неумения грамотно выстраивать свою работу, я так считаю...

Не забудьте, что звонок Партнера застиг меня в дороге. А швейная машинка, которую заказали и которую я должна отправить, находится в нашем магазине (полчаса езды на автомобиле). Плюс ее надо упаковать по правилам ОЗОНа, оформить документы и унести в пункт приема! И на всё-про всё - 20 минут!

Конечно, я понимаю, что это невозможно. Хоть как извернись, но никак я не окажусь через 20 минут с упакованной машинкой в пункте приема...

Итак, я включаю холодную голову и спрашиваю у своего Партнера, есть ли какой-то выход из моей провальной ситуации? Он говорит мне: "Ну только если договориться с пунктом приема, что они примут у вас посылку в "не своё" время".

В итоге оказалось, что мой Партнер немного перепутал со временем, и мой временной слот заканчивался не через 20 минут, а через один час и 20 минут. Казалось бы, хрен редьки не слаще.

Так и муж мне сказал (пакует товар именно он).

Но он не знал с кем связался.

Подбадриваемый мною, он быстро доехал до магазина, быстро упаковал машинку, пока я оформляла все документы и быстро отнес коробку в пункт приема ОЗОНа. Ровно за 5 минут до истечения назначенного времени мы в один голос сказали "Уфф!" и вытерли пот с наших лбов.

Мы успели!

Это было незабываемо. Так состоялась наша первая продажа на ОЗОНе.

И теперь, конечно, я уже не считаю ворон, а тщательно отслеживаю заказы, которые регулярно приходят с ОЗОНа, мы вовремя и не торопясь их пакуем и с любовью отправляем нашим покупателям.

И спасибо, конечно, моему Партнеру за его помощь и беспокойство в тот день, он мне здорово помог тогда.

Мы уже почти два месяца на ОЗОНе, и ни одного невыкупленного или возвращенного заказа пока у нас нет! Дай б-г, и не будет!

Вот такой мой опыт, которым я хотела с вами поделиться. Если вам интересно про "кухню" ОЗОНа со стороны продавца, напишите, у меня есть уже несколько интересных наблюдений!

Картинка из свободного интернета
Картинка из свободного интернета