Найти тему

Легенда авторской музыки

Бинокль Станиславского продолжает полюбившуюся рубрику про кино- и театральных актеров рассказом о легенде авторской музыки Владимире Семеновиче Высоцком.

Этот пост приурочен к 85-й годовщине со дня рождения советского поэта, актера, барда и автора произведений, которая отмечалась 25 января.

Владимир Семенович Высоцкий объединяет в себе и таланты театрального актера, и автора песен в неповторимой простой народной стилистике, и киноактера, и певца. История его жизни и творчества была весьма любопытной.

Изначально родители были против того, чтобы Высоцкий становился актером, и потому Владимир поступил в Московский строительный институт и даже проучился там целый семестр. Но очень быстро Владимир Высоцкий понял, что выступать на сцене ему нравится гораздо больше, чем строить здания, и перевелся в Школу-студию МХАТа на курс к Борису Вершилову, затем учился у великих актеров Павла Массальского и Александра Комиссарова. Первой учебной ролью для Владимира была роль Порфирия Петровича в студенческой постановке «Преступление и наказание».

После окончания обучения Владимир Высоцкий сначала был принят в труппу Театра Пушкина, но затем в течение четырех лет искал свой театр, который ему подошел бы по духу. Тогда он встретился с Юрием Любимовым, который, несмотря на предостережения коллег не брать в труппу пьющего человека, принял Владимира Высоцкого в Театр на Таганке и почти сразу же вывел на сцену в главной роли ученого Галилея в спектакле «Жизнь Галилея». Роль была удачна для Высоцкого, и он перевоплощался в разного Галилея в его разные временные жизненные отрезки без париков и специального грима, за счет мастерского изображения внутренних переживаний. Позже Высоцкий играл роль каторжника Хлопуши в «Пугачеве» по поэме Сергея Есенина. Роль Хлопуши была высоко оценена театральными критиками. Ролей в театре у Высоцкого было немного, и связано это было с его многочисленными дисциплинарными взысканиями и нарушениями трудового законодательства, из-за чего Юрий Любимов грозился «окончательно уволить» актера несколько раз, чему не суждено было сбыться. Ходят слухи, что благодаря своему поведению Высоцкий познакомился с Фаиной Раневской, которая с ужасом рассматривала доску с дисциплинарными взысканиями в коллективе и задала вопрос: «Кто этот бедный мальчик?», а стоящий рядом Высоцкий робко ответил: «Это я».

В Театре на Таганке Высоцкий проработал до конца жизни. Среди журналистов и критиков «гуляла» фраза: «Нет Театра на Таганке без Высоцкого», на которую Владимир Семенович парировал: «Нет Высоцкого без Театра на Таганке». Одной из самых значимых ролей для Владимира Высоцкого стала роль Гамлета в одноименном спектакле Юрия Любимова, который перенес Шекспировскую трагедию в современную жизнь. Позже Высоцкий сыграет еще две важные роли — роль Лопахина в «Вишневом саде» и роль Свидригайлова в «Преступлении и наказании», которая стала последней для артиста. В каждом театральном образе Владимир Семенович старался найти ту боль, от которой выстраивалась вся роль, и в роли Свидригайлова это ему далось тяжелее всего, поэтому после «Преступления и наказания» Высоцкий берет отпуск в театре, из которого он уже не вернулся.

Владимир Высоцкий любим зрителями не только за театральные работы. Он снялся более, чем в 30 фильмах, и самыми знаменитыми являются роль радиста Володи в фильме «Вертикаль», роль капитана милиции Глеба Жеглова в «Место встречи изменить нельзя», за которую Высоцкий получил Государственную премию СССР, роль зоолога Николая фон Корена в «Плохой хороший человек», которая подарила ему приз за лучшую мужскую роль на итальянском Фестивале наций.

Ну и, наверное, одной из самых главных вершин творчества Владимира Высоцкого является его гений бардовской песни. Простые, незамысловатые песни с дворовым «жаргоном» и яркими героями, которыми наполнены слова его песен, Владимир Высоцкий не старался привлечь высоким искусством, но хотел рассказать историю и донести ее в самое сердце зрителям, не отвлекаясь на сложные музыкальные ходы и витиеватые стихотворные фразы. Его идеи были превосходно приняты зрителями, и вскоре песни Владимира Высоцкого напевала вся страна, они звучали во многих фильмах, и придавали шарм даже небольшим киноэпизодам вроде попадания Иоанна Грозного в московскую квартиру инженера-изобретателя Тимофеева в «Иван Васильевич меняет профессию».

«Я играю очень примитивно, часто слышу упреки в свой адрес по поводу этого. Примитивизация эта нарочная: я специально делаю упрощенные ритм и мелодию, чтобы это входило сразу моим зрителям не только в уши, но и в души, чтобы мелодия не мешала воспринимать текст» (В.С. Высоцкий)

Выступать с концертами Владимир Высоцкий начал впервые в 1965 году во время гастролей Театра на Таганке. Тогда в Ленинграде он впервые выступил в кафе «Молекула», где сыграл несколько своих композиций. Со своей третьей женой Мариной Влади Высоцкий совершал многочисленные зарубежные поездки, где также давал выступления. Он жил в Нью-Йоркской квартире Михаила Барышникова, присутствовал на съемках Милоша Формана, встречался в Гринвич-Вилладж с Бродским и планировал гастрольный тур по Америке, но чувствовал себя к тому времени уже неважно.

Культурное наследие артиста огромно: выпущены миллионы пластинок, многочисленные книги, существуют фильмы, рассказывающие о биографии Высоцкого. Творчество Владимира Семеновича проходят в школах на уроках литературы. И, наверное, нет ни одного человека в нашей стране, кто не знал бы Владимира Высоцкого и не слышал неповторимую хрипотцу его голоса, по-простому, но очень интересно рассказывающего в песне о том, как он жил.

«Когда я отпою и отыграю,
Где кончу я, на чём — не угадать?
Но лишь одно наверное я знаю:
Мне будет не хотеться умирать.»
(В.С. Высоцкий)