Найти тему
Пойдём со мной

"Пигмалион" или как креативит современность

Что может быть проверенее классики? Мы спешим в "Современник" на "Пигмалиона. Единственное, что успела посмотреть "до" - спектакль ставила сама Волчек, а это несомненнейший плюс, в главной роли Маковецкий, тут я подумала: "И это пройдёт".

Первый звонок, мы занимаем свои места. 18 ряд партера, левый край, занавес поднят, декорации под хорошим углом к сцене, и, оценивая неровности стен, я уже предвижу боль в шеи. Во время представления, декорации сдвигаются в параллель с залом, видимость отличная, шея в порядке! Есть у того же "Современника" понравившийся мне спектакль, который лучше всего смотреть из центра или справа.

Третий звонок. Действие. На сколько я понимаю, если вы ничего не услышите или не поймёте в первой сцене - ничего страшного, так они подводят к талантам профессора Хиггинса, хотя злит ужасно. Я не вредина и знаток, у меня нет театрального и околотеатрального образования, не люблю писать гадости, но происходящее на сцене напрягает. Ещё сложно понять, но мне не нравится.

В антракте меня настигает шепот: "Может, ну, его этот второй акт". Я привыкла дочитывать неинтересные для меня книги, досматривать фильмы, и тем более спектакли. В моей жизни были пару постановок, которые делали последние 15-20 минут, когда наступал так называемый катарсис и всё становилось ясно. Возвращаемся в зал.

Второй акт расставляет всё по своим местам. Актёры играют не персонажей, а их карикатуры. Смех буквально выжимается из юного зрителя формой подачи. [Наблюдение: смеялись звонкие молодые голоса; в особых моментах, в том числе с юмором аплодировали старшие, "молодёжь" не догоняла]. Помните такую старую команду КВН "Фёдор Двинятин" где капитаном был товарищ Гудков? Помнится мне конкурс капитанов, который они "сливали" безбожно, шутки были абсолютно не смешные, нелепые, невпопад, но зал заливался от манеры подачи Александра, о чём и высказалось жюри. На сцене "Современника" шло продолжение старого КВН по мотивам Бернарда Шоу.

Ближе к финалу между Элизой и Профессором происходит знаменательный диалог:

Э л и з а. Не кривляйтесь, пожалуйста. Как вам не стыдно передо мной кривляться?
Х и г г и н с. Я в своей жизни никогда не кривлялся. Кривлянье не идет ни человеческому лицу, ни человеческой душе.

И как бы не отрицал Сергей Васильевич, именно кривлянием, не в лучшем его виде, актеры и упражнялись весь вечер. При этом не отрицаю, мне понравились Марина Хазова (Миссис Пирс) и Максим Разуваев (полковник Пиккеринг). Второй акт был затянут и скучен, последние 20 минут изо всех сил боролась с желанием покинуть наконец зал. Кстати, финал был красивым, романтичным, трогательным, хотя и без современных излишеств.

Уже чуть позже мы прочли, что премьера спектакля состоялась аж в 1994 году, без малого постановке 30 лет! [Кстати, "Три товарища" постановка-долгожитель "Современника" великолепна! ] Изначально Хиггинса играл Гафт, а Элизу - Елена Яковлева, и картина явно рисуется другой. В 2011 году после ухода Яковлевой спектакль возрождается самой Галиной Борисовной. И можно долго рассуждать на тему того, что спектакль заигран, или так долго жить нельзя, но режиссера нет, а стойкая уверенность того, что ОНА ЭТО не ставила, и сами актеры в пылу своей значимости опошлили и искривили постановку присутствует.

А ещё поймала себя на мысли, что в роли Хиггинса любопытно было бы увидеть Хабенского.