"Мулааде" в переводе с тарабарского (не знаю, какого точно) языка обозначает "магическую защиту".
В один из дворов отдаленной деревушки вбегают местные маленькие девчушки. Им нужна защита. Они бегут от обрезания. Колле, одна из жен хозяина дома, смело берет инициативу на себя, покуда муж торгует урожаем в городе. Наложение заклятия выполняется очень просто: перед входом натягивается толстая цветастая веревка. Но ее никто не может преступить. Все боятся мулааде, поскольку муравейник посреди деревни наглядно сообщает, что бывает с теми, кто решится обидеть духа мулааде. Якобы местный королек обидел духа мулааде много лет назад – и превратился в муравейник… Мораль же, забегая вперед, такова: магия тебе не поможет, помочь себе сможешь только ты сам, переступив через свой страх. То есть, ты сам себе заклятие.
Анти-исламский и анти-дикарский фильм, воспевающий женскую отвагу. Женское обрезание – одно из древних предписаний ислама. Ислам давным-давно распространился по всей Северной Африке, и в дремучих деревнях сохранился в первозданной форме. Но у местных женщин появляется своя эмансипэ, – это Колле, чьи две дочери умерли, можно сказать, под ножом местных хранительниц мусульманских традиций, а одну она спасла от обрезания.
Деревенские старейшины и вообще мужчины выставлены в фильме стадом косных баранов, пекущихся о своей власти над женщинами.
Одна из ключевых сюжетных линий в фильме – приезд из Парижа сына деревенского царька. Как известно, французы поддерживают социальное расслоение в своих бывших колониях, продолжая насаждать "европейскую культуру" в "высших эшелонах власти". Видный жених раздает направо и налево евро (земляки прикалывают их булавками к груди как самую красивую брошь), осмеливается кое в чем перечить отцу, но все же, по приезду домой, становится тем, кем и был – бесхребетным приверженцем традиций. Он собирался жениться на спасенной от обрезания дочери Колле, но, поскольку девушка считается "нечистой", его семья отправляет сватов в соседнюю деревню к дальним родственникам, где есть подходящая 11-летняя кандидатура. Противостоит местным дикарям приезжий торговец, в свое время послуживший в армии и повидавший, так сказать, цивилизованный свет. Однако его убивают, опять же в соответствии с мусульманской традицией: в деревне, то есть, "в гостях", убивать нельзя, а за околицей – уже можно.
Фильм, поставленный 81-летним сенегальским режиссером Усманом Сембеном, поначалу кажется слишком безыскусным и даже в какой-то степени примитивным (африканский неореализм, мать его ети). Но постепенно проникаешься этой бесхитростной интонацией, житейской простотой, а к героям фильма начинаешь испытывать немалую симпатию. Усман Сембен – один из тех немногих режиссеров, сумевших к старости сохранить здравый рассудок и умение хорошо рассказывать истории.
Оценка: 7,0 из 10.
Режиссер и автор сценария: Усман Сембен.
Оператор: Доминик Жантиль,
Композитор: Бонкана Майга.
В главных ролях: Фатумата Кулибай, Маймуна Хелен Диарра, Салимата Траоре, Доминик Зейда.
В ролях: Мах Компаоре, Амината Дао, Расмане Кведраого, Усман Конате, Бакарамото Сонаго.