Найти тему
Блог №5

Спектакли пяти московских театров, которые я посетила этой зимой.

Как привить любовь к театру? - Начать смотреть сериалы, например:)

Осенью я наткнулась на сериал "Триггер", первый сезон мне очень понравился. И я подумала, что Светлана Иванову я видела "Трех товарищах", Игоря Костолевского - в "Мертвых душах", теперь надо посмотреть на Максима Матвеева на сцене. Стала читать про его театральные работы и наткнулась на роль в спектакле "Карамазовы". Он там уже не играет, да и вообще по итогу я про него временно забыла, а вот спектакль посетить очень захотелось. И не зря.

А дальше меня понесло: восемь спектаклей с конца ноября по начало февраля. До этого я ходила в театр раз в год, иногда два, и восемь для меня - это абсолютный рекорд. Хочется даже взять небольшой перерыв на отдых. Зато сейчас я точно осознала, что как и любое искусство театр - это не только эстетическое удовольствие, а мощный ресурс, которые дает кучу энергии. Раньше я этого не ощущала.

№1 МХАТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА

Источник фото: eastpearl
Источник фото: eastpearl

СПЕКТАКЛЬ "КАРАМАЗОВЫ"

Спектакль Константина Богомолова - интерпретация романа Ф. М. Достоевского продолжительностью пять с половиной часов. Смотрится на одном дыхании. Этот тот случай, когда лучше один раз увидеть. Режиссура, декорации, актерская игра - все очень талантливо. Премьера состоялась в 2013 году, и до сих пор полные залы. Билеты можно купить месяца за полтора до спектакля.

На сцене установлено два экрана, и два оператора(левый и правый глаза) в реальном времени показывают, что происходит с разных ракурсов. Это не только здорово, но удобно, ведь так зритель видит гораздо больше. Мы сидели в партере, но за очень высоким и человеком, и экраны выручали.

От Достоевского в спектакле осталась только основа сюжета: отец семейства Федор Карамазов (Игорь Миркурбанов) и три его сына. Старший сын Дмитрий (Филипп Янковский) - алкоголик, который постоянно просит у всех денег. А еще, у них с отцом на двоих одна любовь - Грушенька, которую великолепно сыграла Александра Ребенок. Поэтому, когда Федора находят убитым, все подозрения падают на Дмитрия.

Среднего сына Ивана сыграл Алексей Кравченко, который почти весь спектакль сидел, но сидел очень артистично, оказывается, так бывает. По сюжету (спектакля) он приехал из-за границы и туда же собирается вернуться. Младшего сына Алешу сыграла Роза Хайруллина.

Мне очень понравилось, как играет Дарья Мороз (Катя-кровосос) и Марина Зудина (Хохлакова-кубышка). Последнюю часто ругают, но в "Карамазовых" она великолепна.

Вообще на сцене творилось настоящее представление (и вакханалия). Актерам будто было мало пространства, и они продолжали играть в партере, не замечая восторженных зрителей. Музыкальное сопровождение, мягко говоря, непредсказуемым: от Рамштайна до Моцарта, от Квин до Алексея Глызина, Лариса Черникова, Игорь Николаева и Ник Кейв). Я больше не парюсь, что у меня разрозненный плейлист)

Мне очень понравилось. Смешной, красивый, остроумный и талантливо сделанный спектакль. Он мне так понравился, что я вдохновилась исследовать культурную Москву дальше.

Источник фото: eastpearl
Источник фото: eastpearl

№2 БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Источник фото: eastpearl
Источник фото: eastpearl

ОПЕРА "МАЗЕПА"

На опере в Большом театре я была дважды, но очень давно и на новой сцене. И вот захотелось сходить на историческую. Доступные билеты были на "Мазепу", и даже в партер. Я сразу заподозрила подвох, но подумала, что оперу Чайковского испортить сложнее, чем, скажем, балет. И в целом, я была права.

Опера из трех актов. Первые два акта были классическими. Сюжет основан на исторических событиях времен Петра I. В гетмана Мазепу влюбляется его крестница Мария, дочка Василия Кочубея (на самом деле Марией была другая дочь Кочубея, но в опере так). Отец не хочет выдавать свою обезумевшую дочь за старика. Тогда Мария бросает семью ради любви, а Кочубей едет в Москву к царю с доносом на Мазепу. Петр ему не верит и призывает казнить доносчика.

Тем временем, Мария кручинится, что Мазепа стал меньше уделять ей внимания. Он рассказывает ей о своих планах объединиться со Швецией против Петра, чтобы самому править, Мария его поддерживает. Ночью к Марии приходит мать и рассказывает про казнь отца, Мария сходит с ума. На этом второй акт заканчивается. Мне понравилось, но стало немного грустно от того, что костюмы очень простые на фоне тех, что были, например, на записи от 1986 года. Декораций почти нет, они в прямом смысле транслируются на огромном экране.

В третьем акте режиссер решает импровизировать и вносит изменения в костюмы, декорации и кадры на экране. К счастью, он не трогал музыку, она осталась волшебной, и основную линию сюжета. На руинах разрушенного после бунта Мазепы встречаются обезумевшая Мария и с детства влюбленный в нее умирающий Андрей.

Что касается исполнителей, я совсем не чувствую себя экспертом и исхожу лишь из того, нравится мне или нет. Партия Андрея в исполнеии Олега Долгова мне понравилась, а вот Марии (Анна Шаповалова) не очень.

Источник фото: eastpearl
Источник фото: eastpearl

№3 МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР К. С. СТАНИСЛАВСКОГО И В. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО

БАЛЕТНЫЕ СПЕКТАКЛИ "СИЛЬФИДА" И "ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО"

До "Сильфиды" в декабре прошлого года в театре Станиславского я не была ни разу. Как-то вскользь сказала об этом знакомой, и она предложила сходить. Не на оперу, а именно на балет, который я очень люблю, правда больше на экране.

Наличие спектакля на нужную дату определил выбор. Забавно, но до этого на живом балете я была примерно в 2011 году в БТ на "Жизели", младшей сестре "Сильфиды".

По сюжету главная героиня Сильфида, волшебное существо с крыльями, влюбляет в себя Джеймса, сводит его с ума, расстривает его свадьбу, а когда он с помощью темных сил пленяет ее, понимает, что не может быть в неволе и умирает.

Главные партии исполнили неизвестные мне Анастасия Лименько и Иннокентий Юлдашев. И может, из-за того, что я посмотрела кучу старых балетов, а может, из-за того, что до этого я видела балет вживую с Николаем Цискаридзе, но сделала я следующие выводы: в театре Станиславского очень красивые декорации и костюмы, потрясающий кордебалет, очень средние балерины и совсем невпечатляющие артисты балета. Не было даже попытки скрутить 32 фуэте, да вообще не было сложных элементов. Но я не пожалела, что сходила. Было красиво.

Источник фото: eastpearl
Источник фото: eastpearl

Рассказала о впечатлениях своему разбирающемуся другу, и он сказал, что раньше в МАМТе была самая лучшая постановка "Лебединого озера". Я почитала и поняла, что она идет до сих пор. Билеты, разуемся, пришлось ловить, но я справилась. И в субботу в 12.00 я уже сидела в зале в предвкушении. Тот же друг мне сказал, что балетная музыка делается простой, чтобы нравиться зрителю, и нужно слушать симфонии, но я ничего могу поделать, у меня мурашки каждый раз. Поэтому отмечу еще и оркестр, они справились, мурашек было больше обычного)

По сюжету "Лебединого озера" принц влюбляется в заколдованную в лебедь принцессу. Колдовство может победить только любовь, но в образе любимой принцу является дочка злого волшебника, и он не видит подмены. Потом он понимает свою ошибку, и после борьбы добра со злом все заканчивается хорошо.

Декорации и музыка невероятны. Кордебалет меня просто зачаровал, ни одного неправильного движения. Они настолько идеально двигались, что в глаза бросались даже незначительные различия в весе балерин, потому что ни к чему другому придраться было нельзя.

Партию Одетты исполняла Эрика Микиртичева. И 27 фуэте она скрутила сама, а до 32 докрутить ей помог принц. Так что, в целом, я довольна. А вот принц (Денис Дмитриев) двигался очень мало и тяжело. Кстати, он идеально вписался бы по фактуре в партию Краса в "Спартаке", но не Зигфрида. Злой гений вообще не танцевал. А вот самым крутым мужским персонажем был шут, который вытворял что-то невероятное на сцене. И самое интересное, что партию шута исполнил уже известный мне Иннокентий Юлдашев. Так что, нельзя судить по одному спектаклю:)

Источник фото: eastpearl
Источник фото: eastpearl

№4 ТЕАТР ИМЕНИ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО

Источник фото: eastpearl
Источник фото: eastpearl

СПЕКТАКЛИ "НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ", "ШКОЛА ЖЕН", "РУССКИЙ РОМАН"

Я пыталась посмотреть "Русский роман" дважды. В первый раз нам прямо на входе сказали, что из-за болезни актера будет замена спектакля. Среди планирующих его посмотреть зрителей в очереди были приятные мне публичные люди, и это стало еще одним аргументом купить билеты на ближайший спектакль в январе. Вторая попытка была со всех сторон успешной. И принятые люди тоже пришли повторно:)

Вместо отмененного спектакля тогда мы пошли на "Всякого мудреца довольно простоты", а перед самым Новым годом сходили на "Школу жен". Но про эти два спектакля я уже писала в отдельном посте про театр Маяковского, поэтому не буду повторяться и напишу только с своих впечатлениях от "Русского романа".

Премьера спектакля состоялась семь лет назад, и в сезоне 2015-2016 "Русский роман" получил три "Золотые маски": за лучший драматический спектакль большой формы, за лучшую женскую роль (Евгения Симонова) и за лучшую работу драматурга (Марюс Ивашкявичюс). Постановка Миндаугаса Карбаускиса, невероятно талантливого театрального режиссера.

Спектакль двухактных. Первый акт интересный, но только после второго понимаешь, почему этот спектакль не просто хороший, а именно сильный.

В данном случае рассказывать про сюжет сложно. Это не постановка по известному произведению, а авторская работа. Спектакль основан на фрагментах жизни Льва Николаевича Толстого, его взаимоотношениях с Софьей Андреевной, попытка передать его мысли и переживания, установить взаимосвязь между писателем и его персонажами, а именно, сравнение с Анной Карениной.

Для создания параллелей один и тот же артист играет разные роли: реального человека и персонажа произведений Толстого. Например, Вера Кинчева играла молодую Софью Андреевну и Кити. Взрослую Софью Андреевну сыграла Евгения Симонова. Как постоянный зритель Маяковки, многих актеров я знала по другим спектаклям, но особенно отмечу Татьяну Орлову, у которой в спектакле тоже две роли.

Источник фото: eastpearl
Источник фото: eastpearl

№5 ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА

Источник фото: eastpearl
Источник фото: eastpearl

СПЕКТАКЛЬ "МАДМУАЗЕЛЬ НИТУШ"

Вахтанговская версия французской оперетты конца 19 века ставилась дважды: в 1944 году и спустя 60 лет в 2004 году. Постановка Владимира Иванова 2004 года идет до сих и купить билеты на нее достаточно сложно, их быстро раскупают даже спустя 19 лет после премьеры. Отзывы зрителей один хвалебнее другого. Я и пошла. Впечатления неоднозначные. Попробую описать.

По сюжету воспитанница женского пансиона Дениза мечтает играть в театре и вскоре узнает, что местный учитель как раз тайком пишет музыку для постановок. Учитель Селестен влюблен в актрису своей оперетты Коринн, та крутит роман с полковником, братом начальницы пансиона. Друг и сослуживец полковника лейтенант Фернан де Шамплатро отправляется искать невесту в пансион и ему рекомендуют Денизу. Разговаривать им разрешено только через ширму (забавно, что в это время я читала "Дети мои", и там тоже знакомство начиналось через ширму), поэтому в лицо они друг друга не знают. Не желавшей замуж Денизе про свадьбу ничего не говорят, но отправляют ее в Париж под предлогом переезда в другой пансион. Сопровождать ее должен учитель музыки, и в пути они договариваются заехать в театр. В театре Коринн ревнует Селестена и уходит из оперетты, ее место занимает Дениза. Лейтенант влюбляется в нее, не понимая, что она и есть та самая воспитанница (почти как в "Школе жен"). Все закрутилось, завертелось, как и положено по закону комедийной оперетты.

Актерский состав классный: Мария Аронова играла начальницу пансиона (да, имени у нее нет), Александр Олешко - Селестена, Анна Антонова - Коринн, Артур Иванов - полковника, Карен Овеян - лейтенанта, Полина Рафеева - Денизу.

Спектакль трехактный, идет 4 часа в двумя антрактами. Первый акт мне не понравился. Артура Иванова с трудом можно было отличить от Гарика Харламова, причем, не только по голосу, но и по толщине шуток. Зал ухахатывался, и меня это очень смущало. Олешко и Аронова были смешнее, но не сильно. Все актеры постоянно взаимодействовали с залом. И с одной стороны, это было круто, тк иногда они выходили в партер, а с другой стороны, как прием это так себе. Но самое главное, музыки (в оперетте!) было очень мало. Во втором акте появляется Анна Антонова, значительно больше музыки, и мне стало нравиться, к третьему акту спектакль я полюбила, но все равно считаю, что он затянут.

Источник фото: eastpearl
Источник фото: eastpearl

__

И это все за два с небольшим месяца, пожалуй, самое время сделать небольшой перерыв:)