Недолгая авиационная история Елабуги завершилась в конце 80-х, когда из аэропорта Елабуги прекратились регулярные рейсы. Воздушная гавань еще некоторое время существовала, но уже как простой аэродром. Здесь базировались вертолеты нефтяников, стояли какие-то старые борта кукурузников. Но во второй половине 90-х тут вдруг вновь забурлила жизнь. На базе аэродрома открылся десантный клуб, и на короткое время Елабуга стала одним из центров парашютного спорта России.
В 1997 году елабужане были избалованы парашютными шоу. Прыжки с самолета украшали едва ли не каждое более-менее масштабное городское мероприятие. И это были не банальные спуски на неуправляемых куполах, а сложные затяжные прыжки с элементами небесной акробатики. В обычные дни спортсмены тренировались на аэродроме за городом, а в праздники падали с небес прямо на головы горожан.
Парашютный спорт — непростое и затратное занятие, требующее материальной базы, но деньги здесь далеко не главное. Главное - это энтузиасты, готовые взяться за это непростое дело, организовать и сплотить вокруг себя таких же безбашенных людей, влюбленных в небо. В наши сытые времена есть куда больше возможностей для занятий парашютным спортом. Есть, по крайней мере, деньги. Но нет сейчас этих самых людей с сумасшедшинкой в глазах. А тогда, в нищие 90-е, они были.
Инициатором создания клуба «Елабужские соколы» считается Николай Варин, работавший в то время военкомом Елабуги. Николай Константинович — бывший десантник, списанный на землю. Бывших десантников не бывает, как их не корми, они всегда смотрят на небо. Этой своей небесной хворью он и заразил других людей. Организовал авиаклуб, собрал молодежь, сумел привлечь на работу инструкторов из других городов.
Клуб «Елабужские соколы» появился во времена наибольшего кризиса гражданского самосознания. Патриотический дух был не просто низок, он находился в отрицательной зоне. Молодежь категорически не хотела служить, «откосить» от армии не считалось чем-то зазорным. Это было вполне нормальным явлением, общественное мнение было на стороне уклонистов. И вот в этих условиях городской военком умудряется организовать патриотический кружок. И молодежь, которая должна была бы держаться от него подальше, добровольно идет к нему.
Но заразить небом молодежь, пригласить инструкторов в Елабугу — это еще не все. Нужно было найти и, главное, уговорить спонсоров, готовых оплачивать это недешевое хобби. В 1996 году один прыжок с парашютом обходился в 82 тысячи рублей. Годовое содержание клуба выходило в полтора миллиарда рублей. Что такое полтора миллиарда в ценах тех лет? Если судить по объявлениям в газете, то на полтора миллиарда можно было купить 30 двухкомнатных квартир в верхней части города. Учредителем клуба выступило НГДУ «Прикамнефть», а основными спонсорами стали ЕлАЗ и Лукойл-Татарстан. В 90-е годы это были три главных экономических столпа Елабуги.
В марте 1996 года был получен паспорт на восстановленный елабужский аэропорт. К тому времени он не работал уже около 6 лет. Когда-то отсюда улетало в день по 4 рейса в столицу Татарии, но со строительством дорог и закрытием старого аэропорта в черте Казани, трафик пошел на убыль и незадолго до развала СССР иссяк совсем. Но аэропорт, а точнее теперь уже просто аэродром, возродился вновь. По вновь оформленным на него документам он мог теперь принимать воздушные суда грузоподъемностью до 5 тонн.
Еще через год, на базе клуба «Елабужские соколы» была создана авиакомпания. «Елабужская авиакомпания звучит не менее чудно, чем, например, «елабужское метро». Но второго никогда не было, а вот первое — было. И это исторический факт.
Апофеозом недолгого существования аэроклуба «Елабужские соколы» стал чемпионат России по парашютному спорту. Он проходил в Елабуге с 5 по 10 августа 1997 года. В город тогда прибыло более 83 спортсменов из 17 городов России: от перворазрядников до мастеров международного класса. Обязательная программа включала в себя два вида прыжков: индивидуальную акробатику с высоты 2.5 км и шесть прыжков на точность приземления.
Открытие чемпионата состоялось непосредственно на территории аэропорта. Тогда, в 97 году это был вполне рабочий объект. Здание аэровокзала еще не было разрушено, а взлетная полоса находилась в нормативном состоянии. К чемпионату здесь даже заасфальтировали подъездную дорогу.
Парадоксально, но к соревнованиям не были допущены хозяева - елабужские парашютисты. Как объяснил Николай Варин, для участия им не хватило всего сотни прыжков. Количество прыжков — это главный показатель мастерства и опытности парашютиста. Но при этом, благодаря активности елабужских десантников, чемпионат был проведен именно в Елабуге. «У нас на примете было несколько городов, в которых была возможна организация чемпионата. Но Елабуга нас удивила больше всего, за полтора года здесь добились почти невозможного, поставили на высокий уровень развитие парашютного спорта, завоевали второе место по количеству прыжков на российских соревнованиях» - заявил тогда вице-президент федерации авиационного спорта России.
Открытие чемпионата прошло в будний день, далеко за городом и потому не собрало много зрителей. Зато закрытие соревнований решили провести на городском ипподроме в выходной день. Вот тут мероприятие удалось развернуть на всю мощь. Оно было обставлено на уровне главных городских праздников. Это и был настоящий праздник, по массовости и зрелищности шоу не уступало даже Сабантую. В воздухе над ипподромом самолеты выписывали захватывающие фигуры пилотажа, небо дырявили десятки парашютов, а на земле тем временем проходило конное состязание. Конно-авиационный праздник, когда еще такое было?
Разумеется, не обошлось без концертной программы. И здесь главным гвоздем выступил некогда знаменитый болгарский певец Бисер Киров. В 90-е годы он уже был порядком забыт, но его легко узнавали люди старшего поколения. Сейчас же о Бисере Кирове помнит мало кто. О нем стоит рассказать хотя бы вот почему. Бисер Киров - человек западного мира, хотя вырос и сделал карьеру он в странах социалистического лагеря. А когда дружественная Восточная Европа впала в махровое русофобство, он, несмотря ни на что, сохранил любовь к России и даже проявлял немалое мужество, публично выражая свою гражданскую позицию. В 2015 году даже вышел скандал. Кирову была присуждена украинская премия «Человек года», но он отказался ее принимать в знак протеста против войны на Донбассе, развернутой Украиной после переворота 2014 года.
Успех мероприятия был бесспорным. Елабуга в этот год неожиданно стала парашютной столицей России. И хоть елабужане на этих соревнованиях не принимали участия, главный приз все же достался им. В качестве подарка клуб получил еще один самолет Ан-2. Договорились, что следующий чемпионат России по классическому парашютному спорту пройдет тоже в Елабуге. И он действительно состоялся через год, но прошел уже не так ярко, и это было в последний раз. В городе сменилось руководство, а новый глава, как это часто бывает, не поддержал начинания своего предшественника.
Клуб «Елабужские соколы» просуществовал около 5 лет и в начале нулевых годов тихо заглох. Елабужский аэропорт потихоньку начал ветшать и вскоре превратился в обычную «заброшку». Несколько лет подряд здесь проходил слет мотоциклистов, а потом и они прекратились. Недолгий парашютный бум стал заключительным эпизодом авиационной истории Елабуги, ее последней лебединой песней.