В апреле 2022 года Центробанк ограничил эквайринговые комиссии для банков планкой 1%-2,2% на социально значимые товары и услуги.
Под ограничение, в частности, попали такие категории, как бензин, ЖКХ, медуслуги и др.
Поясним: эквайринговой комиссией называется плата, которую банки берут с продавцов за прием безналичных платежей по пластиковым картам. Из-за лимитов на комиссии у кредитных организаций не стало денег на выплату кэшбэка клиентам.
После отмены ограничений 31 августа привлекательные условия по возврату денег за покупки вновь стали возвращаться.
В итоге четыре системно значимых банка – Тинькофф, Сбер, ВТБ и Совкомбанк – за весь 2022 год выплатили клиентам в виде кэшбэка 150 млрд рублей.
Тинькофф Банк стал лидером по сумме вознаграждения за покупки. Он вернул клиентам 65 млрд бонусов рублями - на 70% больше, чем годом ранее.
Выгода дебетовой карты Tinkoff Black:
Кэшбэк до 30% рублями за покупки у партнеров банка и до 15% за траты в четырех выбранных категориях (выбор нужно делать каждый месяц).
В Совкомбанке сумма бонусов по сравнению с 2021-м годом выросла на 38% - до 3,3 млрд руб.
Выгода дебетовой карты Совкомбанка:
Кэшбэк отсутствует, но процент на остаток внушительный - до 12% годовых.
Клиенты Сбербанка, у которых подключена программа лояльности “СберСпасибо”, за 2022 год получили 60 млрд бонусов - увеличение по сравнению с 2021 годом - 5%.
Плюс дебетовой “СберКарты” от Сбербанка:
Кэшбэк до 10% бонусами “СберСпасибо” за любые покупки.
ВТБ за год начислил 20 млрд бонусов. Из них 15 млрд клиенты использовали для покупки товаров из каталога “Мультибонус”, а остальные 5 млрд забрали рублями в соотношении 1 балл = 85 коп. (всего около 4,25 млрд руб.).
Выгода дебетовой “Мультикарты” ВТБ:
Кэшбэк до 50% за покупки у партнеров и 2% в топ-категориях, а также процент на остаток до 7% годовых.
Кроме того, в 2022 году кэшбэк начали начислять за покупки через Систему быстрых платежей. Первопроходцем стал Альфа-Банк: в декабре он начал предлагать клиентам вознаграждение от 5 до 10% за покупки через СБП у партнеров.
За что россияне хотят получать кэшбэк
Как рассказали представители банков, самыми популярными категориями кэшбэка среди клиентов стали траты, связанные с ремонтом и строительством, а также с кафе, ресторанами и фастфудом.
Например, в Газпромбанке траты в категориях “Ремонт” и “Строительство” выросли на 53% и 19% соответственно. Получать возврат денег за еду в ресторанах и кафе, также в фастфуд-заведениях предпочли, в частности, клиенты Сбербанка и Московского кредитного банка.
Выгода дебетовой карты “Умная” от Газпромбанка:
- Кэшбэк до 10% в категории максимальных трат и 1% на все покупки.
- Процент на остаток по накопительному счету для новых клиентов - 10% годовых.
К концу 2022 года приоритеты по кэшбэку сместились к тратам на продукты и лекарства. Интерес к милям и бонусам за путешествия, наоборот, стал снижаться. Такие изменения эксперты связывают с экономическим кризисом.