Любовь Карловна Блак родилась в Москве. В 1930-м году окончила керамическое отделение Ленинградского ХПТ по специальности "Техник художник-керамик".
Не знаю, можно ли назвать Любовь Карловну феноменом или безмерным талантищем, но то, что, как художник, она показала себя мастером высочайшего уровня, и могла работать фактически в любой манере и стилистике - это факт; и среди других легенд ЛФЗ она точно не потерялась.
Как и многие художники ЛФЗ, в 1930-е годы Л.К. Блак выполнила много сервизов на сказочную тематику - пожалуй, самую "безопасную" в то непростое время. Таковы, например, "Илья Муромец" (1933), "Песнь о купце Калашникове" (по псевдобылине М.Ю. Лермонтова, 1939) или "Сказка о царе Берендее" (1935), от которого в Собрании Эрмитажа присутствует, к сожалению, только блюдце. Смотрим галерею ниже.
На этой групповой фотографии работников Фарфорового завода от 1934-го года Л.К. Блак сидит в первом ряду третьей слева. Рядом с ней (вторая слева) Л.В. Протопопова. Т.Н. Михалёва-Безпалова - верхний ряд вторая слева.
Очень интересны с точки зрения выстраивания композиции три сервиза под общем названием "Физкультурники". Один сервиз исполнен на чехонинской форме "Наркомпрос", другой - на форме "Интурист" (автор - Ева Цайзель), третий - на суетинской форме "Крокус". Их отличает общая "индустриально-пропагандистская" стилистика, господствовавшая тогда в изобразительном искусстве СССР. Предметы всех трёх сервизов представлены в галереях ниже...
Невероятно своеобразен сервиз на тему "Советского Востока". Смотрим!
А это - предметы сервиза "Букет" от 1940-го года. Судя по росписи, сервиз полностью оправдывает своё название...
Давно замечено, что женщины, пытающиеся реализовать себя в творчестве, часто тяготеют к натюрмортам, где присутствуют цветы или фрукты, а также почему-то их тянет рисовать коней. Дорогие женщины - отчего у вас такая тяга к коням? Поделитесь в комментариях. Следующая галерея - вазы, блюда и пласты. Очень многие из них - с изображением всадников. Смотрим...
С началом ВОВ Л.К. Блак, также как и Т.Н. Безпалова-Михалёва, уволилась с завода. Тут можно только предполагать, почему она так поступила - никаких воспоминаний об этом периоде жизни нашей героини я не отыскал. Возможно, не хотела уезжать в эвакуацию из ставшего родным города. Осенью 1941-го Блак вместе с Михалёвой-Беспаловой побывала на почти пустынном предприятии, и встретилась там с живущей на заводе (на казарменном положении) А.А. Яцкевич. Возможно, что Блак и Михалёва-Безпалова в то время работали вместе в детдоме в Тосово.
Как бы то ни было, но вернулась на родной завод Л.К. Блак только в 1948-м году...
Послевоенные годы на ЛФЗ ознаменовались росписями многочисленных ваз. Например, таких...
А вот предмет , точно подходящий под определение "Сталинский ампир"...
Период после окончания ВОВ не зря называют временем СТАЛИНСКОГО АМПИРА. Ампирная эстетика заметна не только в архитектуре, но и в предметах декоративно-прикладного искусства. К таковым относится и премиального класса фарфоровая посуда, особенно, такого завода, как ЛФЗ.
Такой мы видим Л.К. Блак в это время...
Красивейшая тончайшая роспись "Барбарис" была создана Л.К.Блак в 1954-м году.
Сервиз "Красный декоративный" ("Сальвия") того же времени.
Но, безусловно, самый яркий период творчества пришёлся у Л.К. Блак на "шестидесятые"! Чем хорошо было то время? Тем, что Художнику дали право на поиск и эксперимент. Не касаясь идеологии, в форме и росписи художники могли позволить себе всё! Изделия получались разного качества, но в памяти сохраняются лучшие образцы. Вот, например, такие, как предметы комплекта "Прибор для воды" в росписи "Листья"...
А это - не музейный образец, а любимый многими собирателями (в т.ч. и мной) поставленный на поток чайно-кофейный сервиз (в данном случае - в кофейной своей составляющей) "Розовая сетка" на форме "Утро" (Автор формы - Семёнов Владимир Лаврентьевич (1914-1978)). Эстетика ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА при единстве формы и содержания во всей красе!
Ещё два широко известных ансамбля, за которыми продолжают гоняться собиратели - сервиз "На лугу" на форме "Тюльпан" (автор формы Яковлева С.Е.), и сервиз "Колокольчик", также на форме "Тюльпан". Оба - также произведения Любови Карловны Блак. Как видим, на этой сверхудачной форме можно создавать росписи в абсолютно разных стилевых направлениях, и всё будет хорошо.
А это уже - журнальная эстетика "быстрого рисунка" с изображением молодых современников, характерная для середины 1960-х годов. К середине 1970-х она практически полностью сошла на нет. А в те времена исполненные в такой же оптимистической стилистике песни типа "Ребята 70-й широты" пользовались бешеным успехом.
"Если надо - значит, надо.
Значит, будут и здесь сады.
Пусть метели бушуют рядом.
Надо будет - растопим льды..."
"Фрукты", 1966. Интересный сервиз, хотя я и вижу недостатки. В данном случае скучноватая, если можно так выразиться, форма, и так и нерешённая проблема с расплытием до бесформенного состояния росписи кобальтом по бисквиту. Однако данный комплект в Эрмитаж попал, а вот эффектнейшая "Розовая сетка" почему-то нет (считаю решение крайне несправедливым!)
Следующий сервиз называется "Гранат". Большинству читателей известен его более распространённый близнец под названием "Розовая ветка". К "Розовой ветке" у меня сугубо отрицательное отношение, но здесь с сочетанием формы и росписи всё более-менее в порядке. В галерее ниже, кроме представленных предметов "Граната", можно познакомиться с сервизом в росписи "Чертополох", а также вазой "Чертополох" (отдельный рисунок).
Вот что о Л.К. Блак в своих мемуарах писала Т.Н. Безпалова-Михалёва: "Много композиций выполнила Любовь Карловна для массового производства фарфоровых изделий завода. Цветок репейника со своими колючими стеблями и листьями, обычно не привлекающий внимания художников, у Любовь Карловны был настолько эффектно написан, что долгое время копировался на вазах и сервизах живописного цеха. Копировались и многие другие ее произведения-композиции.
Личная жизнь Л.К. Блак была сложна и трагична. В молодости она потеряла одного за другим малолетних сыновей, а в годы войны многих близких родственников. Несмотря на это Любочка не сломилась под ударами судьбы.
В художественной мастерской ее любили за приветливый и отзывчивый характер. За ее какую-то особенную доверчивость и непосредственность товарищи называли ее "Любочка - деточка ты наша".
В годы войны 1941–1945 года у меня сохранялась папка Л.К. Блак с рисунками и шаржами на товарищей из художественной лаборатории. После войны я вернула их Любовь Карловне, к сожалению, многие из них, причем лучшие, уже не попали в мои руки."
И напоследок - ещё один сервиз, расписанный Любовью Карловной. Несмотря на свою некоторую "ширпотребность", он остаётся мечтой любого собирателя (поэтому и цены на него "кусачие"): "Виноград".
Такой (по её произведениям) мы помним художника ЛФЗ Любовь Карловну Блак... Многое из богатого наследия этого замечательного мастера (например, роспись многочисленных статуэток и штофов) осталось за рамками данной статьи просто потому, что статья и без того получилась перенасыщеной визуальной информацией.
Спасибо всем, кто дочитал! Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.
P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу (каналу) я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Благодарю всех подписавшихся на канал - ваш интерес греет мне душу. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328.