Вантовый мост через Оку станет одним из главных украшений будущей скоростной автомагистрали М-12 «Восток», которая протянется от Москвы до Екатеринбурга через Нижний Новгород и Казань. Движение по трассе планируется запустить к концу 2023-го (отдельные участки уже введены в эксплуатацию).
Применяя новые технологии
Объект через водную преграду, расположенный в районе Мурома, возводят на четвертом этапе проекта. Подготовительные мероприятия на площадке стартовали весной 2021-го. К июню 2022-го были сооружены промежуточные опоры, тогда же приступили к надвижке пролетов. А через пять месяцев были установлены пилоны моста.
Строительство с самого начала ведется практически в непрерывном режиме. Не останавливали его и в январские выходные текущего года. Чтобы не дать реке замерзнуть в 30-ти градусные морозы, под мостом пропускали тяжелые буксиры. Идти с опережением графика работ позволила не только их умелая организация, но и применение некоторых уникальных технологий.
В частности, как отмечается, при возведении правобережного монолитного пилона высотой 90 м впервые в отечественной практике мостостроения использовали метод скользящей опалубки. Такой подход позволил завершить работы всего за четыре месяца. Аналогичные мероприятия на левобережной части моста заняли в 2,5 раза больше времени — там применялась более традиционная технология с переставной опалубкой, которую приходилось разбирать каждый раз после очередной заливки.
С честью справились с поставленной задачей
На данный момент степень готовности объекта составляет почти 70%. На площадке задействовано порядка 100 единиц техники и свыше тысячи человек. Заключительный этап проекта предусматривает монтаж вантовой системы и ее руслового пролета. В общей сложности к каждому из двух пилонов смонтируют по 17 вант длиной от 39 до 131 м. Эти стальные канаты имеют от 9 до 60 прядей, состоящих в свою очередь из семи проволок диаметром около 19 мм.
Главным испытанием в новых обстоятельствах для данного проекта стал вопрос импортозамещения. Некоторым казалось, что из-за необходимости искать альтернативу иностранным материалам и комплектующим кампания может затянуться. Однако эта проблема была оперативно решена — российские инженеры и металлурги с честью справились с поставленной задачей. В итоге, объект более чем наполовину будет выполнен из отечественных материалов.
Строительство вантовых мостов выведут на новый уровень
Раньше при возведении таких мостов вантовые конструкции заказывали за границей. Например, для моста через Шексну в Череповце, введенного в эксплуатацию в прошлом году, стальные тросы изготавливали во Франции. Примечательно, что для Октябрьского моста, построенного в том же городе в 1979-м, ванты делали на Волгоградском сталепроволочно-канатном заводе, что потребовало тогда модернизации действующего оборудования.
По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, при участии таких крупных компаний, как ГК «Автодор», «Северсталь», «Газпромнефть–БМ» и «Сибур Холдинг», строительство вантовых мостов в России удастся вывести на новый уровень — следующий подобный объект уже на 100% возведут исключительно за счет внутреннего производства.
Всего на четвертом этапе М-12, проходящем по территориям Владимирской и Нижегородской областей, предусмотрено 12 мостов и 23 путепровода. Сооружение через Оку является крупнейшим среди искусственных сооружений на данном участке трассы (км 224 – км 347). Его длина составит 1,37 км (центральный пролет — 254 м). На всем протяжении автомагистрали он уступает только аналогичному объекту через Волгу недалеко от Казани.
Стоимость проекта составляет 8 млрд руб. Дорога через Оку будет четырехполосной. Ежедневно она сможет пропускать до 30 тыс. автомобилей — в четыре раза больше, чем действующий Муромский мост.
В статье использованы изображения ГК «Автодор» / vk.com/gkavtodor и roadm12.ru