Когда люди сетуют на плохие вводные данные, мол - родилась в плохой семье, в деревне, не было нормального вуза, конкуренция на работе, плохой прогноз погоды 😄 и тд… мне всегда приходит на ум Знаменитая на весь мир Архитектор - Заха Хадид‼️
Ее вводные такие:
⁃ родилась в Ираке! В Багдаде. На минуточку - женщина.
⁃ увлекалась математикой
⁃ «Планета на собственной орбите» - так называли Заху ее первые учителя. Как вам?
⁃ В детстве увлекалась русским авангардом! Малевичем. Представьте только.
⁃ стала самым крутым и востребованным современным архитектором, с которой не могли соревноваться даже именитые мужчины - архитекторы . А зодчество - это мужской мир😉
И как результат - вот такое «скромное» портфолио😉: Zaha Hadid Architects — одно из главных мировых архитектурных бюро, базирующееся в Лондоне; Центр водных видов спорта в Лондоне, Оперный театр в Гуанчжоу, Центр современного искусства в Цинциннати, завод BMW в Лейпциге, небоскреб в Марселе, музей MAXXI в Риме, павильон-мост в Сарагосе, аэропорт в Пекине… и многие другие знаменитые сооружения, впечатляющие своей мощью и формами в более чем 45 странах мира . Её здания с невероятным интерьером стали похожи на космические корабли. В Москве есть много зданий и частных особняков, спроектированных Захой, и это что-то сверх - футуристичное‼️ Стоит отметить, что большие архитектурные сооружения не единственное занятие автора. Заха делала инсталляции, театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, интерьеров и даже писала картины.
Заха не была поклонницей стандартов, ей все время хотелось разрушить уже установленные каноны. Если здание, то без углов. Если обувь - то пусть углов будет больше🤗. Пусть украшения будут похожи на архитектуру, а архитектура будет настоящим украшением любого города. Дизайн Заха Хадид выделяется своей искаженной перспективой, нарушенной геометрией; ее здания не стараются вписаться в пространство - они создают свой собственный новый мир - как и она сама‼️
В конце 2015 года ресурс Артнет включил Заху Хадид в список 100 самых влиятельных людей в художественном мире, а журнал Wired — в число 100 мировых лидеров идей. В феврале 2016 года она стала первой женщиной, получившей золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA), высочайшую национальную награду. А самую престижную международную архитектурную премию — Прицкеровскую — Хадид вручили еще в 2004-м в Петербурге кстати. В числе получивших ее она также стала первой женщиной✊. И первой мусульманкой. Премия вручалась в Эрмитажном театре. Тогда же договорились о выставке в Эрмитаже, на подготовку которой ушло 11 лет. Для Николаевского зала Зимнего дворца Заха Хадид сделала парадоксальный дизайн-проект, напоминавший в плане спираль ДНК и ленту Мёбиуса и строившийся вокруг «Черного квадрата» Казимира Малевича как точки невозврата искусства🖤. Кстати☝ с изучения социального эксперимента и пространственных опытов русского авангарда началось ее творчество. Никто не знал, что эрмитажная выставка станет ее последней большой ретроспективой…😐
Узнаваемость текучих форм, выстроенных то плавно, то резко, неожиданные развороты фасадов и прорывы объемов еще до завершения строительства сделали эти здания памятниками архитектуры. Линейные, ленточные формы опоясывают вазы, диваны, катера, автомобили, туфли и все остальное многообразие ассортимента студии Zaha Hadid Design. Язык ее архитектуры далек от повседневных требований, элементы зданий живут невозможной жизнью в своем «космосе» , а функциональное меняется местами с декоративным.
Понятый широко как организация жизненного пространства дизайн подчиняет своим принципам архитектуру Хадид, выстроенную на основе парадоксальной геометрии. Сегодня ее стиль определяют словом «параметризм»: архитектурой управляет сложное математическое уравнение (привет школа 👋🏻), ведущее эволюцию формы с безупречной последовательностью. Математика, которую Хадид изучала до занятий архитектурой, лежит в основе ее творчества.
Оставалось правильно применить ее на практике! Сохранить свое чувство формы и последовательно выстроить свой стиль на закате постмодернизма было непросто, но Хадид это удалось🙏🏻.
Заха Хадид легко и естественно вошла в мировую архитектурную элиту. О поразительной «женщине-архитекторе» писали все больше, а она ненавидела саму эту формулу, считая, что профессионализм не связан с полом. И правильно
Ее творческий путь не был столь уж гладким и безоблачным. Ее работы вначале называли нежизнеспособными, красивыми и эффектными лишь на бумаге, она выигрывала конкурсы, но заказчики в итоге либо банкротились, либо в последний момент отказывались от авангардного проекта. Было много препятствий - но она никогда не сдавалась и не шла на поводу у общественного мнения .
Многочисленных учеников и последователей Хадид завораживают ее преданность русскому авангарду и свободная сила выражения. Всем своим творчеством она сумела доказать естественную близость и взаимозаменяемость этих двух понятий. А также необходимость для архитектора настаивать на своем, пусть совершенно безумном видении мира‼️ Для тысяч студентов (а особенно студенток) архитектурных факультетов судьба Захи Хадид, женщины родом из Багдада, сумевшей войти в десятку главных зодчих столетия, навсегда останется стимулом к творческой настойчивости и символом всепобеждающей свободы✊.
Понравилось? Тогда ставьте лайк и подписывайтесь! Вам не сложно, а нам приятно 🙂