Как сложно жить.Вот правда, кому в этом мире не сложно жить? Ребенку? Ребенка наставляют и вразумляют взрослые. Взрослому? Его мучают то одни, то другие проблемы. Старику? И у того есть свои переживания и заботы.
Да, жизнь в этом мире такая — непростая и извилистая.
И каждый день мы с вами с самого утра стоим перед выбором. И выбор этот не только для нас самих, но и для Бога. Этот выбор — как мы должны провести этот день? К чему мы должны стремиться в этот день? Будем ли мы помнить о Боге в этот день?Вот мы встали и пошли завтракать. Если у нас семья, мы встречаемся с утренними проблемами — мы собираем детей в школу, ворчим на супруга, может отчитываем кого-то или свое начальство. Мы бежим, мы торопимся — мы уже можем необдуманно творить зло.
Потому что: вот мы кричим на супруга или отчитываем кого-то — разве это хорошо? И здесь мы стоим перед выбором — быть терпеливыми и осторожными, сдерживать свой гнев и пыл или открыть свой рот и не следить за словами. Кому от этого будет хорошо — Богу или нам? Здесь мы встречаем выбор.
Мы облегчили свою минутную злость и оказались в рабочем месте. Мы можем быть довольны, но как часто нет! Нет и еще раз нет! Мы ворчим на коллек, мы недовольны боссом, мы не удовлетворены работой или ропщем на тех, с кем сталкиваемся в течение дня по работе. Угодно ли это Богу? И здесь нас тоже ждет выбор. Выбор — каким бы хотел видеть нас Бог перед ним. Раздраженным и недовольным или задумчивым и следящим за собой? Хорошо ли будет Богу от того, что мы выпустим свое минутное недовольство или потемнеем внутри от гнева и раздражения? Хорошо ли будет или нет? Мы ведь знаем это сами, не правда ли?
Итак, мы вернулись с работы или отправились куда-то в путь. И здесь нас ждет выбор и здесь нас ждут трудности. Мы говорим, мы действуем, но как часто мы забываемся и не следим за собой! Вот мы поддались моменту и наши мысли унесли нас прочь — прочь от Бога. И мы уже сказали обидные вещи о ком-то или пустые ненужные размышления. Зачем мы сказали нашему другу о том плохом, что с нами случилось? Да, это с нами случилось и мы в душе обвинили уже того человека, а может больше — пожелали ему зла! Хорошо ли это для Бога? Не Господа Бога ли мы все дети? Но мы забылись. И вот если не словом, то может и делом — мы толкнули, обидели, грубо себя повели в спешке. Хорошо ли это для Бога? Мы знаем, да. Да — вот он выбор. И выбор этот сложный и выбор этот такой тяжелый. Это настоящая борьба! Каждый день мы вынуждены бороться со злом вокруг себя и в себе! Да, это так! Поэтому давайте будем в этом сильными!
Так сложно бороться одному, не правда ли? Как было бы здорово, если бы не только мы сдерживали себя, но и наш сосед и наши близкие и наши встречные на пути. Но не всем дано терпение и не все пришли к знанию. Но как здорово, что у нас с вами есть это понимание! Ах как здорово! С пониманием мы можем дать себе и близкому пример. С пониманием мы можем стремиться к терпению. А выращивая в себе терпение, мы учимся и угождать Богу. С терпением, стремлением, жаждой творить угодное Господу Богу нашему — мы приносим ему нашу жертву.
Да, эта жертва маленькая, казалось бы, не так ли? Кто-то вообще скажет — это пустяк, это не жертва! Но что же тогда жертва, угодная Богу нашему? Деньги? Поклонение на словах? Показательная благодарность иногда или когда мы вспоминаем? Это угодно Богу? Не доброта ли, кротость, смирение, стремление к добро и любовь угодны Богу нашему? Жертва без любви к Богу — это жертва для облегчения нашей минутной совести. Мы может положить тысячу, мы можем накормить бездомного, мы можем даже говорить добрые вещи в нравоучение, но при этом — наш дух не будет с Богом. Бездомному мы дадим из мимолетной жалости, а потом почувствуем, что сделали хорошее дело уже на сегодня и обругаем или оскорбим кого-то. Тысячу мы положим и скажем себе, что вот — мы сделали Богу приятное и теперь он за это нам Должен. Бог — должен нам? Как смешно! Или мы скажем нашим близким или кому-то слова ободрения — да, мы молодцы, мы почувствовали себя хорошо, мы сделали правильно. Но вот не прошла и минута, как вслед за этим мы может оскорбить их или пожелать зла нашим обидчикам. Неужели это угодно Богу? Такие жертвы угодны Господу? Что вы на это скажите, друзья?
Но вот возьмем человека кроткого, человека смиренного. Откуда ему взяться? Разве не мы сами должны воспитать его в себе? Не мы ли с помощью Божьей и его наставлением сталкиваемся с трудностями и воспитываем самих себя каждый день? Как те, кто говорят, что стремятся к добру, не мы ли должны стремится к собственному воспитанию и сдерживанию? А там где будет собственное воспитание и удержание себя от безнравственности в угоду Богу, там будут и жертвы в угоду Богу нашему.Воспитывая себя и смиряя перед близким нашим, мы начинаем лишний раз задумываться — а должен ли я это делать, а должен ли я это говорить? А правильно ли это в глазах Господа Бога нашего? Что будет лучше и угодно Богу? Что я должен сделать, как поступить? Не для себя, а для Господа Иисуса Христа, пожертвовавшего и испытавшего так много скорбей и страданий — ради нас. Нас — которые стали камнем преткновения для других.
Вот почему мы камень преткновения иногда, друзья? Потому что злым действием или словом или как часто — необдуманным, мы печалим другого, обижаем, ссоримся с ним, проклинаем, желаем ему зла в душе или так много — много всего, что вы знаете и сами. И вот мы высказались или сделали — мы совершили это. Другой человек уже недоволен, другой человек уже обижен, другой человек уже может в сердце обличился и сам во зло. Разве не стали мы его камнем преткновения к добру? Своим словом или делом мы можем вызвать в мыслях или сердце другого ненависть, страх, обиду или вовсе обвинения Богу нашему. Мы может и согрешили, но как плохо от того то, что вместе с нами из-за нас мог согрешить и другой. Потому что мы можем потом уличить себя в этом, задуматься, потому что мы можем вспомнить о Боге (Вспомнить? Не смешно ли вам от этого?) И так, вспомнив о Боге снова, мы можем раскаяться, а что до другого? Что если он не может? Что если он не верит? Что если он еще больше уйдет в заблуждения и обвинения, что если он еще больше станет грешить? Вот так мы можем стать его камнем преткновения и это страшно. И это печально. Потому что не знаем мы, придет ли он к вере потом так же, как уверовали мы или уйдет еще дальше в темноту.
Но и здесь, конечно, у нас самих снова есть выбор и борьба. Борьба с самими собой. Вот мы знаем человека а и человека б. И мы знаем, что человек а плохой во всех отношениях перед Господом Богом нашим — допустим он вор, убийца, блудник или... Или — так много всего, вы знаете сами. Мы знаем, что в глазах Бога нашего он должен быть отъявленным грешником и негодяем. Но и здесь мы можем снова забыться и впасть в грех. Кто мы такие, чтобы судить его и желать ему зла? Да, мы знаем дела его и дела его отвратительны нам, но не сам ли Господь Бог наш привел его в мир этот для чьего-то? Откуда нам знать пути Господа Бога нашего? Вдруг ему угодно, чтобы через этого грешника даже самого отпетого проявилась мудрость и Божья благодать? Откуда мы взяли, что Бог не возмет и не направит его на пути правды? Ибо через Господа Бога нашего все сделано и все движется им и все движется к нему и по воле Его. Может грешник этот увидит видение на смертном одре или станет наставлением для какого-нибудь праведника или Бог проявит к нему свою милость завтра и вразумит его. Ибо пути Господа удивительны и широки, а мы лишь можем догадываться и наблюдать за ними. Он ведет нас к раскаянию, вразумлению, наставлению и дает нам примеры для подражания или открывает человеческие пороки. Но даже так не нам ли он дает вместе с тем и мудрость? А с мудростью мы можем проявить сдержанность. Поэтому давайте проявлять сдержанность к тем, кого в своем сердце мы уже обозвали и назвали грешником непоправимым. Ибо даже убийцу на кресте, перед самой смертью, простил наш Господь, отчего и нам тогда не дать в сердце для них надежду? Возможно, что даже этот — казалось бы нам, неугодный для Бога человек, уже направлен на путь к спасению, ибо сам Господь Бог может направлять его. Ибо кто мы такие, чтобы знать замыслы Божьи для каждого из нас?
И вот мы возмем человека б. И опять мы знаем, что он не прав и опять мы обвиняем его в этом в сердцах! Но какая для нас радость — он не так плох, как человек а — не убийца он, не насильник он, не тот, кто грешит сильно и в нем даже бывает раскаяние. Но и здесь мы недовольны! И опять, опять мы стоим перед выбором — обвинить его, обругать его, отчитать его, испытать к нему в сердце неприязнь или нет? Удивительно! Вот этот человек, который не так плох, как тот, что кажется нам безнадежным, но и здесь мы недовольны им и судим его за Господа Бога нашего. И здесь мы можем его обидеть, оскорбить, высказать неприятные вещи, иногда даже оправдывая себя в сердце, что он неправ, а раз так, то у нас есть Право его оскорбить. Друзья, у нас есть Право оскорбить другого? Есть ли у нас право? Откуда мы вообще это взяли? Не Господь Бог ли наш единственный судья и вершитель порядка. Не Господь Бог ли наш судит и решает кто хороший, а кто не прав. Не Господь Бог ли нас направляет, наши пути и пути того человека? Да, это Господь Бог наш — Иисус Христос. Он сидит на небе и судит правых неправых, по воле Отца нашего и он решает. А что остается нам тогда? Что? Вот он — выбор. Вот. Нам остается выбор. Смирить ли себя и довериться Господу Богу нашему или вершить правосудие самим... Самим? И кто нас назначил вершить правосудие самим? Не лукавый ли? Не лукавый ли вселил в наши сердца и мысли, что мы Имеет право кого-то судить? Имеем право кого-то оскорблять? Имеем право кого-то обидеть или отнестись к кому-то с пренебрежением? Не от Лукавого ли это идет? Не ото зла ли? Ах! Вот оно попалось! Вот! Зло, подкрадывающееся к нам каждый раз. И вот — мы поймали и вычислили его. И вот мы стоим снова перед выбором.
Вот мы встретили человека, творящее неугодное Богу и мы знаем, что поступки его плохие — потому что Слава Господу Богу нашему — он дал нам понимание Добра и Зла. И вот тут нас самих искушает зло. Как нам поступить? Как нам себя повести? Что нам делать? Но и тут Господь Бог не оставил нас. Ибо сказано — держись от таких людей в стороне. Но как быть, если не можем, как быть если вот он — рядом?
Да, мы знаем — они грешат, но зная не значит, что мы те, кто имеет право их в этом обличать и наказывать. Ибо какой нам толк от того, что мы обличили грешника без раскаяния? Вот мы сказали ему: «Ты не прав! Ты злодей — Бог накажет тебя! И далее далее...» Но разве это в угоду добру? Разве мы сказали это в угоду Богу? Разве это так? Вот, что скажет он в ответ: «Ты не прав! Ты заблуждаешься! Ты...» И пойдет много слов и пойдет много укоров, а может и вовсе разговор затронет Бога нашего и спор будет о нем. Спор о Нем? Кто мы такие с вами, чтобы поднимать спор из-за Бога нашего! Спор! Ругательства! Обвинения или даже — угрозы! Как же это — угодно Богу нашему? Хорошо? Поберегите силы, друзья! Поберегите! Для чего же нам даны силы, понимание и мудрость? Для терпения и кроткого духа или для пустых споров и многословия, там где его не ждут? Не лучше ли будет промолчать — но не вызвать в человеке этом гнева лишний раз? Не для нас, а для него самого? Да — для него самого. Представляете? Промолчав и сдержав себя, там где мы видим и знаем, что нам не рады и нас не послушают — мы убережем и ближнего нашего от пустого зла, слов обидных или действия ненужного. Удивительно, не правда ли? Для него мы сделаем добро — промолчав. А до другого — того, кто слушает, того, кто понимает, того кто нам рад или того, кто к нам прислушивается — для такого человека, конечно, мы можем сказать или ласково намекнуть. Такой человек может и задумается, может и не вступит с нами в спор, может мы укажем и направим его на путь добрый. Но и со слушающим наси понимающим человеком могут возникнуть споры и разногласия, ибо Господь Бог наш дает каждому из нас по его разумению. И тогда снова — Снова! Мы можем столкнутся перед выбором — обидеть нашего близкого и вызвать в нем зло или усмерить наш пыл и оставить разговор, раз он противится нам?
Вот так минута за минутой, день за днем, мы делаем маленький, но такой важный выбор — должны ли мы приносить жертву злу или добру?Но Господь не оставляет и на этом пути нас. Ибо сказано, что Бог милостив и не допускает, чтобы каждый из нас был искушаем сверхмеры, а при искушение -Он указывает выход.
Потому что Господь Бог наш знает, что в наших сердцах, что в наших мыслях, от чего исходят наши желания и позывы, а от того он мудро судит и оценивает наши усилия — нашу маленькую жертву ради добра. Ради Него.
Ведь Добро, оно такое — оно такое разное. Утром мы можем сделать добро — промолчав и усмирив свой гнев; в обед мы можем сделать добро — помогая коллеге на работе — просто из жалости к нему. На совещание мы может сдержаться и не обвинить кого-то напрасно или на улице случайно помочь кому-то — без скрытых мотивов. Вечером мы можем не задерживаться до поздна — потому что знаем, что нас кто-то ждет и для этого кого-то мы можем прийти пораньше. По телефону в автобусе мы можем говорить тише — чтобы не злить рядом сидящих или, говоря с другом, не обсуждать кого-то со злым умыслом. И вечером мы можем не ругать близкого, а проявить терпение и сдержаться или, если за дело, не ругать до края — ибо какое добро в том, что он обидится на нас или будет роптать на нас в своем сердце долгие часы? И даже вечером, ложась спать, мы можем снова стоять перед выбором.
Да, вот так — выбор ждет нас везде. Выбор, можно сказать, караулит нас за каждым углом. А вместе с выбором, в радостном ожидании, стоит лукавый. Вместе с выбором — стоит рядом Зло. И зло нас каждый раз пытается увлечь и переманить на свою сторону. Ведь у зла такие удобные оправдания и их так много. И самое страшное зло увлекает нас так быстро — практически мгновенно. Мы только открыли рот — а иногда уже кого-то обвинили. Только вышли на улицу — а иногда уже кого-то нечаянно задели. И вот тут то — здесь мы должны остановиться. Остановиться не только ради себя, но и каждого из нас. Ради каждого из нас и ради Бога Господа нашего мы должны сделать правильный выбор, ибо от этого зависит сама наша жизнь- вечная жизнь.
Поэтому давайте будем осторожны. Осторожны не только ради себя, но и каждого из нас. Чтобы наш случайный необдуманный шаг или слово, не увлекли и нашего ближнего от добра и истины. Давайте воспитывать в себе кротость. Давайте воспитывать в себе понимание. Давайте воспитывать в себе терпение. Потому что вместе с ними мы растим в себе и любовь к Господу Богу нашему.
Пусть наши слова не ранят, но ободряют. Пусть наши поступки не рушат, но случаются в назидание. Пусть наши мысли не бегают сумбурно, но находятся под нашим контролем. Тогда... Какой будет тогда удивительный человек! Как бурный поток воды, окруженный огромной дамбой — он будет примером контроля, смирения, мудрости и главное Любви к Господу Богу нашему.
Ведь как славен человек — не только говорящий о добре, но и поступающий по-доброму! Не только делающий милостыню, но и не обижающий по пути к милостыне никого! А если он необдуманно кого-то обидит или поступил по не-доброму — он, уличив себя после в этом, усмирит свой гнев, свою гордость и извинится перед другим, а за слово случайное — он укорит себя так сильно, что после лишний раз задумается, прежде чем обидеть кого-то.
Такой человек, словно настоящий воин, каждый день облачается в доспехи добра и борется против зла. Давайте не будем его оставлять в одиночестве и давайте будем брать с него пример. Ибо он делает это не только из-за себя, не только ради другого, но и из понимания, что причиненное кому-то зло — не приблизит его к добру. А к добру — значит и к Господу Богу нашему. Ибо не угодно ему зло — не угодно.
Но действие, слово, сдержание самого себя — основанные на любви и понимании — вот она небольшая, но такая важная и такая угодная Жертва Господу Богу нашему!