«Доктора могут похоронить свои ошибки вместе с пациентом, а вот архитектору остаётся лишь посоветовать своим клиентам посадить плющ» (Фрэнк Лойд Райт)
Дома в стиле Райта пользуются сегодня огромной популярностью на рынке загородной недвижимости. Простые геометрические формы, панорамные окна, большие вылеты крыши выглядят современно и респектабельно. Вместе с тем, многие архитекторы называют стилем Райта здания, которые не имеют к нему никакого отношения. Собрали всё самое важное о стиле, чтобы вы смогли выбрать ваш правильный проект и сделать идеальный дом по принципам органической архитектуры мастера.
Архитектура Райта: предыстория
В 1991-м году Франк Лойд Райт был признан "величайшим американским архитектором всех времен". Он прожил долгую творческую жизнь, спроектировав не одну сотню домов. Поступив на работу в 1887 году, творил практически до последних дней, 1959-го года, по его проектам было построено почти 400 зданий.
Нередко стиль Райта называют стилем прерий, который он якобы разработал, но не это неверно. Стиль американского архитектора Франка Лойда Райта начинался со Школы прерий и понимание её особенностей важно для представления о характерных приемах архитектора, которые появились в «прериях» и были дальше блестяще развиты Райтом в собственном архитектурном стиле.
Стиль прерий появился в Америке и был вдохновлён степями Среднего Запада. Он взял от них идею горизонтали и протяженности. Степь простирается, где не узреет глаз и не услышит ухо, дома прерий прижимаются к земле и вытягиваются вслед за равниной.
Стиль был популярен в 1900-1920-х годах и его проявления варьировались от просторных прогрессивных жилищ Франка Лойда Райта до простых интерпретаций местных архитекторов, которые смотрели на «прерии» как на один из стилей в своем репертуаре. Этот стиль позиционировался как уникальный американский, не имеющий общих приемов и эстетического языка с предшествовавшими ему европейскими стилями.
Для «прерий» были характерны малоэтажность, акцент на горизонтальных линиях, нависающие карнизы крыш, ленточное остекление (полосы окон), сжатый верхний этаж, асимметричный вход, центральный камин, использование натуральных материалов (терракотовые, деревянные украшения фасадов) и витражи на окнах.
Принципы архитектуры Райта
Стиль Райта – это не стиль, а целое архитектурное мышление, в основе которого, в первую очередь, концепция органической архитектуры. Его принципы:
- гармония здания с природным окружением,
- ярко выраженный горизонтальный характер композиции,
- единство архитектуры и интерьера (деталь говорит об общем, а общее о детали),
- широкая площадь остекления,
- открытые и функциональные планировки (форма комнат соответствует функции),
- соразмерность человеку,
- натуральные материалы, причем характерные именно для этого региона,
- отказ от лишних декоративных элементов, чистое пространство внутри,
- предпочтение вещам, сделанным вручную (кастомный дизайн).
Стиль Райта в архитектуре загородных домов
Поговорим подробнее о некоторых составляющих. Для стиля Райта характерна горизонтальная композиция дома, он не компактный, а как бы раскидистый, растянут в обе стороны. Все на фасаде дома подчеркивает его горизонталь и приземистость, даже дымоходы. В домах Райта они вытягиваются по ширине, не выступая высоко над кровлей.
Горизонталь подчеркивается навесной, заметно выходящей за пределы фундамента крышей вынос на 2-2,5 метра. Кровля вальмовая: четырехскатная, торцы треугольные. Кстати, Райт, используя её, убирал в своих проектах чердак.
У Райта было немного мистическое отношение к природе, он говорил: «Слово Бог я пишу, как природа», подчеркивая важность единения человека, архитектуры и окружающего пространства. Поэтому в его концепции недопустимо разрушать пейзаж архитектурой дома. Он не может нарочито выделяться из пространства, довлеть над ним, но, напротив, обязан подчеркивать ценность природного окружения. Стремясь максимально вписать здание в окружение, Райт использовал натуральные природные материалы, которые добывают в этой местности.
В философии Райта крайне важно обеспечить жителю загородного дома визуальное и планировочное взаимодействие с ландшафтом. Стилю мастера присуща открытость внутренних помещений природе. Дом ни в коем случае не закрывается от ландшафта сплошными стенами, наоборот большинство из них превращаются либо в панорамное окно, либо в стеклянную дверь, через которую можно выйти на просторную террасу (также важный элемент стиля мастера). В вытянутом по горизонтали доме иногда не избежать узкого распределительного холла, из которого жители попадают в идущие друг за другом комнаты. В проектах Райта — это не узкий темный коридор, а галерея, имеющая панорамное остекление и объединяющая человека с природой. Идя вдоль неё, он любуется природой.
Еще один постулат Райта - единство архитектуры и интерьера. В идеале архитектуру и дизайн помещений выполняет один и тот же человек, который сдает заказчику уже полностью готовый дом. Так делал сам Райт, что было революционно по тем временам. «Целостность замысла должна проявляться во всем: ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как и штукатурка стен и черепица крыши», - писал Франк Лойд Райт. В своих проектах он выступал не только архитектором здания, но и сам разрабатывал проекты ткани, мебели, стекла, освещения. Он по-настоящему воспевал в доме дизайнерские элементы, созданные для него вручную в единичном экземпляре. В его интерьерах использовались натуральные, природные оттенки, встроенная мебель и мебель на заказ.
Планировка дома
Основы того, что мы называем сегодня свободной планировкой, были заложены ещё в начале 20-го века Райтом и продолжены другими архитекторами. Мастер сделал внутреннее пространство свободным: вместо лабиринта помещений в предшествовавших стилях, здесь появились обширные перетекающие пространства. При этом они стали получать сложную форму, которая следовала за функцией, удобством использования помещения.
Особенность планировки стиля Райта исходит из того, что он отказывается от центрального входа в пользу ассиметричного. В домах 19 века был парадный вход по центру здания, – с портиком, фронтонами. За дверью центрального входа располагался просторный холл, распределяющий дальнейшее движение по дому. Из него можно было идти прямо, наверх по лестнице, направо или налево в кухню или комнаты.
В домах Райта вход неприметный, не бросается в глаза. Как правило это обычная дверь с парковки. От входа человек попадает в просторную гостиную, а оттуда в кухню столовую (это частое решение в его проектах).
Второй этаж в домах в стиле Райта ниже по высоте, на нём располагаются спальни владельцев дома.
Деревянные дома в стиле Райта
Хотя сам Райт никогда не строил из дерева, дома в его стиле из этого материала получили большую популярность. И это в полной мере соответствует его принципам использования натуральных материалов и органичности. Хотим поделиться с вами проектом двухэтажного дома из клеёного бруса в стиле Райта, построенного нами в Подмосковье. Дом находится в поселке Монтевиль. Общая площадь его составляет 460 м2. В доме 5 комнат, 5 санузлов, огромная гостиная, просторная кухня, отдельная столовая, терраса. Высота потолков на 1-м этаже – 3,2 м, на втором – 3 м. В доме просторная двусветная гостиная с камином. Смотрите видео, где мы подробно разбираем его фасады и интерьер:
Спасибо, что дочитали эту статью до конца! Ссылка на готовые проекты домов из клеёного бруса в стиле Райта
Будем очень рады вашей подписке на наши другие социальные сети: