Найти тему

ТОМАС МОР: ЗА ЧТО КАЗНИЛИ ПЕРВОГО СОЦИАЛИСТА?

545 лет назад, 7 февраля 1478 года, в Лондоне, в семье королевского судьи, родился человек, чьи мысли оказались слишком прогрессивны не только для своего, но и, пожалуй, для нашего времени. 

Юрист, дипломат, государственный деятель, философ и литератор Томас Мор был образованнейшим человеком своей эпохи, оставившим после себя богатое наследие. 

Например, мало кто знает, что знаменитая песня "Вечерний звон" является русской кавер-версией XIX века произведения Томаса Мора "Those evening bells".

Томас получил блестящее образование в Оксфорде и начал успешную карьеру юриста, однако юношу всегда привлекали две мысли - о служении Богу и о служении людям. Выбирая между этими направлениями, он выбрал второе, посвятив жизнь проблемам социальной справедливости. Став членом Парламента, Мор выступил против увеличения налогов в пользу Генриха VII, из-за чего оказался в опале, был вынужден сложить свои полномочия и оставить общественную деятельность, вернувшись к ней лишь после смерти монарха.

Унаследовавший престол Генрих VIII оценил дюжий государственный ум молодого человека, недооценив однако при этом его честность и принципиальность. Король вначале назначает Томаса младшим шерифом Лондона, затем - послом во Фландрии, производит его в рыцари, утверждает канцлером герцогства Ланкастерского, и, наконец, лорд-канцлером всего королевства, то есть главой судебной власти и председателем палаты лордов. 

Желание Генриха VIII развестись со своей женой, чтобы жениться на другой даме - Анне Болейн, встретило неодобрение Папы Римского и стало одной из причин разрыва английской монархии с Ватиканом. Будучи глубоко верующим человеком и знатоком всех канонов, Томас Мор отказался подписывать незаконный акт, признающий власть короля Англии выше власти Папы Римского, после чего был арестован и обвинён в государственной измене. 

6 июля 1535 года Томас Мор был казнён в Лондонском Тауэре путём отрубания головы.

Сэр Томас Мор был выдающимся политическим деятелем, прекрасным семьянином и заботливым отцом четырёх детей. Но, пожалуй, самым знаменитым произведением его жизни является фантастическая книга "Утопия" о вымышленном островном социалистическом государстве, расположенном в умеренном поясе южного полушария. 

-2

Чтобы избежать лишних проблем с королевской цензурой, автор предпринял ряд мер предосторожности. Во-первых, книга была издана за границей - в Бельгии и во Франции. Во-вторых, она была написана в форме диалога самого Томаса с вымышленным португальским моряком Рафаилом Гитлодеем, где Гитлодей в мельчайших подробностях описывает общественное устройство, обычаи и нравы сказочного народа, а сам автор пытается спорить со своим собеседником, во многом с ним не соглашаясь.

Поговорим же теперь о самой Утопии. Это федерация, состоящая из 54 городов и имеющая республиканскую форму правления. Ее граждане живут большими семейными общинами. Каждые 30 общин ежегодно избирают своего представителя - чиновника низшего ранга, именуемого на греческий манер филархом. Каждые 10 филархов избирают из своего состава протофиларха. Кроме того, филархи избирают из 4 выдвинутых на прямых выборах кандидатов князя своего города. Высшим же законодательным органом Утопии является сенат, в состав которого входят по трое представителей от каждого города.

Жителям Утопии не знакомы понятия денег и частной собственности - все производимые ими блага поступают на городские склады, где под контролем филархов бесплатно распределяются между общинами исходя из принципа необходимости (зачем кому-то брать больше, чем он может употребить, если нет возможности продать или обменять излишек?). Тяжёлый сельскохозяйственный труд является всеобщей гражданской повинностью - горожане, сменяя друг друга, работают в деревне по два года. Отсутствие господствующего класса и предметов роскоши позволяет утопийцам, используя простые технологии XVI века, достигать изобилия продуктов даже при 6-часовом рабочем дне.

В Утопии существуют и такие диковинные для позднего Средневековья общественные институты, как:

- свобода вероисповедания;

- право на эфтаназию;

- лесовосстановление;

- исправительные работы; 

- бесплатное здравоохранение;

- социальное обеспечение, связанное с потерей трудоспособности.

Напомним, если вдруг кто-то забыл, что автор - старший современник Ивана Грозного!

Философские воззрения утопийцев можно охарактеризовать следующей фразой: "Стремись к счастью, и не мешай стремиться другим". 

Жители Утопии предпочитают здоровый образ жизни, им чужды азартные игры и тяга к роскоши. Золото в их стране считается самым презренным из всех металлов. Из него изготавливают ночные горшки и в него часто облачают преступников. Сами же преступники в Утопии трудятся на благо общества, выполняя тяжёлую работу. Очень сильно в Утопии осуждается супружеская измена. 

В книге также подробно описаны красивые заморские города с каменными мостами, кварталами из трёхэтажных домов и внутренними садами.

Помимо описания фантастической страны Томас Мор в своей книге критикует также и существующее мироустройство - социальное неравенство, захватнические войны и коррупцию. Правда вкладывает эти слова на всякий случай в уста всё того же своего "воображаемого друга" Рафаила. Цензура, что поделаешь?

Вот лишь некоторые его цитаты, которые могут Вам показаться интересными:

"Если каждый на определенных законных основаниях старается присвоить себе сколько может, то, каково бы ни было имущественное изобилие, все оно попадает немногим; а они, разделив его между собою, оставляют прочим одну нужду"

"Безопасность [короля] заключаются скорее в благосостоянии народа, чем в [его] собственной казне"

"Государи гораздо больше заботятся о том, как бы законными и незаконными путями приобрести себе новые царства, нежели о том, как надлежаще управлять приобретенным" 

"Попадая в такую среду, которая легче может испортить даже прекрасного человека, чем исправиться сама, ты не можешь встретить ничего такого, где ты мог бы принести какую-нибудь пользу. Извращенные обычаи такого общества или испортят тебя, или, оставаясь непорочным и невинным, ты будешь служить прикрытием чужой злобы и глупости".

"Можно запретить приобретать должности подкупом или продажей; прохождение этих должностей не должно сопровождаться издержками, так как это представляет удобный случай к тому, чтобы потом наверстать эти деньги путем обманов и грабежей, и возникает необходимость назначать на эти должности людей богатых, тогда как люди умные выполнили бы эти обязанности гораздо лучше"

Со временем слово "утопия" (кстати, с греческого его можно перевести как "место, которого нет") стало нарицательным. Им обозначают несбыточную мечту Человечества об идеальном общественном устройстве.

Но так ли она несбыточна? Или просто кому-то хочется, чтобы она таковой казалась? По мнению Мора, основной причиной, препятствующей ее реализации, является человеческая гордыня - желание быть чем-то лучше других. 

Но может, всё-таки лучше мечтать и стремиться к своей светлой мечте, чем продолжать бессмысленно унижать, грабить, и убивать друг друга? Или просто способствовать этому своим бездействием, оправдывая себя тем, что справедливое общество - это всего лишь "утопия"? 

#ЛГО_Думаем_вместе

#ЛСА

#утопия