Новый год. Броуди Торренс, шотландец, работающий пилотом иностранной американской авиакомпании в Сингапуре, планирует отведать Оливье со своей взрослой дочерью на Гавайях. Но сначала он должен попасть в Токио.
Рейс непопулярен, на нем всего дюжина пассажиров. Один из них, крупный чернокожий мужчина, закован в наручники. Служитель объясняет, что его выдали за старое убийство. Самолет попадает в грозу, приборы отказывают, и Торренсу чудом удается посадить машину на остров в Филиппинах. Остров контролируется бандитами, которые берут иностранцев в заложники, как только видят их.
Фильм представляет собой экономную, но калорийную двойную картину, состоящую из фильма-катастрофы и тропического боевика, который случайно не попал в праздничный прокат." Фильм "Крушение" - это русский перевод блестяще приземленного оригинального названия "Самолет", но оно вводит в заблуждение, а также немного спойлерит (впрочем, как и "Самолет"): лишь небольшая часть действия происходит в самолете. Однако важно, наконец, запомнить, что лететь куда-либо 31 декабря - не самая лучшая идея. К тому времени, когда пилот Торренс еще только приветствует пассажиров на борту серией заранее заготовленных, коростных шуток, уже становится ясно, что "Алоха" невозможна и что в лучшем случае мы будем сидеть на одном месте и встречать Новый год только в воздухе.
Торренс, одноименный преемник "Сияния" и Джона Макклейна, имеет усталый, немного похмельный вид, который мог бы вызвать подозрение у гражданского пилота, но идеально подходит для стареющего героя боевика. Служил в военно-воздушных силах. Жена умерла. Джерард Батлер не обладает ни самоиронией Брюса Уиллиса, ни родословной Лиама Нисона, но он умеет очень убедительно морщить нос. Это явно человек, которому все надоело и не приносит никакой радости. Только его большеглазая дочь за ноутбуком на стильной террасе и коктейль Blue Hawaii могут хоть немного растопить его сердце.
По этой причине, а не из-за ответственности капитана, главный герой беспрестанно ворчит, выдыхает и ругается, но толкается вперед, как танк. Поэтому ему легко сочувствовать. За героической позой скрывается наивная человеческая мотивация, еще более упрощенная в наручниках, которые играет человек, известный как Люк Кейдж из сериала MCU, здесь воссозданный Николасом Кейджем из "Воздушной тюрьмы". Возможно, у сценаристов и был соблазн объяснить неприятности этого заключенного с законом каким-то благородным порывом, но они этого не сделали. Ну, он убил кого-то, он был молод, - туманно объясняют герои.
Все, что нам нужно знать, - это то, что Он на нашей стороне. Если бы это был проект более высокого уровня, например, тот же Prison, то первым делом изменился бы не фейерверк, а внимание к деталям. Разрозненные, яркие персонажи, казалось бы, должны быть разбросаны по разным местам, но, опять же, сценаристы сводят их к минимуму. Здесь есть сварливый лысый американец, испуганные маленькие девочки и англичанин, снимающий все на свой мобильный телефон. В самолете нет ни стариков, ни детей, а азиаты довольно малочисленны географически, но есть швед, которого играет модель Victoria's Secret. Единственные филиппинские бандиты - это те, у кого красивые длинные волосы и автоматы Калашникова.
Но действительно ли это так страшно? Француз Жан-Франсуа Рише, известный у себя на родине своими пронзительными фильмами о пригородах (State of Place, Crack 6-T) и дебютировавший в США с отличным ремейком "Нападение на 13-й участок", имеет в своем распоряжении нечто большее, чем навыки жанрового режиссера. Он добивается результата, имея в своем распоряжении скромный материал. В фильме Crash есть отрывистый ритм и аморальный дух боевика 80-х годов. За исключением того, что без паузы штаб-квартира авиакомпании вставляет ритуал, в котором кризисный менеджер с военной выправкой хвастается своей компетентностью. Каждую минуту главный герой находится в какой-то опасности. Пассажиры кричат. Батлер ворчит. Оружие используется самое разное - от молотков до адских винтовок, которые отбрасывают жертв на несколько метров. Короче говоря, они не могут вернуться в туалет. Кроме того, есть воздушные сцены, которые могут вызвать аэрофобию даже у любителя реактивных самолетов. Аэроплан остается самым успешным фаллическим символом после ракет и подводных лодок. И когда измученному и дряхлому Торренсу, вопреки всему, удается поднять его, пусть даже на время, это достойная кульминация, редкий случай, когда аплодисменты пилоту столь же заслуженны, сколь и не заслуженны.