Найти в Дзене

Какой Остап лучше

Какая фамилия наиболее подходящая для имени Остап?

Вопрос риторический. Конечно же Бендер.

Итак, Остап Бендер.

Говорят, а слышал я это от выпускников Литературного института имени А.М. Горького, что идею написания "Двенадцати стульев" И. Ильфу и Е. Петрову подарил родной брат Евгения Петрова Валентин Петрович Катаев, известнейший советский писатель, автор книг "Белеет парус одинокий", "Хуторок в степи", "Сын полка".

Писатель Валентин Петрович Катаев в молодые годы (фото из свободного доступа)
Писатель Валентин Петрович Катаев в молодые годы (фото из свободного доступа)

Кто не знает или забыл, напомним, что Валентин Петрович - это старший брат Евгения Катаева, который вынужден был взять себе псевдоним Петров, чтобы читателю проще было разбираться с каким из Катаевых он имеет дело.

В следующей статье, которая появится здесь (на канале) через неделю, мы ещё раз обратимся к личности Евгения Петровича. Ненадолго, вскользь.

Евгений Петрович Катаев, он же Евгений Петров (фото из свободного доступа)
Евгений Петрович Катаев, он же Евгений Петров (фото из свободного доступа)
Илья Ильф (фото из свободного доступа)
Илья Ильф (фото из свободного доступа)

Вероятно, у соавторов уже был готовый образ главного героя (Остапа Бендера) и нужно было его как-то озадачить, найти ему применение. И здесь Валентин Катаев советует им (это Ильфу и Петрову) по примеру Гоголя "отправить" своего героя путешествовать по городам и весям, выявляя и высмеивая людские пороки. У Гоголя это был Павел Иванович Чичиков и бессмертные "Мёртвые души". Так и говорят, что в "Двенадцати стульях" торчат уши из "Мёртвых душ".

И тут и там главный персонаж - мошенник и аферист, он разъезжает по стране, встречается с различными людьми, которые отождествляют собой тупость, лень, склонность к воровству, пьянство и т.д. Разница в том, что география путешествий у Остапа гораздо обширнее, да сам он намного симпатичнее, что ли, Павла Ивановича.

Даже скажем так. И. Ильф и Е. Петров, создав образ Остапа Бендера, создали шедевр. Да, да. Ведь Остап, он не лётчик, не учёный, не военный и не художник. Он - жулик. Но при этом Остап с первых строк в книге или с первых кадров в кино буквально влюбляет в себя читателя - зрителя, заставляет сопереживать себе. И, внимание, парадокс - жулик становится положительным героем! Как вам такое развитие событий? Это при нашей-то нелюбви к жуликам и мошенникам. Повторюсь, парадокс.

Как доказательство, хотя бы вот это издание 1982 года, которое занимает своё место на полке Книжного Шкафа. Объём тиража - 350 000 (!) экземпляров. Издательство "Высшая школа", которое специализировалось на издательстве учебно-методической литературы, между прочим.

Фото автора
Фото автора

Пока писались эти строки, вспомнился один литературный герой, который не имеет никакого отношения к нашей сегодняшней теме. Это некто Крош, Сергей Крашенинников из трилогии Анатолия Рыбакова. Так вот, в повести "Каникулы Кроша" этот самый Крош, во время игры "какие десять книг ты бы взял на необитаемый остров" называет в числе прочих "Мёртвые души" и "Золотого телёнка". Правда, в том списке ещё значились и "Красное и чёрное", и "Тихий Дон". Это в шестнадцать-то лет! Серьёзный парень, однако. Но это так, к слову.

Идём дальше. Здесь нужно оговориться. Мы рассматриваем "Двенадцать стульев" и "Золотого телёнка", как дилогию. Книги и фильмы вроде бы разные, но представляют собой одно целое. И Остап в них - один и то же!

В "Двенадцати стульях" мы знакомимся с Остапом в пятой главе. Тое есть, не сразу. Вот он волей судьбы оказывается в Старгороде, но мы понимаем, что авторы привели его туда не случайно. И мы видим, что это молодой человек, двадцати восьми лет, что он крепок физически, - могучая шея не может принадлежать хлюпику. Дальше прочтём оригинальный текст:

"...В город молодой человек вошел в зеленом, узком, в талию, костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было.... Звали молодого человека – Остап Бендер. Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа, – говорил он, – был турецко-подданный». Сын турецко-подданного за свою жизнь переменил много занятий. Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь одному делу, постоянно кидала его в разные концы страны и теперь привела в Старгород без носков, без ключа, без квартиры и без денег."

Давайте немного отвлечёмся. Согласитесь, что окажись сегодня Остап на улице любого города в таком виде, на него никто бы не обратил внимание. Зелёный пиджак, оранжевые ботинки. Но самым шиком было бы сочетание голых щиколоток и огромного шарфа на шее. Однако, явно прослеживается развитие моды в виде синусоиды.

И ещё раз. Крепкий молодой человек, развитый, начитанный. Смелый и деловой. И при этом, жулик. Гениально! Здесь стоит добавить, что Остап "Двенадцати стульев" несколько отличается от Остапа "Золотого телёнка". Он всё тот же Остап - жулик и аферист, деятельный и энергичный, но выглядит он несколько повзрослевшим, более опытным, прагматичным и целеустремлённым.

Короче, создан персонаж, который со временем начинает жить своей жизнью. И такие персонажи просто "просятся" попасть в кино. И многие режиссёры, наверняка, желают поставить своего "Золотого телёнка". Или свои "Двенадцать стульев".

И таких режиссёров было несколько. В том числе и иностранных. Но мы остановимся на четырёх экранизациях и на четырёх актёрах, которые пытались примерить зелёный пиджак Остапа Бендера.

Сергей Юрский, Андрей Миронов Арчил Гомиашвили, Олег Меньшиков.
Сергей Юрский, Андрей Миронов Арчил Гомиашвили, Олег Меньшиков.

Рассмотрим две постановки "Двенадцати стульев". Первая - Леонида Гайдая с Арчилом Гомиашвили в роли Остапа, вторая - Марка Захарова с Андреем Мироновым.

И две постановки "Золотого телёнка": Михаила Швейцера с Сергеем Юрским в главной роли и Ульяны Шилкиной с Олегом Меньшиковым.

Очевидно, кинокритики и киноведы давно уже "препарировали" всех Остапов и "разобрали по косточкам". Не люблю переписывать чужие тексты и присваивать себе чужие мнения, пусть они будут даже самыми профессиональными. Ничто не может помешать бывшему ротному замполиту высказать своё мнение на этот счёт. Перечитав и "Стулья" и "Телёнка" раз по десять - пятнадцать, он может кое о чём судить. Хочется ещё чуть-чуть добавить. Верней, спросить? Вы смотрели фильм "Общество мёртвых поэтов"? Нет? Это, конечно, опять не по теме. Но, совсем коротко. Суть такая - школьный учитель предлагает своим ученикам вырвать страницы из учебников правил, и попробовать следовать своему стилю. Видеть мир своими глазами, иметь своё мнение.

Арчил Гомиашвили (фото из свободного доступа)
Арчил Гомиашвили (фото из свободного доступа)

Принято считать, что наиболее удачный Остап - это Арчил Гомиашвили. Но все мы смотрим на какие-либо события и факты через призму тех или иных обстоятельств и видим всё по-своему. Представьте себе юного телезрителя. Первый Остап Бендер, которого он увидел на экране, был в исполнении Андрея Миронова. Посмотрев раза да или три постановку Марка Захарова, уже несколько повзрослевший телезритель вдруг увидел Арчила Гомиашвили в роли Остапа Бендера. И... не воспринял, не понял, не оценил. Вот ближе ему Остап Андрея Миронова и всё тут. Хотя, сейчас, по прошествии времени, он стал понимать, что объективно А. Гомиашвили более всех остальных соответствует образу Остапа, тому образу, который нарисовали Ильф и Петров. Конечно, по возрасту Арчил Михайлович параметру не соответствовал, но в остальном удачно попадал в образ: и темперамент, и стилизация. Ключевой элемент - внешность, не будем забывать, что Остап Ибрагимович называл себя сыном турецкого подданного.

Сергей Юрский (фото из свободного доступа)
Сергей Юрский (фото из свободного доступа)

Сергей Юрский, Сергей Юрский... Это замечательный актёр, он сыграл Остапа блестяще. Но всякий раз, когда видишь постановку Швейцера, то улавливается какой-то изъян. Трудно объяснить, это что-то неуловимое, но создаётся впечатление, что Юрский играл Остапа как-то слишком академически. Один в один, как в книге. Как дисциплинированный футболист, который на поле в точности выполняет установку тренера. А порой нужен нестандартный ход, - не пас во фланг, а проход по центру.

Андрей Миронов (фото из свободного доступа)
Андрей Миронов (фото из свободного доступа)

И вот именно такая игра удалась Андрею Миронову. Он добавил образу Остапа несколько штрихов романтичности и обаяния. Здесь нужно взять во внимание, что играть Остапа после Гомиашвили и Юрского - дело непростое, необходимо иметь некоторую смелость и уверенность, что получится не хуже. Но справедливости ради отметим, - в чём-то Андрею Александровичу было и проще. Жанр постановки Марка Захарова - мюзикл, - позволяет внести в образ Остапа определённый колорит. Хотя, Андрей Александрович местами переигрывает.

Олег Меньшиков (фото из свободного доступа)
Олег Меньшиков (фото из свободного доступа)

Сложнее всего в данном контексте пришлось Олегу Меньшикову. Давайте обратим внимание на актёрские составы каждой предыдущей картины. Арчил Гомиашвили работал в компании Сергея Филиппова, Михаила Пуговкина, Юрия Никулина, Савелия Крамарова, Натальи Крачковской. Впечатляет, согласитесь. Партнёры по съёмочной площадке Сергея Юрского: Зиновий Гердт, Леонид Куравлёв, Евгений Евстигнеев - высшая лига. Рядом с Андреем Мироновым мы видим таких мастеров, как Анатолий Папанов, Ролан Быков, Олег Табаков. А чего стоит пусть даже эпизодическое появление Любови Полищук?

А. Миронов и Л. Полищук (фото из свободного доступа)
А. Миронов и Л. Полищук (фото из свободного доступа)

Олегу Меньшикову в этом плане повезло меньше. Приходится сказать банальное: от команды зависит многое. В качестве примера. В 2012 году во время локаута в НХЛ, в родной Красноярск приехал Александр Сёмин, чемпион мира, партнёр великого Александра Овечкина по "Вашингтон Кэпиталз". Автору этого материала повезло, - удалось достать билет, матч с Сёминым он смотрел на трибуне "Арены Север". Что бросалось в глаза. Техника катания Сёмина, техника работы клюшкой, игровая мысль. Он создал партнёрам массу голевых моментов, но ребята были не готовы ни к скорости мысли А. Сёмина, ни к скорости шайбы. Итог, "Сокол" проиграл, имея в своём составе такого мастера, как Сёмин. Проиграл и "Золотой телёнок" Ульяны Шилкиной.

Режиссёр Ульяна Шилкина (фото из свободного доступа)
Режиссёр Ульяна Шилкина (фото из свободного доступа)

С Олегом Меньшиковым в составе. Ну, или, считается, что проиграл. Кинокритики признали фильм провальным. Скажу прямо, лично я посмотрел все серии с интересом. Конечно вопросы были и к Шуре, и к Адаму, и к Паниковскому. Но, Олег Менньшиков, при этом, создал самобытный образ Остапа не в ущерб Остапу литературному. И, повторюсь, не будем забывать, что до него Бендера сыграли выдающиеся мастера. Меньшикову волей - неволей приходилось отказываться от каких-то наигранных положительных практик, которые уже использовали его предшественники.

Олег Меньшиков показал Остапа утомлённым, уставшим от этой авантюрной жизни. В глазах - философская грусть. Уставший, грустный клоун. Имеет право Остап Бендер быть таким? Вполне.

Теперь самое главное. Всегда было жаль Остапа. Ну что за напасти. В "Двенадцати стульях" его бессовестно режет гражданин Воробьянинов, в "Золотом телёнке", не менее бессовестно, грабят румынские пограничники.

В детстве мне было жалко его до слёз. В подростковом возрасте, начиная в очередной раз перечитывать книгу, я надеялся, что за это время, которое прошло между перечитываниями, там (в книге) что-то изменилось, и Остапа ждёт какое-то благополучие. Став взрослым, я просто не дочитывал книгу до конца. Ещё я каждый раз негодовал, когда Зося Синицкая отвергла нашего Остапа, отдав предпочтение Периклу. Как такое возможно?

Ольга Красько в роли Зоси Синицкой (фото из свободного доступа)
Ольга Красько в роли Зоси Синицкой (фото из свободного доступа)

Спасибо Ульяне Шилкиной, она сумела устроить судьбу Великому Комбинатору, выдав Зосю за него замуж. Что между ними будет дальше - не важно. Остановись мгновенье. Теперь можно выключить телевизор и спокойно лечь спать. Наконец-то Остап оказался в надёжных руках.

Зоя Синицкая и Остап (фото из свободного доступа)
Зоя Синицкая и Остап (фото из свободного доступа)

На этом всё. Удачи! Читайте, смотрите, сравнивайте.

Ваш, Книжный Шкаф